Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования…
А. Дистервег
Современное общество характеризуется быстрыми изменениями и непрерывным потоком информации, что заставляет человека ставить перед собой всё новые и новые цели, принимать различные решения. Существенная часть этих решений основывается на оценке сведений, связанных с ними. Так и в образовании, роль оценки подтверждается необходимостью оценивать эффективность и действенность процесса обучения, получать сведения о результатах школьного обучения учеников, обеспечить достижения стандартов и устанавливать обратную связь, необходимую всем, кто задействован в образовании.
Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решения о дальнейшем обучении.
Цель оценки знаний и умений: направлять формирование самооценки учащегося; больше внимания уделять совместной работе; мотивировать учащегося к целенаправленному обучению; обеспечить обратную связь с результатами успеваемости учащегося; оцениванию учащимися знаний и умений; наблюдать достижения учащегося, движение его к выбранной цели, поддерживать его в индивидуальном развитии. Казалось бы, что сложного в том, чтобы оценить учащегося. Мы оцениваем их каждый день, у нас есть критерии оценок, к которым мы привыкли, реже мы аргументируем данную оценку, ссылаясь на нехватку времени. И наши дети привыкли – учитель дал такую оценку, значит он прав. Могу сказать, что результативнее индивидуально или при всём классе объяснить выставленную оценку. Мы оцениваем обучение, опираясь на государственные стандарты. Оценка ученика учителем может нести как отрицательный, так и положительный характер. Может служить стимулом для дальнейшего обучения, и наоборот вызвать негативное отношение к обучению. Оценки любят получать хорошие оценки по разным причинам: сделать приятное родителям, самоутвердиться перед одноклассниками, из – за покупки новой игры или от того, что родители внушили, что если будешь плохо учиться, ничего не добьёшься в жизни. Но, к сожалению, они не до конца понимают значимость оценки лично для себя, не осознают ответственность за получаемые оценки. Ребёнок, всегда получавший хорошую оценку за выполненные задания, получив недостаточно хорошую, должен задуматься над тем, где и на каком этапе обучения он получил пробелы в знаниях, выявить область, направление, в котором ему надо работать. А достигнув определённых успехов совершенствоваться дальше, не боясь оценки, к которой он не привык. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель не только оценивать обучение, но и оценивать для обучения. На мой взгляд, сложным является оценивание для обучения, нежели оценивание обучения. Этот кропотливый процесс, направленный на определение этапа развития ребёнка, с установлением дальнейшего его роста, является очень важным и требует своего включения в общий учебный процесс с первых дней ребёнка в школе. Работа в группах, как нельзя лучше даёт возможность увидеть работу учащихся, оценить степень их умений, знаний и навыков, при прохождении той или иной темы. А также ребята могут заниматься самооцениванием, сравнивая себя со своими одноклассниками, с их возможностями и способностями. Практически у всех детей в моём классе имеются лидерские способности, которые они любят проявлять. И при работе в группе они отчётливо видны. Ребята демонстрируют свои знания, не боясь ошибиться, потому что реакция на неправильный ответ стала адекватной у всех участников группы. Ребята стали понимать, что допустить ошибку может каждый, в том числе и он сам. Самооценка, осуществляется детьми, носит положительный характер. Взаимопроверка, осуществляемая на уроках, не несёт в себе конфликтных ситуаций. Практически все соглашаются с оценкой, поставленной одноклассником. Вследствие этого, пришла к выводу, что учащимся очень важна и интересна оценка одноклассников. Они с интересом выслушивают и сами аргументируют их. А суммирование оценки учителя с оценкой одноклассника, причём при их совпадении, даёт своего рода стимул к дальнейшей работе, к дальнейшему самообучению. В своей работе большое внимание уделяю внедрению модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Мною применяется работа « внутри чёрного ящика» : эффективная постановка вопросов, обсуждение критериев вместе с учениками, оценивание одноклассниками и самооценивание, обеспечение обратной связи.
Возможность применения АМО для выявления обученности учащихся на разных этапах его развития отличительны друг от друга. Не все приёмы и методы, используемые в среднем и старшем звене подходят для работы в Учащиеся с интересом работают на уроках, когда применяются АМО. Такие как:
Колесо последствий. Очень интересно, когда ребята, не только говорят о видимых последствиях, это в начале применения этого метода. Теперь они находят последствия, которые были бы возможны.
Голосование точками. Предоставление ребятам идей и дальнейшее голосование – это один из видов работы. Но когда ребята в группах выделяют основные идеи, и потом происходит голосование, является более продуктивным приёмом.
Пять вопросов. Своя игра. Позволяют ребятам раскрыть их ораторские способности. И этот метод даёт возможность не только оценить знания ребёнка, но выявить уровень обученности. Когда ребятам предлагается в своей игре придумать качественные вопросы, опираясь на дату или имя – это гораздо проще, нежели описанная эмоция или предложенное существительное.
Передай другому. За процессом работы с данным методом наблюдать очень интересно. Творчество детей проявляется в полной мере. Учащиеся с заниженной самооценкой раскрываются.
Литература
1. Глухова И.В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе»
2. Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения»
3. Руководство для учителя, 2012 г.
4. Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,1993.
