МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Во время занятий физической культурой с младшими школьниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм
Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, они благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка. Подбор игр и физических упражнений необходимо направить на всестороннее оздоровление организма ребенка, поэтому нужно, как можно чаще проводить занятия на свежем воздухе или в спортивном зале при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий. Педагог должен естественным образом стимулировать двигательную и интеллектуальную активность детей.
Усовершенствовать содержание двигательной деятельности школьников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий (мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).
Многообразие подбора и расстановки оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физической культурой, а также в организованной двигательной деятельности .
Вариативность физкультурно-игровой среды заключается в создании новых условий:
— в физкультурном или тренажерном зале, на спортивной площадке, в лесу или в парке (в зависимости оттого, где используются пособия);
— за счет смены переносного оборудования и использования новых для данной группы предметов и пособий, их рационального чередования;
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
Совершенствование двигательной сферы младших школьников связано с выбором определенных способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими характеристиками используемых физкультурных пособий.
Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия (например, попасть мячом в корзину, удержать равновесие на балансире, пройти по гимнастической скамейке, проехать на велосипеде), определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы.
Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.
Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных пособий и предметов (мячи, обручи, гимнастические палки и т. д.) будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерам» гимнастической палкой и другими предметами. В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.) у детей формируются двигательные навыки.
При наличии насыщенной вариативной физкультурно-игровой среде могут создаваться усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, ее стоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом они проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
В процессе выполнения двигательных заданий школьники получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе длительность формирования умения ориентироваться в окружающей среде.
Во время занятий физической культурой школьники действуют в определенном пространстве, которое может отличаться по величине и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спортивной площадке, предоставляют детям широкое поле деятельности, ребята много двигаются на беговых дорожках, полосе препятствий, мини-стадионе, учебной лыжне, в прыжковых зонах. Пространство в закрытом помещении более замкнутого, оно ограничено размерами и формами физкультурных и тренажерных залов, бассейнов.
Физические упражнения могут выполняться с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом и др.), на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе на санках, лыжах и т. п. или около этого оборудования (у гимнастической стенки, скамейки, бревна и др.).
Занимаясь на спортивной площадке, в физкультурном зале и т. д., ребенок на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, к самому себе.
В процессе обучения элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также спортивным упражнениям создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.
Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях ( в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.
Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культурой формирует у детей навыки аккуратного и бережного обращения с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у школьников положительные эмоции. Рациональная организация двигательной активности детей в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Основные требования к созданию вариативной физкультурно-игровой среды
Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. В школе необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа.
Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) должно соответствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех школьников в процессе занятий физической культурой.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов (обще-развивающих упражнений, основных движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).
Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расположение разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать ее с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой-скатом. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Во время занятий физической культурой с младшими школьниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм
Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, они благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка.Подбор игр и физических упражнений необходимо направить на всестороннее оздоровление организма ребенка, поэтому нужно, как можно чаще проводить занятия на свежем воздухе или в спортивном зале при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий. Педагог должен естественным образом стимулировать двигательную и интеллектуальную активность детей.
Усовершенствовать содержание двигательной деятельности школьников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий (мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).
Многообразие подбора и расстановки оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физической культурой, а также в организованной двигательной деятельности .
Вариативность физкультурно-игровой среды заключается в создании новых условий:
— в физкультурном или тренажерном зале, на спортивной площадке, в лесу или в парке (в зависимости оттого, где используются пособия);
— за счет смены переносного оборудования и использования новых для данной группы предметов и пособий, их рационального чередования;
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
Совершенствование двигательной сферы младших школьников связано с выбором определенных способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими характеристиками используемых физкультурных пособий.
Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия (например, попасть мячом в корзину, удержать равновесие на балансире, пройти по гимнастической скамейке, проехать на велосипеде), определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы.
Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.
Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных пособий и предметов (мячи, обручи, гимнастические палки и т. д.) будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерам» гимнастической палкой и другими предметами. В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.) у детей формируются двигательные навыки.
При наличии насыщенной вариативной физкультурно-игровой среде могут создаваться усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, ее стоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом они проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
В процессе выполнения двигательных заданий школьники получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе длительность формирования умения ориентироваться в окружающей среде.
Во время занятий физической культурой школьники действуют в определенном пространстве, которое может отличаться по величине и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спортивной площадке, предоставляют детям широкое поле деятельности, ребята много двигаются на беговых дорожках, полосе препятствий, мини-стадионе, учебной лыжне, в прыжковых зонах. Пространство в закрытом помещении более замкнутого, оно ограничено размерами и формами физкультурных и тренажерных залов, бассейнов.
Физические упражнения могут выполняться с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом и др.), на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе на санках, лыжах и т. п. или около этого оборудования (у гимнастической стенки, скамейки, бревна и др.).
Занимаясь на спортивной площадке, в физкультурном зале и т. д., ребенок на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, к самому себе.
В процессе обучения элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также спортивным упражнениям создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.
Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях ( в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.
Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культурой формирует у детей навыки аккуратного и бережного обращения с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у школьников положительные эмоции. Рациональная организация двигательной активности детей в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Основные требования к созданию вариативной физкультурно-игровой среды
Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. В школе необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа.
Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) должно соответствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех школьников в процессе занятий физической культурой.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов (обще-развивающих упражнений, основных движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).
Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расположение разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать ее с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой-скатом. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п.