Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте
Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте
Романова Ирина Петровна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда Ульяновской области
Психологические особенности формирования личности
в младшем школьном возрасте
Вопросы воспитания подрастающего поколения являются актуальной проблемой педагогической науки и практики. Это предъявляет соответствующие требования к образованию, обучению и воспитанию подрастающего поколения. В современных условиях вся система образования и воспитания должна быть ориентирована на целостное формирование человека как гармонической личности. Программа начальной школы направлена на формирование личности ребёнка, выявление и развитие его индивидуальных способностей. Образование сегодня выражается в том, что вместо технократического принципа утверждается гуманизация и гуманитаризация обучения. Гуманизация образования — философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестореннее развитие личности. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает. Исследования психологов показали, что возраст шесть-семь лет — это период формирования психологических механизмов личности ребёнка, их самопознания, самооценки и самосознания. Особенности психического развития ребёнка в определённой степени учитываются в школе и в процессе обучения, и в процессе общения учителя и ученика. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период. Прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С первых же дней обучения нужно не только дать знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребёнка определённых нравственно-этических выводов. ?Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду. Только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность? (Ш. А. Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчает адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Отношение учителя к ребёнку — индикатор отношений к нему и его одноклассников. Конечно, в классе будут разные дети, но вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния учитель не может и не должен выделять кого-то из них, любым способом подчеркивать их привлекательность, показывать, что кто-то нравится ему больше других, а тем более никак не подчёркивать неприятие какого-то ученика, его отрицательные качества. Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредотачивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельного ученика. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, по мнению В. А. Сухомлинского, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся — ?это глубокая вера в растущего человека, в его возможности?. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.Общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей. Реальная готовность к школе очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребёнка, но и новый вид деятельности —учебная деятельность — возникает не сразу. Учение в школе нельзя отожествлять с учебной деятельностью. ?Дети, как известно, учатся в самых различных видах деятельности — в игре, в труде, при занятиях спортом и т. д. Учебная же деятельность имеет своё особое содержание и строение, и её необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности). Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все только перечисленные виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников. Формирование их личности в целом?. (В. В. Давыдов) С поступление ребёнка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими его людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. В первых классах дети больше общаются с учителем, проявляя к нему большой интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для него очень высоким. Но уже к 3–4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растёт их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общение происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта-мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка. В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребёнок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других. Современным детям не хватает опыта собственной жизни и собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач и имеющихся в доме компьютерных игр. При организации и проживании таких событий важны два обстоятельства: событие должно помочь ребенку выделить и поставить для себя некоторую проблему; при решении этих проблем, и при их постановке взрослый только помогает ребенку, а подлинным субъектом такого обучения является сам младший школьник. Таким образом, организованное обучение младших школьников позволяет решить еще две задачи. Во-первых, выделяя разные проблемы из событий, ребенок волей-неволей учится структурировать реальные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать ее по разным основаниям. Другими словами, ребенок в таком обучении овладевает произвольными формами внимания. Помимо этого, он осмысляет и запоминает предложенный ему в такой форме новый материал. Постановка младшего школьника в позицию учителя позволит создать условия для развития у них теоретической позиции: ведь, обучая другого, ребенок должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные способы передачи своим ученикам. Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, должна привести к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное — то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Литература:
1. Ш. А. Амонашвили В. И. Загвязинский Паритеты, приоритеты в теории и практике образования // Педагогика, 2000 № 2
2. М. М. Безруких С. П. Ефимова ?Знаете ли вы своего ученика?? Москва Просвещение 1991
3. В. С. Кукушин Современные педагогические технологии в начальной школе Ростов-на-Дону ?Феникс? 2003
4. Р. С. Немов Психология Москва ?Просвещение? ?Владос? 1995
5. О. А Яшнова Успешность младшего школьника. М: Академический Проект, 2005
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте »
Романова Ирина Петровна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда Ульяновской области
Психологические особенности формирования личности
в младшем школьном возрасте
Вопросы воспитания подрастающего поколения являются актуальной проблемой педагогической науки и практики. Это предъявляет соответствующие требования к образованию, обучению и воспитанию подрастающего поколения. В современных условиях вся система образования и воспитания должна быть ориентирована на целостное формирование человека как гармонической личности. Программа начальной школы направлена на формирование личности ребёнка, выявление и развитие его индивидуальных способностей. Образование сегодня выражается в том, что вместо технократического принципа утверждается гуманизация и гуманитаризация обучения. Гуманизация образования — философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестореннее развитие личности. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает. Исследования психологов показали, что возраст шесть-семь лет — это период формирования психологических механизмов личности ребёнка, их самопознания, самооценки и самосознания. Особенности психического развития ребёнка в определённой степени учитываются в школе и в процессе обучения, и в процессе общения учителя и ученика. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период. Прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С первых же дней обучения нужно не только дать знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребёнка определённых нравственно-этических выводов. ≪Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду. Только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность≫ (Ш. А. Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчает адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Отношение учителя к ребёнку — индикатор отношений к нему и его одноклассников. Конечно, в классе будут разные дети, но вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния учитель не может и не должен выделять кого-то из них, любым способом подчеркивать их привлекательность, показывать, что кто-то нравится ему больше других, а тем более никак не подчёркивать неприятие какого-то ученика, его отрицательные качества. Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредотачивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельного ученика. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, по мнению В. А. Сухомлинского, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся — ≪это глубокая вера в растущего человека, в его возможности≫. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.Общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей. Реальная готовность к школе очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребёнка, но и новый вид деятельности —учебная деятельность — возникает не сразу. Учение в школе нельзя отожествлять с учебной деятельностью. ≪Дети, как известно, учатся в самых различных видах деятельности — в игре, в труде, при занятиях спортом и т. д. Учебная же деятельность имеет своё особое содержание и строение, и её необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности). Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все только перечисленные виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников. Формирование их личности в целом≫. (В. В. Давыдов) С поступление ребёнка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими его людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. В первых классах дети больше общаются с учителем, проявляя к нему большой интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для него очень высоким. Но уже к 3–4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растёт их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общение происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта-мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка. В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребёнок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других. Современным детям не хватает опыта собственной жизни и собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач и имеющихся в доме компьютерных игр. При организации и проживании таких событий важны два обстоятельства: событие должно помочь ребенку выделить и поставить для себя некоторую проблему; при решении этих проблем, и при их постановке взрослый только помогает ребенку, а подлинным субъектом такого обучения является сам младший школьник. Таким образом, организованное обучение младших школьников позволяет решить еще две задачи. Во-первых, выделяя разные проблемы из событий, ребенок волей-неволей учится структурировать реальные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать ее по разным основаниям. Другими словами, ребенок в таком обучении овладевает произвольными формами внимания. Помимо этого, он осмысляет и запоминает предложенный ему в такой форме новый материал. Постановка младшего школьника в позицию учителя позволит создать условия для развития у них теоретической позиции: ведь, обучая другого, ребенок должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные способы передачи своим ученикам. Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, должна привести к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное — то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Литература:
1. Ш. А. Амонашвили В. И. Загвязинский Паритеты, приоритеты в теории и практике образования // Педагогика, 2000 № 2
2. М. М. Безруких С. П. Ефимова ≪Знаете ли вы своего ученика?≫ Москва Просвещение 1991
3. В. С. Кукушин Современные педагогические технологии в начальной школе Ростов-на-Дону ≪Феникс≫ 2003
4. Р. С. Немов Психология Москва ≪Просвещение≫ ≪Владос≫ 1995
5. О. А Яшнова Успешность младшего школьника. М: Академический Проект, 2005