5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Рассказовъ, 2002.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценивание для обучения »
Оценивание для обучения
Горбачёва Елена Юрьевна
КГУ СОШ №30, учитель начальный классов
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования…
А. Дистервег
Современное общество характеризуется быстрыми изменениями и непрерывным потоком информации, что заставляет человека ставить перед собой всё новые и новые цели, принимать различные решения. Существенная часть этих решений основывается на оценке сведений, связанных с ними. Так и в образовании, роль оценки подтверждается необходимостью оценивать эффективность и действенность процесса обучения, получать сведения о результатах школьного обучения учеников, обеспечить достижения стандартов и устанавливать обратную связь, необходимую всем, кто задействован в образовании.
Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решения о дальнейшем обучении.
Цель оценки знаний и умений: направлять формирование самооценки учащегося; больше внимания уделять совместной работе; мотивировать учащегося к целенаправленному обучению; обеспечить обратную связь с результатами успеваемости учащегося; оцениванию учащимися знаний и умений; наблюдать достижения учащегося, движение его к выбранной цели, поддерживать его в индивидуальном развитии. Казалось бы, что сложного в том, чтобы оценить учащегося. Мы оцениваем их каждый день, у нас есть критерии оценок, к которым мы привыкли, реже мы аргументируем данную оценку, ссылаясь на нехватку времени. И наши дети привыкли – учитель дал такую оценку, значит он прав. Могу сказать, что результативнее индивидуально или при всём классе объяснить выставленную оценку. Мы оцениваем обучение, опираясь на государственные стандарты. Оценка ученика учителем может нести как отрицательный, так и положительный характер. Может служить стимулом для дальнейшего обучения, и наоборот вызвать негативное отношение к обучению. Оценки любят получать хорошие оценки по разным причинам: сделать приятное родителям, самоутвердиться перед одноклассниками, из – за покупки новой игры или от того, что родители внушили, что если будешь плохо учиться, ничего не добьёшься в жизни. Но, к сожалению, они не до конца понимают значимость оценки лично для себя, не осознают ответственность за получаемые оценки. Ребёнок, всегда получавший хорошую оценку за выполненные задания, получив недостаточно хорошую, должен задуматься над тем, где и на каком этапе обучения он получил пробелы в знаниях, выявить область, направление, в котором ему надо работать. А достигнув определённых успехов совершенствоваться дальше, не боясь оценки, к которой он не привык. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель не только оценивать обучение, но и оценивать для обучения. На мой взгляд, сложным является оценивание для обучения, нежели оценивание обучения. Этот кропотливый процесс, направленный на определение этапа развития ребёнка, с установлением дальнейшего его роста, является очень важным и требует своего включения в общий учебный процесс с первых дней ребёнка в школе. Работа в группах, как нельзя лучше даёт возможность увидеть работу учащихся, оценить степень их умений, знаний и навыков, при прохождении той или иной темы. А также ребята могут заниматься самооцениванием, сравнивая себя со своими одноклассниками, с их возможностями и способностями. Практически у всех детей в моём классе имеются лидерские способности, которые они любят проявлять. И при работе в группе они отчётливо видны. Ребята демонстрируют свои знания, не боясь ошибиться, потому что реакция на неправильный ответ стала адекватной у всех участников группы. Ребята стали понимать, что допустить ошибку может каждый, в том числе и он сам. Самооценка, осуществляется детьми, носит положительный характер. Взаимопроверка, осуществляемая на уроках, не несёт в себе конфликтных ситуаций. Практически все соглашаются с оценкой, поставленной одноклассником. Вследствие этого, пришла к выводу, что учащимся очень важна и интересна оценка одноклассников. Они с интересом выслушивают и сами аргументируют их. А суммирование оценки учителя с оценкой одноклассника, причём при их совпадении, даёт своего рода стимул к дальнейшей работе, к дальнейшему самообучению. В своей работе большое внимание уделяю внедрению модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Мною применяется работа « внутри чёрного ящика» : эффективная постановка вопросов, обсуждение критериев вместе с учениками, оценивание одноклассниками и самооценивание, обеспечение обратной связи.
Возможность применения АМО для выявления обученности учащихся на разных этапах его развития отличительны друг от друга. Не все приёмы и методы, используемые в среднем и старшем звене подходят для работы в Учащиеся с интересом работают на уроках, когда применяются АМО. Такие как:
Колесо последствий. Очень интересно, когда ребята, не только говорят о видимых последствиях, это в начале применения этого метода. Теперь они находят последствия, которые были бы возможны.
Голосование точками. Предоставление ребятам идей и дальнейшее голосование – это один из видов работы. Но когда ребята в группах выделяют основные идеи, и потом происходит голосование, является более продуктивным приёмом.
Пять вопросов. Своя игра. Позволяют ребятам раскрыть их ораторские способности. И этот метод даёт возможность не только оценить знания ребёнка, но выявить уровень обученности. Когда ребятам предлагается в своей игре придумать качественные вопросы, опираясь на дату или имя – это гораздо проще, нежели описанная эмоция или предложенное существительное.
Передай другому. За процессом работы с данным методом наблюдать очень интересно. Творчество детей проявляется в полной мере. Учащиеся с заниженной самооценкой раскрываются.
Литература
1. Глухова И.В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе» 2. Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения» 3. Руководство для учителя, 2012 г. 4. Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,1993. 5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Рассказовъ, 2002.