kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для педагогов "Универсальные учебные действия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для педагогов

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

 

1. Знакомство с эссе, занявшим первое место в педагогическом конкурсе (желательно, чтобы ведущий прочитал эссе вслух и одновременно представил этот текст на слайде)

Непридуманное, наболевшее…

Кузнецова Татьяна Ивановна (учитель математики МАОУ СОШ №3 г. Пермь)

За свою бытность учителем я встретила лишь одного необучаемого ученика, с отсутствием элементарных мыслительных операций. Но есть сотни детей способных, ярких, почему им порой так трудно осознать и применить учебный материал? Думаю и думаю об этом… Пример: пишу на доске 32×7. Моментально лес рук: «224!» Резко обрываю – неправильно, неправильно и ещё раз неправильно. Говорю, правильный ответ – 2. Дети в шоке! Поясняю: а был ли задан вопрос? Возможных вопросов к этой записи на доске множество, например, сколько здесь множителей?

Мы, почти все учителя, экономя время, договариваем, домысливаем, торопим детей, надеясь на более полные, прочные знания. Оказываем себе и детям «медвежью» услугу, пренебрегая развитием УУД. Отсюда неумение работать с учебником, с текстом, отсутствие анализа и, наконец, неумение ставить и задавать вопросы.

Далее работаю с осознанием проблемы и поставленной целью. И вот, в конце года задаю вопрос: «У столов, стоящих в комнате, 24 ножки. Сколько столов?» Дети: «Недостаточное условие! Если у столов 4 ножки, то столов 6, если 3 - 8, если 2 (бывают и такие столы - парты) - 12, если 1 - 24». Я рада! Они думают! Вдруг робкая рука, самого стеснительного: «А если разное количество ножек у столов?» На душе теплеет, пошел мыслительный процесс, впереди ещё масса работы, но именно в такие моменты понимаешь: шаг к выполнению главной миссии учителя – воспитанию человека мыслящего – сделан! Главное не останавливаться и не опускать руки!

2. ФГОС (в чём же заключаются основные измения в образовательного стандарта)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный  подход обусловливает измерение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

– определение цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

 – изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание  учебного  предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на  учебно-предметное  содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

– стихийности  учебной  деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного  формирования;

– индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли  учебного  сотрудничества в достижении целей обучения.

Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить  основные  результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования  универсальных   учебных   действий, которыми должны владеть учащиеся.

Логика развития  универсальных   учебных   действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от  действия  – к мысли.

В  Стандарте принципиально новыми являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в частности, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности), включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.

Поскольку осознание этого является необходимым условием успешной реализации Стандарта, рассмотрим взаимосвязи всех трех групп требований.

Из содержания схемы вытекает, что УУД (личностные и метапредметные)

формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними.

Имеется в виду, что нельзя изолированно формировать разные группы УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения -  развитие личности ребенка.

Это означает, в первую очередь, осознанное отношение ребенка к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Поскольку ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Заметим еще раз, что без выполнения части названных действий просто невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне, а вот выполнять действия «по образцу» можно и без большей части перечисленных операций.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее.  Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

С точки зрения развивающего обучения, именно так  - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности -  и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы, развитие его духовно-нравственной сферы и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. 

3. Умение учиться

Овладение учащимися  универсальными   учебными   действиями  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

4. УУД/ Чтение материала по ФГОС (работа в группе)

  • Составление таблицы (даны на отдельных карточках, педагоги в группе анализируют и прикрепляютв соответствующую графу):

1 столбик (Психологическая терминология: Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД)

2 столбик (Педагогическая терминология: Воспитание личности (Нравственное развитие и формирование познавательного интереса); Самоорганизация; Исследовательская культура; Культура общения; Коммуникативные УУД)

3 столбик (Язык ребенка: «Я сам»; «Я могу»; «Я учусь»; «Мы вместе»)

4 столбик (Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником ) знаю/могу, хочу, делаю: Что такое хорошо и что такое плохо, «Хочу учиться», «Учусь успеху», «Живу в России», «Расту хорошим человеком», «В здоровом теле здоровый дух!»; «Понимаю и действую», «Контролирую ситуацию», «Учусь оценивать», «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»; «Ищу и нахожу», «Изображаю и фиксирую», «Читаю, говорю, понимаю», «Мыслю логически», «Решаю проблему»; «Всегда на связи», «Я и Мы»)

  • Карточки (выбор в группе составляющих):

Личностные УУД (самоопределение, самопознание, смыслообразование,  смыслопорождение, нравственно-этическое оценивание)

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные УУД (формулировка проблемы, рефлексия деятельности, смысловое чтение (общеучебные), моделирование (знаково-символические), поиск информации,  умение строить высказывание (информационные),  структурирование знаний (анализ, синтез, обобщение и т.д.) (логические)

Коммуникативные УУД (постановка вопросов, решение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнёра, планирование учебного сотрудничества, умение слушать и слышать)

5. Формирование УУД (способы, анлиз конкретных примеров заданий, задач, вопросов и т.д. Можно предложить анализ заданий в новых учебниках по ФГОС на примере разных учебных предметов).

