kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование правильной осанки у младших школьников через использование современных здоровьесберегающих и ИКТ технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений. Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой,  учебные нагрузки, негативно сказываются на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется:

  • низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников;
  • крайне неблагоприятной экологической обстановкой, понятие «здоровый ребёнок» в современном мире является весьма относительным;
  • суровые климатические условия Комсомольского района, что приводит к заболеваниям костно-мышечной системы.

Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-4-х классов школы-интерната №30 ОАО «РЖД» обнаружилвысокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название “школьных болезней”.

      Школьники чаще всего жалуются взрослым на головные боли, повышенную утомляемость, плохую память, боли в сердце, ослабления слуха и зрения и т.п., но мало кто из взрослых связывает все эти нарушения с состоянием позвоночника.

В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования ученых, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование правильной осанки у младших школьников через использование современных здоровьесберегающих и ИКТ технологий »

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»»





УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната №30 ОАО «РЖД»

_______ Минько Н.В.

«___» _____20_ г.



УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по теме: «Формирование правильной осанки у младших школьников через использование современных здоровьесберегающих технологий и применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе».





















КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ

2010 г.


РАЗРАБОТАНО

Составитель учебной рабочей программы

Учитель физической культуры В.В. Солдатов


СОГЛАСОВАНО



Зав. по УВР И.В. Фудина




Учебная рабочая программа утверждена на заседании методического совета школы-интерната №30 ОАО «РЖД»

Протокол №

«__»_________20__г.

Зав. по УВР И.В. Фудина

Одобрено научно-методическим советом по специальности 050720 «Физическая культура (физическая реабилитация)



Председатель научно-методического

совета по специальности И.А. Попова



Учебная рабочая программа по физической культуре составлена на основании федерального компонента ГОС начального общего образования.













      1. Цель и задачи элективного курса



Цель элективного курса - сформировать у обучающихся начальной ступени обучения понимание значимости правильной осанки, навыков здорового образа жизни с учетом их индивидуальности через применение ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

Задачи элективного курса:

  • выявить уровень здоровья обучающихся и целенаправленно отслеживать в течение периода обучения в начальной школе;

  • создать информационный банк о состоянии здоровья младших школьников;

  • изучить и проанализировать научные исследования и инновационные методики, направленные на формирование правильной осанки у детей школьного возраста и укрепления здоровья ребёнка;

  • внедрить в свою работу компьютерно-информационные технологии по вырабатыванию у детей правильной осанки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников, а так же элементы адаптированных здоровьесберегающих методик;

  • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками.



Обучающийся должен знать:

1. Теоретико-методологические основы формирования правильной осанки.

2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, а также основные причины нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

3. Формы и методы обучения учащихся младших классов с нарушением осанки.

4. Методики, направленные на профилактику и коррекцию нарушений осанки.



Обучающийся должен уметь:

1. Составлять комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки.

2. Проводить в качестве помощника учителя физической культуры комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки.

3. Использовать знания, умения и навыки по формированию правильной осанки в повседневной жизни, в быту.



1.2. Краткая характеристика элективного курса по теме: «Формирование правильной осанки у младших школьников через использование современных здоровьесберегающих технологий и применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе».

«Если у человека много болезней, причину

надо искать в нарушениях позвоночника…»

К.Ниши

Ведущие принципы государственной политики в области образования определяются гуманистическим подходом, приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободным развитием личности. Этот тезис, зафиксированный в Законе об образовании, подтверждает правомерность ориентации современной педагогической науки на личностно-ориентированное обучение и гуманизацию образования. Гуманистический характер образования во многом определяется представлениями о человеческой индивидуальности, поэтому индивидуализация обучения была и остается достаточно актуальной проблемой, как в отечественной, так и зарубежной педагогике.

В современной школе индивидуализация обучения осуществляется с целью помощи в становлении личности, выявления всех ее неиспользованных ресурсов, упрочения ее положения в социуме. Это особенно актуально, т.к. за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма.

Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений. Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой, учебные нагрузки, негативно сказываются на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется:

  • низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников;

  • крайне неблагоприятной экологической обстановкой, понятие «здоровый ребёнок» в современном мире является весьма относительным;

  • суровые климатические условия Комсомольского района, что приводит к заболеваниям костно-мышечной системы.

Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-4-х классов школы-интерната №30 ОАО «РЖД» обнаружил высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название “школьных болезней”.

Школьники чаще всего жалуются взрослым на головные боли, повышенную утомляемость, плохую память, боли в сердце, ослабления слуха и зрения и т.п., но мало кто из взрослых связывает все эти нарушения с состоянием позвоночника.

В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования ученых, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.


2. Объем элективного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

80

Аудиторные занятия

72

Лекционные занятия

16

Практические занятия

56

Самостоятельная работа

8

Вид итогового контроля

зачет



3. Содержание разделов элективного курса

1. Теоретико-методологические основы формирования правильной осанки у младших школьников. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Показатели физического развития и физической подготовленности школьников (нормативные показатели). Понятие «осанка», «правильная осанка», «физиологические изгибы позвоночника». Факторы, влияющие на нарушение осанки. Виды нарушений осанки. Сколиоз, лордоз – спинальная патология опорно-двигательного аппарата.

