магистрант 1-го курса факультета педагогики и психологии АГУ,
г. Майкоп
Аннотация: Раскрываются особенности адаптационного процесса детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Выявлены педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE TO SCHOOL
Abstract: the peculiarities of adaptation process of children of primary school age to school. Identified pedagogical conditions promoting successful adaptation of first-graders to the school.
Key words: adaptation, learning, pedagogical conditions, younger students, first graders, explanation of training, psychological readiness, school environment.
Проблема адаптации младших школьников к обучению одна из актуальных на современном этапе развития образования, так как первый этап начальной школы является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования.
Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, и как пройдет период адаптации, привыкание, приспособление к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующих классах. Понимание этой проблемы приобретает масштабное значение и особую актуальность в кругу родителей и профессиональных педагогов. В этой связи особое значение приобретает создание таких педагогических условий, которые позволили бы детям лучше адаптироваться к новой социальной и образовательной среде и успешно осуществлять учебную деятельность.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс адаптации первоклассников к школе будет протекать быстрее и качественнее, если: будет разработана и внедрена программа для успешной адаптации первоклассников к школьной среде; выявлены и реализованы следующие педагогические условия: создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в школе; обеспечение мотивации ребенка к учебному процессу; организация просветительской работы с родителями по вопросам адаптации детей к школе; создание ситуации успеха для ребенка в различных видах деятельности.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Школьная адаптация является интегративным образованием, которое рассматривается в трех сферах: во взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми, в сфере самосознания, в сфере усвоения норм поведения [1].
Рассмотрев процесс адаптации, как психолого-педагогическую проблему и связав с психологическими особенностями первоклассников, можно выделить факторы успешной адаптации первоклассников к обучению: использование спортивных упражнений на уроках; активный отдых на свежем воздухе во время перемен; соответствие санитарно-гигиенических условий обучения; сокращение времени урока; чередование уроков по их сложности; организация активного досуга первоклассника; правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций; компетентность учителя в отношении с учениками; положительное отношение семьи к новому статусу ученика.
В ходе теоретического исследования нами определены следующие педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к обучению в школе: создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в школе; обеспечение мотивации ребенка к учебному процессу; организация просветительской работы с родителями по вопросам адаптации детей к школе; создание ситуации успеха для ребенка в различных видах деятельности.
Трудности в адаптационный период: Неодобрение со стороны учителя, боязнь образа учителя, наказание родителей, ответ перед классом, школьный режим, конфликты со сверстниками и др.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ НОШ № 33 г. Майкопа. Экспериментальную группу респондентов составили учащиеся 1 «а» класса – 22 чел., контрольную группу составили учащиеся 1 «б» класса» - 20 чел. Педагогический эксперимент представлял собой поэтапное исследование проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Мы выделили три критерия, по которым можно судить об уровне адаптации первоклассников к школьной жизни: физиологический, деятельностный, эмоциональный.
На констатирующем этапе эксперимента были использованы следующие методики: 1) Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым). Данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка 2) Методика «Что мне нравится в школе?» предназначена для изучения отношения к школе и учебной деятельности учащихся начальных классов. Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе»; 3) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; 4) Анкетирование родителей. с помощью которого были определены основные причины трудностей в период адаптации у экспериментальной группы [2]. Подводя итог констатирующему этапу эксперимента выявлено, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития адаптации, а в контрольной – высокий. Низкий уровень в группах одинаковый. Результаты эксперимента показали, что для первоклассников и их родителей необходимо разработать программу успешной адаптации в образовательной и воспитательной деятельности.
На формирующем этапе была разработана и реализована программа «Путь к успеху». Цель программы: создание социально-психологических и педагогических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Задачи: создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия развития у детей уверенности в себе; помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; создание благоприятных условий для знакомства друг с другом; создание предпосылок для групповой сплоченности класса; работа с родителями учащихся.
К критериям благополучной адаптации можно отнести: а) динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия; б) отсутствие изменений показателей здоровья; в) хорошее усвоение учебной программы.
Процесс адаптации будет протекать быстрее и качественнее, если будут учитываться следующие рекомендации: формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности; для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формирование эмоционально положительного отношения к учебе; руководство деятельностью детей следует осуществлять, используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания; в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения; необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей и организации их межличностного общения; использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности; при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуальные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, особенностях развития эмоционально-волевой сферы [3].
На первой неделе был проведены классный час на тему «Познакомьтесь - это я», на котором сначала учитель, держа в руках букву «Я», рассказал о себе, а затем каждый из учеников по определенному плану рассказал о себе, своей семье. Ребята приносили любимые игрушки, любимые книги. Также было проведено внеклассное занятие «Культура поведения на переменах».
Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, то для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности; деловые отношения на уроке: умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, умение взаимодействовать
В ходе реализации программы использовались различные игры. Например, игра «Шапка вопросов». Дети в течение определенного времени составляют вопросы, которые они хотели бы задать одноклассникам, касающиеся общих дел, отношений и т.п. Затем в процессе проведения игры ведущий, не читая вопрос, спрашивает: «Кто будет отвечать на данный вопрос?». Дети выбирают 2-3 человек, которые пытаются ответить на заданный вопрос, даже если в «ответчики» попадает сам автор вопроса.
В программе использовался метод проектов. Проект-исследование «Моя школа - остров сокровищ!», который позволил, используя игровые моменты, тематику и атрибутику путешественников и первооткрывателей, составить карту школы и класса, где были отмечены «Бухта радости» (столовая), «Островок ожиданий» (холл школы), «Шлюпка спасения» (медкабинет).
В ходе реализации программы необходимо было ответственно подойти к организации взаимодействия с семьями первоклассников. Родительские собрания, организованные в этот период, содержали следующие темы: «Режим дня первоклассника»; «Быть родителем первоклассника: легко или трудно?» и др. также были составлены рекомендации для родителей экспериментальной группы.
На контрольном этапе эксперимента использовались те же методики, что и на констатирующем. Сравнительные результаты свидетельствуют о повышении уровня адаптации у респондентов экспериментальной группы. В контрольной группе никаких изменений не произошло, т.к. не была внедрена разработанная нами программа.
Таким образом, анализ полученных результатов подтвердил правильность выбранного подхода к выявлению педагогических условий адаптации первоклассников к учебной и внеклассной деятельности и эффективность предложенной нами программы для младших школьников. Можно утверждать, что наша гипотеза справедлива, то есть прошедшие изменения в уровнях адаптации у первоклассников вызваны не случайными причинами, а являются следствием реализации выделенных педагогических условий, методов и средств в комплексе.
Список литературы
Адаптация в образовании: состояние, проблемы, перспективы: коллективная монография / Л.А. Федотова [и др.]. – Волгоград: ВолгГТУ, 2015. – 150 с.
Феоктистова, С.В. Диагностика адаптации младших школьников к обучению в школе / С.В. Феоктистова, Н.Н. Васильева. – М.: Адамант Ъ, 2014. – 100 с.
Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2010. – 120 с.