Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников
Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим.
Б.Паскаль
Что же такое «ключевые компетенции»?
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
И.С. Сергеев и В.И. Блинов выделяют четыре элементарные ключевые компетенции: – информационная; – коммуникативная; – кооперативная; – проблемная.
Важно учитывать взаимосвязь ключевых компетенций: информация → коммуникация, общение (обмен информацией) → сотрудничество, кооперация в процессе ролевого общения → решение проблем, возникающих в процессе общения, невозможное без самосовершенствования. Необходимо подчеркнуть прагматический аспект выделяемых ключевых компетенций: без них невозможна жизнь в обществе.
· Каким учитель хочет видеть своего ученика?
· Каким родитель хочет видеть своего ребенка?
· Какого человека хочет получить государство?
Компетентного.
Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.
Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
С введением второго поколения началось активное внедрение метода проектов в образовательную практику. Проект – развитие всех компетенций ученика.
1. Представление проблемной ситуации
2. Мозговая атака
3. Обсуждение
4. Выдвижение гипотезы
5. Определение типа проекта
6. Организация малых групп сотрудничества
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданиям.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия
12. Самооценка, внешняя оценка
В своей деятельности использую метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
С чего мы начинаем проект? Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараюсь задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого организую просмотр видеосюжета или фрагмента мультфильма, прослушивание песен, можно использовать пословицы, поговорки, загадки. Затем тщательно разрабатываются этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно!
В 1 и 2 классах реализовывала краткосрочные проекты, в большей части на уроках окружающего мира, русского языка и математики. Проекты выполнялись детьми индивидуально. Также реализовывала педагогический проект «Мы - волшебники», волшебники», ориентирован на формирование коммуникативных УУД у младших школьников. Участие в конкурсе «Уроки воды» представление команды, урок-проект «Вода – наше богптсятво».
В 3 классе большинство проектов выполнялись группой, также попробовала реализовывать долгосрочные проекты, выходящих за рамки урока. По итогам проекта проект по русскому языку «Тайна имени», создан сборник имён обучающихся 3В класса. Окончание 1 четверти провели за круглым столом, где обучающиеся представляли свои проекты «». Долгосрочный проект в рамках конкурса «Праздник к нам приходит» ребята придумывали название и девиз своей команды, в группах изготавливали новогоднюю ёлку, сочиняли сценарий новогоднего представления. Долгосрочный проект к 9 мая «И помнит мир спасённый» в рамках проекта для обучающихся была организована экскурсия по с. Елово, ребята делали открытки ветеранам, георгиевскую брошь, собирали информацию о своих родных, участниках Великой Отечественной войны, записывали видеоролик, готовили выступление на литературную гостиную.
Главное отличие метода проекта в том, что он организует деятельность обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Для диагностики ключевых компетенций в 1 и 2 классах использовала метод наблюдения и диагностику сформированности коммуникативных УУД, в 3 классе диагностику ООО «Центр социальных информационных
технологий и коммуникаций» Диагностика метапредметных и личностных результатов начальной школы.
Входящая диагностика ноябрь. Результаты тестирования ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
· «Коммуникативные УУД» (80%) – высокий уровень (выше базового);
· «Личностные УУД» (74%) – в пределах базового уровня;
· «Познавательные УУД» (56%) – в пределах базового уровня;
«Регулятивные УУД» (44%) – сниженный уровень (чуть ниже базового).
Итоговая диагностика май. Результаты тестирования ПРИЛОЖЕНИЕ 2:
? «Личностные УУД» (76%) – в пределах базового уровня;
? «Познавательные УУД» (71%) – в пределах базового уровня;
? «Коммуникативные УУД» (68%) – в пределах базового уровня;
? «Регулятивные УУД» (66%) – в пределах базового уровня.