2. Применение на уроках физической культуры компьютерных технологий. Использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. Электронные презентации техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов физической культуры и спорта. Электронные презентации для учащихся 1-4 классов: “Вред курения”, «Опорно-двигательная система. Мышцы», “Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы”, «История Олимпийских игр», «Стопа – наше здоровье», «Красивая осанка», «Опорно-двигательная система. Скелет», «Комплекс гимнастических упражнений с фитболом», «Комплекс гимнастических упражнений для стопы», «Комплекс гимнастических упражнений при выполнении утренней физической зарядки».

3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Понятие «позвоночник». Структура позвоночника: позвонки, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков. Мышцы, обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника. Функции позвоночника. Специфика строения и функционирования позвоночника у ребенка. Профилактические меры нарушений осанки. Влияние правильной установки стопы на осанку человека. Закономерность развития заболеваний внутренних органов взрослого человека как следствие деформации позвоночника, возникшей в детском возрасте (схема иннервации внутренних органов).

4. Средства и методы обучения учащихся младших классов с нарушением осанки. Средства профилактики и коррекции нарушений осанки: физкультурные упражнения, дыхательная гимнастика, гимнастические упражнения с фитболами, гимнастическими палками и т.д. Применение игрового метода (подвижные игры) в формировании правильной осанки. Проведение физкультминуток в режиме дня школьников с использованием специальных упражнений для профилактики нарушений осанки. Комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки (укрепление «мышечного корсета», формирование естественных физиологических изгибов позвоночника и т.д.). Упражнения на фитболах (больших гимнастических мячах). Дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой. Методика мышечной релаксации Д.Джекобсона для снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.

3.1. Лекционные занятия, их наименование, содержание и объем в часах

п/п


Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во часов

1.



1.1

1.2



1.3

1.4.



1.5.

2.

2.1.



2.2.





3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.





4.

4.1.





4.2.

4.3.





4.4.







4.5.



4.6.

1. Теоретико-методологические основы формирования правильной осанки у младших школьников.

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни».

Показатели физического развития и физической подготовленности школьников (нормативные показатели).

Понятие «осанка», «правильная осанка», «физиологические изгибы позвоночника». Факторы, влияющие на нарушение осанки. Виды нарушений осанки.

Сколиоз, лордоз – спинальная патология опорно-двигательного аппарата.

2. Применение на уроках физической культуры компьютерных технологий. Использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. Электронные презентации техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов физической культуры и спорта.

3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Понятие «позвоночник». Структура позвоночника: позвонки, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков. Мышцы, обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника. Функции позвоночника. Специфика строения и функционирования позвоночника у ребенка. Профилактические меры нарушений осанки. Влияние правильной установки стопы на осанку человека. Закономерность развития заболеваний внутренних органов взрослого человека как следствие деформации позвоночника, возникшей в детском возрасте (схема иннервации внутренних органов).

4. Средства и методы обучения учащихся младших классов с нарушением осанки. Средства профилактики и коррекции нарушений осанки: физкультурные упражнения, дыхательная гимнастика, гимнастические упражнения с фитболами, гимнастическими палками.

Применение игрового метода (подвижные игры) в формировании правильной осанки. Проведение физкультминуток в режиме дня школьников с использованием специальных упражнений для профилактики нарушений осанки.

Комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки (укрепление «мышечного корсета», формирование естественных физиологических изгибов позвоночника и т.д.).

Упражнения на фитболах (больших гимнастических мячах). Дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой.

Методика мышечной релаксации Д.Джекобсона для снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.

4



1



1



1



1

2

1



1





6

1

1

1

1



1



1





4



1





1







1











1






























































3.1. Практические занятия, их наименование, содержание и объем в часах

№ п/п

Раздел практического курса, тема, содержание практического занятия

Объем часов Контроль

1.



1.1



1.2.



2.

2.1.







3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

1. Теоретико-методологические основы формирования правильной осанки у младших школьников.

Тестирование состояния осанки (фронтальная и сагиттальная плоскость). Обучение статическому и динамическому удержанию правильной осанки.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силы, подвижности позвоночного столба.

2. Применение на уроках физической культуры компьютерных технологий.

Электронные презентации “Вред курения”, «Опорно-двигательная система. Мышцы», «Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы», «Стопа – наше здоровье», «Красивая осанка», «Опорно-двигательная система. Скелет», «Упражнения с фитболом», «Упражнений для стопы».

3. Средства и методы обучения учащихся младших классов с нарушением осанки.

Фитбол-гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Стретчинг.

Дыхательная гимнастика. Фонетическая зарядка.

«ТИСа».

Упражнения на релаксацию.

Упражнения для профилактики близорукости.

Утренняя гигиеническая гимнастика.

8



4



4

12











28

6

4

4

5

4

5

2

2

Выполнение тестовых действий.

Определение вида нарушений осанки.



Самостоят.

презентац.

по тематике ЗОЖ (в печатном или электрон. варианте).