6. Задания по группам, создание заданий на формирование того или иного УУД (самостоятельная работа, каждая команда работает с одной группой УУД)

7. Рефлексия

Литература:

  1. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.  М.: Просвещение, 2010.
  3. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования http://school139.edusite.ru/DswMedia/programmarazvitiyauniversal-nyixuchebnyixdeystviy.pdf
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  М.: Просвещение, 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. М.: Генезис, 2001.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов "Универсальные учебные действия" »

Семинар для педагогов

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»


  1. Знакомство с эссе, занявшим первое место в педагогическом конкурсе


Непридуманное, наболевшее…


Кузнецова Татьяна Ивановна (учитель математики МАОУ СОШ №3 г. Пермь)


За свою бытность учителем я встретила лишь одного необучаемого ученика, с отсутствием элементарных мыслительных операций. Но есть сотни детей способных, ярких, почему им порой так трудно осознать и применить учебный материал? Думаю и думаю об этом… Пример: пишу на доске 32×7. Моментально лес рук: «224!» Резко обрываю – неправильно, неправильно и ещё раз неправильно. Говорю, правильный ответ – 2. Дети в шоке! Поясняю: а был ли задан вопрос? Возможных вопросов к этой записи на доске множество, например, сколько здесь множителей?

Мы, почти все учителя, экономя время, договариваем, домысливаем, торопим детей, надеясь на более полные, прочные знания. Оказываем себе и детям «медвежью» услугу, пренебрегая развитием УУД. Отсюда неумение работать с учебником, с текстом, отсутствие анализа и, наконец, неумение ставить и задавать вопросы.

Далее работаю с осознанием проблемы и поставленной целью. И вот, в конце года задаю вопрос: «У столов, стоящих в комнате, 24 ножки. Сколько столов?» Дети: «Недостаточное условие! Если у столов 4 ножки, то столов 6, если 3 - 8, если 2 (бывают и такие столы - парты) - 12, если 1 - 24». Я рада! Они думают! Вдруг робкая рука, самого стеснительного: «А если разное количество ножек у столов?» На душе теплеет, пошел мыслительный процесс, впереди ещё масса работы, но именно в такие моменты понимаешь: шаг к выполнению главной миссии учителя – воспитанию человека мыслящего – сделан! Главное не останавливаться и не опускать руки!


  1. ФГОС

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный  подход обусловливает измерение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

  – определение цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

 – изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание  учебного  предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на  учебно-предметное  содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

  – стихийности  учебной  деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного  формирования;

  – индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли  учебного  сотрудничества в достижении целей обучения.

Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить  основные  результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования  универсальных   учебных   действий, которыми должны владеть учащиеся.

Логика развития  универсальных   учебных   действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от  действия  – к мысли.

В Стандарте принципиально новыми являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в частности, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности), включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.

Поскольку осознание этого является необходимым условием успешной реализации Стандарта, рассмотрим взаимосвязи всех трех групп требований.

Из содержания схемы вытекает, что УУД (личностные и метапредметные)

формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними.

Имеется в виду, что нельзя изолированно формировать разные группы УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка.

Это означает, в первую очередь, осознанное отношение ребенка к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Поскольку ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Заметим еще раз, что без выполнения части названных действий просто невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне, а вот выполнять действия «по образцу» можно и без большей части перечисленных операций.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы, развитие его духовно-нравственной сферы и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье.


  1. Умение учиться

Овладение учащимися  универсальными   учебными   действиями  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

  1. УУД/ Чтение материала по ФГОС



  • Составление таблицы

Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир.

(результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником )

знаю/могу, хочу, делаю

Личностные

УУД


Воспитание личности

(Нравственное развитие и формирование познавательного интереса)

«Я сам»


Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные

УУД


Самоорганизация

«Я могу»


«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные УУД

Исследовательская культура


«Я учусь»


«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

Коммуникативные УУД

Культура

общения

«Мы вместе»

«Всегда на связи»

«Я и Мы»



  • Карточки

Личностные УУД (самоопределение, самопознание, смыслообразование, смыслопорождение, нравственно-этическое оценивание)

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные УУД (формулировка проблемы, рефлексия деятельности, смысловое чтение (общеучебные), моделирование (знаково-символические), поиск информации, умение строить высказывание (информационные), структурирование знаний (анализ, синтез, обобщение и т.д.) (логические)

Коммуникативные УУД (постановка вопросов, решение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнёра, планирование учебного сотрудничества, умение слушать и слышать)



  1. Формирование УУД



  1. Задания по группам, создание задание на формирование того или иного УУД



  1. Рефлексия



Литература:

  1. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.



  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.



  1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования http://school139.edusite.ru/DswMedia/programmarazvitiyauniversal-nyixuchebnyixdeystviy.pdf



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588



  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. М.: Генезис, 2001.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар для педагогов "Универсальные учебные действия"

Автор: Меньшикова Вера Владимировна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Список литературы для реферированного каталога научно-методической литературы "
    ["seo_title"] => string(88) "spisok-litieratury-dlia-riefierirovannogho-katalogha-nauchno-mietodichieskoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "236080"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443957625"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План работы МО спортивно – эстетического цикла     на 2014 -2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-raboty-mo-sportivno-estietichieskogho-tsikla-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "215491"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432713531"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "План профессионального образования "
    ["seo_title"] => string(37) "plan-profiessional-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "179201"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424960736"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства