kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время занятий физической культурой с младшими  школьниками важно удовлетворение их естественной потреб­ности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм                                                                                                                   

Физические упражнения представляют собой специально подобран­ные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двига­тельных действиях произвольного характера, они благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка. Подбор игр и физических упражнений необходимо направить на всестороннее оздоровление организма ребенка, поэтому нужно, как можно чаще проводить занятия на свежем воздухе или в спортивном зале при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий. Педагог должен естественным образом стимулировать двигательную и интеллектуальную активность детей.

             Усовершенствовать содержание двигательной деятельности школь­ников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий (мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).

Многообразие подбора и расстановки оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физи­ческой культурой, а также в организованной двигательной деятельности .

Вариативность физкультурно-игровой среды заключается в создании новых условий:

— в физкультурном или тренажерном зале, на спортивной площадке, в лесу или в парке (в зависимости оттого, где используются пособия);

— за счет смены переносного оборудования и использования новых для данной группы предметов и пособий, их рационального чередования;

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультур­ного оборудования и пособий в разных формах двигательной активнос­ти способствуют развитию физических качеств и творческих способнос­тей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спор­тивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизическо­го развития.

Совершенствование двигательной сферы младших школьников связано с выбором определенных способов действий, требующих физи­ческих усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими характеристиками используемых физкультур­ных пособий.

Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия (например, попасть мячом в корзину, удержать равновесие на балансире, пройти по гимнастической скамейке, проехать на велосипеде), определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познава­тельной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы.

Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполне­ния движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обогаще­нию двигательного опыта.

Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с примене­нием различных пособий и предметов (мячи, обручи, гимнастические палки и т. д.) будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерам» гимнастической палкой и другими предметами. В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.) у детей формируются двигательные навыки.

При наличии насыщенной вариативной физкультурно-игровой среде могут создаваться усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, ее стоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба   по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под  дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом они проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

В процессе выполнения двигательных заданий школьники получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и уп­ражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе длительность формирования умения ориентироваться в окружающей среде.

Во время занятий физической культурой школьники действуют в определенном пространстве, которое может отличаться по величи­не и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спор­тивной площадке, предоставляют детям широкое поле деятельности, ребята много двигаются на беговых до­рожках, полосе препятствий, мини-стадионе, учебной лыжне, в прыж­ковых зонах. Пространство в закрытом помещении более замкнутого, оно ограничено размерами и формами физкультурных и тренажерных залов, бассейнов.

Физические упражнения могут выполняться с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, об­ручем, мячом и др.), на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе на санках, лыжах и т. п. или около этого оборудования (у гимнастической стенки, скамейки, бревна и др.).

Занимаясь на спортивной площадке, в физкультурном зале и т. д., ребенок на основе ощущения, осязания, зрительного вос­приятия и речи определяет местоположение одних предметов по отно­шению к другим, к самому себе.

В процессе обучения элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также спортивным упражнени­ям  создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы  выполнения задания.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повыше­нию интереса к выполнению различных двигательных заданий в необыч­ных условиях ( в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению потребности в двигательной активности, а так­же благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культурой формирует у детей навыки аккуратного и бережного обраще­ния с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у школьников положительные эмоции. Рациональная организация дви­гательной активности детей в сочетании с многообразием условий физ­культурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным за­нятиям физической культурой.

Основные требования к созданию вариативной физкультурно-игровой среды

Создание физкультурно-игровой среды определяется программны­ми задачами всестороннего воспитания детей. В школе необ­ходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа.

Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) должно соот­ветствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета ак­тивного участия всех школьников в процессе занятий физической культурой.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обес­печение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с раз­ными видами движений, физических упражнений, подвижных и спор­тивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается пра­вильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов (обще-развивающих упражнений, основных движений), а также целенаправ­ленное формирование различных физических качеств (ловкости, гиб­кости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

В комплекты оборудования должны входить разнообразные предме­ты: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).