Выполнение проведение комплексов упражнений

в качестве помощника учителя

5 комплексов





4. Самостоятельная работа

Внеклассная самостоятельная работа школьников включает следующие виды деятельности:

- проработка учебного материала (по конспектам лекционных занятий, учебной и научной литературе);

- написание и защита реферата;

- подготовка по вопросам зачета.

Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения заданий

Перечень контрольных точек, работ, тестов, отчетов

Сроки

конт-

роля

1. Теоретико-методологические основы формирования правильной осанки у младших школьников.

2. Применение на уроках физической культуры компьютерных технологий.

3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Причины нарушений осанки у детей.



Виды нарушений осанки (предоставляются наглядные пособия – рисунки).



Подготовка презентации (допускается как печатный, так и электронный вариант).

Строение и функции позвоночника. Влияние нарушений позвоночника на трудовую и бытовую деятельность человека.

Сентябрь





Октябрь







Ноябрь- май







Ноябрь




Доклад.

Реферат.



Тестирование





Презентация









Доклад.

Реферат.

24.09

12.05





19.10







12.05







1.12

12.05




Примерные темы для самостоятельной работы (реферат)

1. Возрастные этапы формирования осанки у человека.

2. Виды нарушений осанки и профилактические меры их предупреждения.

3. Строение и функции позвоночника.

4. Влияние «здорового» позвоночника на работоспособность человека.



5. Учебно-методическое обеспечение элективного курса

5.1. Библиографический список:

5.1.1. Основной

1. Биология. Человек. Методическое пособие. М. «Вентана – Граф», 2004.- 65с. .

  1. Бобрищева-Пушкина, Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Силаев А.А., Попова О.Л., Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья. Практика педиатра, Гигиена. Март, 2008.- 124 с.

  2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178- 02, 01.09.03.

  3. Година, Е.С., Задорожная Л.В. Влияние некоторых факторов окружающей среды на формирование особенностей соматического развитья детей и подростков. Вопросы антропологии, 1990.- С. 92-156.

  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2004.- 108 с.

  5. Детская энциклопедия «Здоровый образ жизни» (познавательный журнал для девочек и мальчиков). Издательство «Аргументы и факты». - 2006.- 12 с.

  6. Зверев, И. Д. « Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» М. « Просвещение», 1993. – С. 46-72.

  7. Козлов, А.И. Физическое развитие детей России. Материалы Всероссийского семинара « Школа и здоровье», 2001.-237 с.

  8. Коростелёв, Н.Б. От А до Я. М.: Медицина, 1987.-С.4-12.

  9. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры.-М.,1999.- 328 с.

  10. Петровский, Б. В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.- С. 211- 230.

  11. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.–2-е изд., испр. и доп.–М.: Издательский центр «Академия», 2001.–480 с.

5.1.2. Дополнительный

  1. Зайцев, Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-Пресс, 2000.- 201 с.

  2. Лаптев, А.П. Береги здоровье смолоду. М.: Медицина, 1988.-76 с.

  3. Останко Л.В. Сто весёлых упражнений для детей. СПб: Корона Принт, 2005.- 32 с.

  4. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник. – М., 2000.-230 с.


6. Технологическая карта изучения элективного курса и рейтинговая оценка учебной деятельности

п/п

Содержание работы


Количество баллов

Сроки выполнения

Форма отчетности

1.

Посещение лекционных занятий №1-16

В течение учебного года

Журнал учета посещений

2 балла за занятие

32

2.

Посещение практических занятий (выполнение комплексов упражнений) №1-56

В течение учебного года

Проведение (самостоят.)

пяти

комплексов упражнений

5 баллов за комплекс

25


3.

Реферат

В конце курса обучения

Подготовка (написание) и защита работы

23 балла на отл.

23

4.

Зачет

В конце курса обучения

Устный ответ

20

Отметка 5 ставится за 91-100 набранных баллов;

Отметка 4 ставится за 83-90 набранных баллов;

Отметка 3 ставится за 75-82 набранных баллов.

7. Примерный перечень вопросов к самоконтролю по всему курсу

1. Раскройте понятие «физическое развитие», «осанка».

2. Опишите порядок тестирования для определения правильности осанки.

3. Каковы причины нарушений осанки?

4. Перечислите виды нарушений осанки.

5. Раскройте понятие «позвоночник».

6. Какие функции выполняет позвоночник?

7. Опишите строение позвоночника.

8. Какие меры профилактики нарушений осанки вам известны?

9. Какие меры профилактики плоскостопия вы знаете?

10. Расскажите об подвижных играх для формирования правильной осанки.

11. Перечислите физические упражнения на фитболах.

12. Какие дыхательные упражнения вам известны?

13. Проанализируйте правила здорового образа жизни.

14. Как влияют нарушения осанки на работоспособность человека?

9. Дополнения и изменения к учебной рабочей программе за 2009/2010 учебный год – дополнений и изменений нет, т.к. программа разрабатывается впервые.

к.п.н., доцент кафедры

теории и методики

физической культуры и спорта _______Карась Т.Ю.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Солдатов Вячеслав Владимирович

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства