kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические условия формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические условия формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики»

Педагогические условия формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики

Нечипоренко Илона Владиславовна

Научный руководитель: Горун А.Ю., ст. преподаватель

ФГБОУВО «ДГУ»,

г. Донецк, РФ

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие «познавательных универсальных учебных действий» (далее-УУД), должное внимание отводится педагогическим условиям для их формирования, а также рассматривается аспект соблюдения определенных педагогических условий формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.

Ключевые слова: младшие школьники, педагогические условия, познавательные УУД, универсальные учебные действия, уроки математики.


Pedagogical conditions for the formation of cognitive learning skills in younger schoolchildren in mathematics lessons

Nechiporenko Ilona Vladislavovna

Scientific supervisor: Gorun A.Yu., senior lecturer

FGBOEI of HE «DSU»

Donetsk, Russian Federation

Abstract: This article examines the concept of “cognitive universal educational actions” (hereinafter referred to as UAL), due attention is given to the pedagogical conditions for their formation, and also considers the aspect of compliance with certain pedagogical conditions for the formation of cognitive UAL in primary schoolchildren in mathematics lessons.

Key words: primary schoolchildren, pedagogical conditions, cognitive educational activities, universal educational activities, mathematics lessons.


Универсальные учебные действия (УУД) являются одним из ключевых компонентов современной образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности учащихся и их способностей к самостоятельной познавательной деятельности. Познавательные УУД представляют собой навыки и умения, позволяющие учащимся активно осваивать новые знания и применять их на практике. Актуальность формирования познавательных (логических) универсальных учебных действий (УУД) заключается в том, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования логического мышления.

Следует отметить, что проблема познавательных универсальных учебных действий (УУД) является актуальной согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС ООО). ФООП (Федеральный основной образовательный стандарт общего образования) включает в себя различные компетенции, в том числе и познавательные, которые необходимы для успешной учебы и развития учащихся. А математика, в свою очередь, является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий [8].

Изучением проблемы формирования познавательных УУД, в частности, на уроках математики, занимались такие ученые как: А.В. Залецкая, Д.С. Переломова, А.А. Гадельшина, Е.Е. Хнычкина, И.В. Андреева, А.Г. Асмолов и др.

Рассмотрим более подробно понятие «познавательных УУД» в научно – педагогической литературе. А.В. Залецкая упоминает определение  С.Г. Воровщикова, который определял общеучебные умения как «универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний» [2]. По ее мнению, познавательным универсальным учебным действиям соответствуют учебно-интеллектуальные умения, подразумевающие овладение приёмами умственной деятельности: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования.

По мнению А.Г. Асмолова, универсальные учебные действия являются показателями гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Д.С. Переломова считает, что познавательные УУД ­– это общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем, работа с информацией [6].

Согласно ФООП, познавательные УУД имеют следующие виды:

  1. Базовые логические действия

  2. Базовые исследовательские действия

  3. Работа с информацией

Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике [8]. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

математическая интуиция;

логическое мышление;

пространственное мышление;

техническое мышление, способность к конструктивно-математической

деятельности;

комбинаторный стиль мышления;

алгоритмическое мышление;

владение символическим языком математики;

общие математические способности школьников.

Обучение математике в начальной школе строится, прежде всего, через решение математических задач. А чтобы это обучение было успешным, необходимо соблюдение учителем определенных педагогических условий. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [5].

По мнению Н.Г. Баженовой, педагогические условия ­– это «результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [1].

Н.А. Умарова выделила ряд педагогических условий для формирования познавательных УУД младших школьников:

1. Целенаправленное и систематическое использование ИКТ

2. Ориентация на сотрудничество учитель-ученик

3. Ориентация на формирование внутренней мотивации

4. Комфортная психологическая среда [7].

Проведенное автором исследование показало, процесс формирования познавательных УУД младших школьников при соблюдении данных условий дает определенный положительный эффект.

К.В. Малышева выделяет следующие педагогические условия формирования УУД у младших школьников на уроках математики:

- Условия для проектной и исследовательской деятельности;

- Условия индивидуализации;

- Обеспечение возможности самостоятельного познавательного поиска, овладения познавательными учебными действиями;

- Поэтапное формирование УУД;

- Соблюдение принципа последовательности[4].

Таким образом, сопоставив позиции авторов, сформулируем следующие педагогические условия формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики:

  1. Обеспечение учеников информационно-коммуникационных технологий для успешной исследовательской деятельности;

  2. Индивидуальный подход;

  3. Условия для исследовательской деятельности, овладения познавательными учебными действиями;

  4.  Формирование эффективной и психологически комфортной учебно-информационной среды на уроках;

  5. Соблюдение принципа последовательности.

Таким образом, предложенные педагогические условия на уроках математики, будут способствовать формированию познавательных УУД у младших школьников.

Список литературы

  1. Баженова Н.Г. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект/ Н.Г. Баженова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена// Науки об образовании. ­– 2014. ­– С. 217-219

  2. Гадельшина А.А. Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе/ А.А. Гадельшина// Кронос.­ – 2022. ­– С.41-45

  3. Залецкая А.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики (на примере сравнения)/ А.В. Залецкая// Школьные технологии. ­– 2017. ­–С. 89-91

  4. Малышева К.В. Психолого-педагогические условия формирования познавательных ууд у школьников при обучении математике в школе. –URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011487

  5. Налимова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при обучении математике/ И.В. Налимова// Ярославский педагогический вестник. ­– 2015. ­–№3. ­– С. 211-213

  6. Переломова Д.С. Практические аспекты формирования познавательных УУД младших школьников/ Д.С. Переломова// Вестник Донецкого педагогического института. ­– 2018. ­– С. 92-95

  7. Умарова Н.А. Педагогические условия формирования познавательных УУД младших школьников средствами информационных технологий/ Н.А. Умарова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. ­– 2015. ­– С.86-89

  8. Федеральный основной образовательный стандарт общего образования (п. 10.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Илона Владиславовна Нечипоренко

Дата: 28.03.2024

Номер свидетельства: 648205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Семинар для педагогов "Универсальные учебные действия" "
    ["seo_title"] => string(64) "sieminar-dlia-piedaghoghov-univiersal-nyie-uchiebnyie-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "220650"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434722925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства