kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, дети с нарушениями интеллекта, диагностико - результативный компонент, коррекционная программа.

 Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека, ориентирующие и направляющие его последующие мысли и действия. В исследованиях Л. В. Занкова, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной,  Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, Г. М. Дульнева, В. Г. Петровой, Ж. И. Намазбаевой и др. отмечается, что для всех умственно отсталых детей характерно недоразвитие эмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность, косность и однообразие, нестабильность чувств, бедность оттенков, значительная ограниченность диапазона переживаний, слабость борьбы мотивов, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Именно эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию и интеграцию в общество детей данной категории. Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, существует дефицит соответствующих эмпирических исследований.

  Цель нашей работы заключалась в формировании эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта посредством разработанной коррекционной программы, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

-  учёта возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта;

-       поэтапного формирования основных эмоциональных категорий;

-   дифференциации и индивидуализации психолого-педагогических методов, приёмов и средств;

-       своевременного учёта конкретных достижений ребёнка;

-     корректировки содержания занятий с учётом динамики в развитии эмоциональной сферы детей.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
  2. Сформировать методический аппарат исследования, позволяющий изучить эмоциональные характеристики детей с нарушениями интеллекта.
  3. Разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
  4. Определить эффективность разработанной нами коррекционной программы по формированию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

При разработке диагностико-результативного компонента мы опирались на следующие концептуальные положения:

1.методологическим фундаментом диагностики являлась парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания;

2.при отборе критериев, показателей и методик изучения использовали системный подход.

При исследовании использовали:

  1. метод наблюдения;
  2. метод экспертной оценки (А.Б. Леонова); 
  3. методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинках (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
  4. проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер).

В исследовании приняли участие 16 детей (8-9 лет) с нарушениями интеллекта. Формирующим экспериментом было охвачено 8 учащихся, из них 6 мальчиков и 2 девочки. Контрольную группу составили также 8 детей данной категории.

Результаты констатирующего этапа:

1.62,5% учащихся имеют низкую степень выраженности эмоционального состояния.

2.Большинство детей испытывают трудности в распознавании эмоциональных состояний других людей – 75% распознают 1-2 эмоции, 12,5% не распознают ни одной.

3.Отрицательный эмоциональный фон у 50%, эмоциональная напряжённость – 37,5%, эмоциональная неустойчивость – 50% учащихся.

4.По результатам экспертной оценки учителя 65% детей не эмоциональны, у них наблюдаются перепады настроения. 

Количественный и качественный анализ результатов позволил нам выявить следующие проблемы в эмоциональной сфере детей с нарушениями интеллекта:

-  учащиеся затрудняются выражать своё эмоциональное состояние как вербально, так и невербально;

-   испытывают трудности в распознавании эмоций других людей;

- у учащихся преобладает отрицательный эмоциональный фон и эмоциональная неустойчивость.

Таким образом, всё это затрудняет процесс социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта, а также сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникла необходимость в комплексном, целенаправленном, коррекционном воздействии на эмоциональную сферу детей данной категории.

Нами была разработана коррекционная программа «Удивительный мир эмоций», направленная на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.  Цель данной программы: научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих, контролировать  эмоциональное поведение.

Теоретической основой программы являются как общепедагогические, так и психологические принципы психолого-педагогической коррекции. Базовые составляющие представлены когнитивным, эмоциональным и поведенческим аспектами. Программа была составлена с учётом возрастных и психофизических  особенностей детей с нарушениями интеллекта и включала 3 этапа, которые были разработаны нами с учётом проблем, выявленных по результатам констатирующего этапа. Для оценки эффективности программы, в ходе её реализации, мы  использовали «Дневник настроений» и карту наблюдения, которая отражала уровни сформированности умений и навыков детей на каждом этапе.

После завершения программы нами был проведён контрольный этап, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем. Анализ результатов данного этапа показал, что у детей экспериментальной группы повысилась степень выраженности эмоционального состояния: 2 степень – с 25% до 50%; 3 степень – с 12,5% до 25%.

Результаты, выявленные по методике изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), свидетельствуют о положительной динамике в распознавании эмоций других людей: 4-5 эмоций не распознавали, после – 37,5%; 3 эмоции – 12,5%, после 25% учащихся.