Эффективность использования оборудования значительно повыша­ется при рациональном его размещении. Расположение разных предме­тов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнас­тическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать ее с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой-скатом. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крю­ков, монорельса и т. п. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Во время занятий физической культурой с младшими школьниками важно удовлетворение их естественной потреб­ности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм

Физические упражнения представляют собой специально подобран­ные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двига­тельных действиях произвольного характера, они благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка. Подбор игр и физических упражнений необходимо направить на всестороннее оздоровление организма ребенка, поэтому нужно, как можно чаще проводить занятия на свежем воздухе или в спортивном зале при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий. Педагог должен естественным образом стимулировать двигательную и интеллектуальную активность детей.

Усовершенствовать содержание двигательной деятельности школь­ников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий (мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).

Многообразие подбора и расстановки оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физи­ческой культурой, а также в организованной двигательной деятельности .

Вариативность физкультурно-игровой среды заключается в создании новых условий:

— в физкультурном или тренажерном зале, на спортивной площадке, в лесу или в парке (в зависимости оттого, где используются пособия);

— за счет смены переносного оборудования и использования новых для данной группы предметов и пособий, их рационального чередования;

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультур­ного оборудования и пособий в разных формах двигательной активнос­ти способствуют развитию физических качеств и творческих способнос­тей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спор­тивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизическо­го развития.

Совершенствование двигательной сферы младших школьников связано с выбором определенных способов действий, требующих физи­ческих усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими характеристиками используемых физкультур­ных пособий.

Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия (например, попасть мячом в корзину, удержать равновесие на балансире, пройти по гимнастической скамейке, проехать на велосипеде), определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познава­тельной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы.

Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполне­ния движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обогаще­нию двигательного опыта.

Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с примене­нием различных пособий и предметов (мячи, обручи, гимнастические палки и т. д.) будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерам» гимнастической палкой и другими предметами. В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.) у детей формируются двигательные навыки.

При наличии насыщенной вариативной физкультурно-игровой среде могут создаваться усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, ее стоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом они проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

В процессе выполнения двигательных заданий школьники получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и уп­ражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе длительность формирования умения ориентироваться в окружающей среде.

Во время занятий физической культурой школьники действуют в определенном пространстве, которое может отличаться по величи­не и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спор­тивной площадке, предоставляют детям широкое поле деятельности, ребята много двигаются на беговых до­рожках, полосе препятствий, мини-стадионе, учебной лыжне, в прыж­ковых зонах. Пространство в закрытом помещении более замкнутого, оно ограничено размерами и формами физкультурных и тренажерных залов, бассейнов.

Физические упражнения могут выполняться с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, об­ручем, мячом и др.), на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе на санках, лыжах и т. п. или около этого оборудования (у гимнастической стенки, скамейки, бревна и др.).

Занимаясь на спортивной площадке, в физкультурном зале и т. д., ребенок на основе ощущения, осязания, зрительного вос­приятия и речи определяет местоположение одних предметов по отно­шению к другим, к самому себе.

В процессе обучения элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также спортивным упражнени­ям создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повыше­нию интереса к выполнению различных двигательных заданий в необыч­ных условиях ( в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению потребности в двигательной активности, а так­же благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культурой формирует у детей навыки аккуратного и бережного обраще­ния с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у школьников положительные эмоции. Рациональная организация дви­гательной активности детей в сочетании с многообразием условий физ­культурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным за­нятиям физической культурой.

Основные требования к созданию вариативной физкультурно-игровой среды

Создание физкультурно-игровой среды определяется программны­ми задачами всестороннего воспитания детей. В школе необ­ходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа.

Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) должно соот­ветствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета ак­тивного участия всех школьников в процессе занятий физической культурой.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обес­печение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с раз­ными видами движений, физических упражнений, подвижных и спор­тивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается пра­вильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов (обще-развивающих упражнений, основных движений), а также целенаправ­ленное формирование различных физических качеств (ловкости, гиб­кости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

В комплекты оборудования должны входить разнообразные предме­ты: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).

Эффективность использования оборудования значительно повыша­ется при рациональном его размещении. Расположение разных предме­тов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнас­тическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать ее с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой-скатом. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крю­ков, монорельса и т. п.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Григорьева Ольга Александровна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства