«Трудности адаптации перехода детей из детского сада в школу»
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.
Проблема подготовки учащихся к жизни в новом социально экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи возникающими вопросами об эффективности начального этапа обучения. Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни в период адаптации сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия.
Смена образовательных сред, практически всегда для ребенка связана с трудностями адаптационного периода. В исследованиях педагогической направленности выделяются такие ведущие причины школьной дезадаптации, как несформированность навыков учебной деятельности и учебной мотивации у младших школьников. Педагогический аспект включает в себя признаки дезадаптации, возникающие вследствие педагогических причин:
-несоответствие содержания типовых обучающих программ интеллектуальному потенциалу ребенка (дает проявление, главным образом, в низкой успеваемости и невыполнении основных учебных обязанностей в результате затруднения формирования у ребенка необходимых элементов учебной деятельности);
- несформированность мотивации к обучению и волевой регуляции (выражается в затруднении организации процесса обучения);
- наличие психологических проблем, затрудняющих процесс личностной и социально-психологической адаптации (проявляется в нарушениях психомоторики и познавательных процессов).
Первый год обучения - это период адаптации ребенка к новым жизненным условиям и протекает он по-разному.
Этот год осложнен тем, что в это время у детей наступает второй возрастной кризис. У детей происходит интенсивный рост тела, совершенствуются тонкие двигательные навыки пальцев рук, дифференцируется ряд сложных нервно-психических функций. Мышление ребенка с началом обучения переходит на новую ступень - от наглядно-образного к словесно-логическому, что существенно изменяет такие психические процессы, как восприятие, память, оно превращается в процессы, устанавливающие смысловые, логические связи и отношения. Трудности такой перестройки порождаю психологический криз.
Необходимость приспособиться к своему новому положению ученика в школе, к новым требованиям не может не отразиться на нервно-психическом состоянии ребенка.
Как облегчить ребенку процесс адаптации к школе? В первую очередь ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в него, надеются на его старания, понимают важность его обязанностей и связанные с этим трудности. Родителям следует ежедневно вникать в школьные дела сына или дочери, интересоваться всем, что произошло на прогулке, переменках на уроке. А в моём классе, где из 14 человек 12 семей – малообеспеченные, 7семей – многодетные, 2семьи – неблагополучные, 1 человек – опекаемый, 1- состоит на учёте в КДН,1 – состоит на внутришкольном учёте, поддержки со стороны родителей нет.
В учебном процессе использую здоровьесберегающие технологии. Большую часть школьного времени дети проводят на уроке. Возникает необходимость предотвратить чрезмерное напряжение и переутомление. Фронтальной работе на уроке отвожу 10% времени урока, а большую часть урока занимает работа в парах и малых группах – до 70% учебного времени.
Важным направлением в оздоровлении детей является профилактика и коррекция зрения и опорно-двигательного аппарата.
До начала уроков провожу гимнастику.
Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику. Комплекс упражнений гимнастики в нашей школе проводятся в течении 5 минут. Он включает в себя 7 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание. Комплекс разработали учителя, физической культуры. (Приложение.)
Физкультурные минутки на уроках проводятся как необходимый кратковременный отдых, который переключают внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. (Приложение.)
Гимнастика для глаз. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Гимнастика для глаз необходима в целях профилактики нарушения зрения. (Приложение.)
Упражнения для кистей рук. При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки для них нежелательны. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10 – 13 лет. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минут с перерывом на отдых. (Приложение.)
На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. И поэтому мы на уроках играем. (Приложение.)
Особенно эффективна игровая технология в отношении гиперактивных детей. Им никак не усидеть за партой. Они неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Детей такой категории в моём классе 3 человека (21%)
Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Таких детей в классе 5 (35%).
Таким образом, 56 % учащихся в классе неспособны к восприятию учебной информации в статическом положении в течение урока. Поэтому игровая деятельность продолжает оставаться ведущей.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий к концу года в классе заметно повысилась учебная мотивация: из 14 человек в школу пришли только двое с учебной мотивацией. К концу года диагностические данные показали, что 2 человека имеют высокий уровень учебной мотивации, 5 человек – средний уровень.
Состояние здоровья учеников не изменилось, однако наметилась тенденция на улучшение осанки у 7 человек.
Сказать о том, что адаптационный период завершился успешно, пока нельзя. Вызывает опасения повышенная заболеваемость детей: по болезни пропущено 20% уроков.
Поэтому считаю необходимым продолжить работу по здоровьесбережению учащихся во 2-4 классах и ведение мониторинга состояния их здоровья.
В наших условиях мы не можем улучшить здоровье детей, но о сохранении не должны забывать, ни на минуту.
Литература:
1. «Модернизация Российского образования.» Сборник статей. Пермь 2003 год.
2. «Физкультминутки.» Волгоград 2006 год.
3. «Школа физкультминуток.» В.И. Ковалько. Москва 2005 год.
4. «Физкультурные минутки в начальной школе.» С.А.Исаева. Москва 2004 год.
5. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/124470.html
6. http://festival.1september.ru/articles/419771