Результаты методики «Рисунок человека» (К. Маховер), позволили сделать нам следующие выводы: улучшился положительный эмоциональный фон в классе – с 25% до 75%; значительно снизилась эмоциональная напряжённость с 75 до 25%; и эмоциональная неустойчивость с 50% до 25%.

Результаты по методу экспертной оценки (А.Б. Леонова) показали, что у 75% детей улучшился эмоциональный  фон. Учитель отметил, что дети стали доброжелательнее друг к другу, стараются контролировать своё эмоциональное поведение.

Таким образом, сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов выявили значительные различия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта, находящихся в типичных условиях обучения, от учащихся прошедших через специальное обучение.

 Мы считаем, что сделанные в работе обобщения и выводы могут пополнить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями интеллекта, и окажут помощь специалистам в процессе диагностического изучения детей указанной категории и определении им меры коррекционной поддержки.

Литература:

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2000. – 144с.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 160с.: ил.- (Психология для всех).
  3. Выготский Л.С.  Психология. – М.: Изд. ЭСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  4. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160с. – (Библиотека психолога образования).
  5. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: 2003. – 464 с.: ил.- (Мастера психологии).
  6.  Ильин, Е.П. Эмоции и чувства – СПб: Питер, 2001.– 752с.: ил.– (Мастера психологии).
  7. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./ И.О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.: ил. – (Практическая психология в школе).

Просмотр содержимого документа
««Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»»

«Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»


Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, дети с нарушениями интеллекта, диагностико - результативный компонент, коррекционная программа.


Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека, ориентирующие и направляющие его последующие мысли и действия. В исследованиях Л. В. Занкова, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, Г. М. Дульнева, В. Г. Петровой, Ж. И. Намазбаевой и др. отмечается, что для всех умственно отсталых детей характерно недоразвитие эмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность, косность и однообразие, нестабильность чувств, бедность оттенков, значительная ограниченность диапазона переживаний, слабость борьбы мотивов, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Именно эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию и интеграцию в общество детей данной категории. Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, существует дефицит соответствующих эмпирических исследований.

Цель нашей работы заключалась в формировании эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта посредством разработанной коррекционной программы, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- учёта возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта;

- поэтапного формирования основных эмоциональных категорий;

- дифференциации и индивидуализации психолого-педагогических методов, приёмов и средств;

- своевременного учёта конкретных достижений ребёнка;

- корректировки содержания занятий с учётом динамики в развитии эмоциональной сферы детей.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.

  2. Сформировать методический аппарат исследования, позволяющий изучить эмоциональные характеристики детей с нарушениями интеллекта.

  3. Разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

  4. Определить эффективность разработанной нами коррекционной программы по формированию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

При разработке диагностико-результативного компонента мы опирались на следующие концептуальные положения:

  1. методологическим фундаментом диагностики являлась парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания;

  2. при отборе критериев, показателей и методик изучения использовали системный подход.

При исследовании использовали:

  1. метод наблюдения;

  2. метод экспертной оценки (А.Б. Леонова);

  3. методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинках (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

  4. проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер).

В исследовании приняли участие 16 детей (8-9 лет) с нарушениями интеллекта. Формирующим экспериментом было охвачено 8 учащихся, из них 6 мальчиков и 2 девочки. Контрольную группу составили также 8 детей данной категории.

Результаты констатирующего этапа:

  1. 62,5% учащихся имеют низкую степень выраженности эмоционального состояния.

  2. Большинство детей испытывают трудности в распознавании эмоциональных состояний других людей – 75% распознают 1-2 эмоции, 12,5% не распознают ни одной.

  3. Отрицательный эмоциональный фон у 50%, эмоциональная напряжённость – 37,5%, эмоциональная неустойчивость – 50% учащихся.

  4. По результатам экспертной оценки учителя 65% детей не эмоциональны, у них наблюдаются перепады настроения.

Количественный и качественный анализ результатов позволил нам выявить следующие проблемы в эмоциональной сфере детей с нарушениями интеллекта:

- учащиеся затрудняются выражать своё эмоциональное состояние как вербально, так и невербально;

- испытывают трудности в распознавании эмоций других людей;

- у учащихся преобладает отрицательный эмоциональный фон и эмоциональная неустойчивость.

Таким образом, всё это затрудняет процесс социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта, а также сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникла необходимость в комплексном, целенаправленном, коррекционном воздействии на эмоциональную сферу детей данной категории.

Нами была разработана коррекционная программа «Удивительный мир эмоций», направленная на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Цель данной программы: научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих, контролировать эмоциональное поведение.

Теоретической основой программы являются как общепедагогические, так и психологические принципы психолого-педагогической коррекции. Базовые составляющие представлены когнитивным, эмоциональным и поведенческим аспектами. Программа была составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта и включала 3 этапа, которые были разработаны нами с учётом проблем, выявленных по результатам констатирующего этапа. Для оценки эффективности программы, в ходе её реализации, мы использовали «Дневник настроений» и карту наблюдения, которая отражала уровни сформированности умений и навыков детей на каждом этапе.

После завершения программы нами был проведён контрольный этап, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем. Анализ результатов данного этапа показал, что у детей экспериментальной группы повысилась степень выраженности эмоционального состояния: 2 степень – с 25% до 50%; 3 степень – с 12,5% до 25%.

Результаты, выявленные по методике изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), свидетельствуют о положительной динамике в распознавании эмоций других людей: 4-5 эмоций не распознавали, после – 37,5%; 3 эмоции – 12,5%, после 25% учащихся.

Результаты методики «Рисунок человека» (К. Маховер), позволили сделать нам следующие выводы: улучшился положительный эмоциональный фон в классе – с 25% до 75%; значительно снизилась эмоциональная напряжённость с 75 до 25%; и эмоциональная неустойчивость с 50% до 25%.

Результаты по методу экспертной оценки (А.Б. Леонова) показали, что у 75% детей улучшился эмоциональный фон. Учитель отметил, что дети стали доброжелательнее друг к другу, стараются контролировать своё эмоциональное поведение.

Таким образом, сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов выявили значительные различия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта, находящихся в типичных условиях обучения, от учащихся прошедших через специальное обучение.

Мы считаем, что сделанные в работе обобщения и выводы могут пополнить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями интеллекта, и окажут помощь специалистам в процессе диагностического изучения детей указанной категории и определении им меры коррекционной поддержки.


Литература:


  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2000. – 144с.

  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 160с.: ил.- (Психология для всех).

  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд. ЭСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

  4. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ  Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160с. – (Библиотека психолога образования).

  5. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: 2003. – 464 с.: ил.- (Мастера психологии).

  6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства – СПб: Питер, 2001.– 752с.: ил.– (Мастера психологии).

  7. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. И.О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.: ил. – (Практическая психология в школе).














Приложение 1


Дневник настроений

ученика(цы) класса

(Имя и фамилия ребёнка)



№ занятия

Настроение в начале занятия

Настроение в конце занятия

1



Примечание: таблица составляется на все 20 занятий.


Приложение 2


Карта наблюдения за сформированностью компетенций по программе

 этап.

Цель: сформировать представления о базовых эмоциях.

ФИ

Критерии

Знает название базовых эмоций

Называет способы выражения эмоций

Показывает способы выражения эмоций

1





 этап.

Цель: сформировать умения осознавать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей.

ФИ

Критерии

Называет графически изображённые эмоции

Называет эмоциональное состояние детей группы

Понимает эмоциональное настроение музыкальной мелодии

1






 этап.

Цель: сформировать умения управлять своими эмоциями и чувствами.

ФИ

Критерии

Владеет простейшими способами саморасслабления

Использует в повседневной практике вербальные и невербальные формы выражения эмоц. состояний

Делает попытки избегать воздействия негативных эмоций

1









Приложение 3

Оценка проявления эмоционального состояния ребёнка в ходе наблюдения.

Каждый ребёнок проявляет свои эмоции по-разному. Поэтому мы обращали внимание на степень проявления эмоции конкретного ребёнка в той или иной ситуации, и именно эту реакцию положили в основу оценки эмоционального состояния.

Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно

-

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Писарева Наталья Николаевна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития" "
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-niekotoryie-osobiennosti-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "185978"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426261414"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "226298"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440172726"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Доклад "Игра, как средство освоения норм поведения и деятельности людей, познания окружающего мира" "
    ["seo_title"] => string(115) "doklad-ighra-kak-sriedstvo-osvoieniia-norm-poviedieniia-i-dieiatiel-nosti-liudiei-poznaniia-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "151465"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420711152"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства