За любой используемой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся этих категорий, как самооценка, способности и усилия. (Александер, 2001).
Оценивание – эта категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Изучая литературу по оцениванию (Руководство для учителя) сделала вывод, что форма оценивания может быть разнообразной: тесты, карточки с заданиями, фронтальный опрос, опрос в парах, похвала, поощрение, словесная оценка, подбадривание. До прохождения 1 этапа «Лицом к лицу» 3-х уровневых курсов я путалась в четком определении суммативное и формативное оценивание. Изучив все аспекты оценивания, задала себе вопрос – Что дает оценивание для обучения? И ответила:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценивание обучения и оценивания для обучения »
Отчет по модулю оценивание для обучения и оценивание обучения
Самамбетовой Надежды Петровны
За любой используемой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся этих категорий, как самооценка, способности и усилия. (Александер, 2001).
Оценивание – эта категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Изучая литературу по оцениванию (Руководство для учителя) сделала вывод, что форма оценивания может быть разнообразной: тесты, карточки с заданиями, фронтальный опрос, опрос в парах, похвала, поощрение, словесная оценка, подбадривание. До прохождения 1 этапа «Лицом к лицу» 3-х уровневых курсов я путалась в четком определении суммативное и формативное оценивание. Изучив все аспекты оценивания, задала себе вопрос – Что дает оценивание для обучения? И ответила:
Может помогать учиться на ошибках.
Может помогать понять, что важно.
Может помогать понять, что у них получается.
Может помогать обнаруживать, что они не знают.
Может помогать обнаруживать, что не умеют делать.
Начиная с первого урока, я стала применять разнообразные формы оценивания. У меня появились опасения, что учащиеся при взаимооценивании и самооценивании будут выставлять оценки по симпатии, по дружбе, а не за знания. На первом открытом уроке я применила такие техники оценивания как, «похвальный бутерброд», взаимооценивание, коллективное оценивание. «Похвальный бутерброд» хорошо вписался при оценивании кластера. Класс, который я предварительно разделила на две группы оценивали выступление (защиту) друг друга. Мои опасения были напрасны, учащиеся в оценивании указывали все минусы и плюсы. Несмотря на то, что речь детей плохо развита они пытались каждый свой ответ аргументировать. И это очень меня подбодрило на последующие мои действия. При взаимооценивании в парах учащиеся размышляют о своих собственных знаниях и о знаниях своего товарища, о понимании и поведении. В серии последовательных уроков, с каждым новым уроком, я замечала повышение интереса учащихся к процессу обучения. Проанализировав уроки, проведенные с использованием разнообразных видов оценивания увидела, что детям больше всего понравилось взаимооценивание.
С целью установления обратной связи с учениками проводила одноминутное эссе, синквейн, незаконченное предложение по содержанию учебного материала. Мне очень интересны были мысли моих учеников. Я увидела мыслящих, анализирующих и рефлексирующих учеников. Мои учащиеся для меня раскрывались совершенно с другой стороны, которую до прохождения курсов я не замечала. Руслан, который всегда боялся отвечать на уроках, ярко и оживленно выражал свои мысли.
В своей практике очень часто использовала критериальное оценивание, так как если просто осведомить ученика о том, что он достиг определенного уровня, это не поможет ему понять, что предпринять чтобы достигнуть лучшего результата и через что. На первом этапе совместно с учащимися разрабатывали простые критерии (оформление, содержательность, ораторство и доступность при защите) к выполнению работ – это оценивание кластера, постера, оформление лабораторных и практических работ. Используя критерии при обсуждении работ, ученики не только высказывались о положительных моментах, но указывали на все минусы и уже совместно искали пути их ликвидации. Думаю, что в будущем можно будет разнообразить критерии. Например, лаконичность, научная обоснованность.
В ходе последовательных уроков использовала такое оценивание как сигналы рукой. По окончанию презентации участники одно группы должны были оценить работу другой группы и выразить согласие или не согласие (большой палец вверх - согласен, вниз – не согласен). На этапе рефлексии при оценивании учебной деятельности и эмоционального настроя учащихся раздавала детям стикеры, чтобы они написали, как прошел урок, что понравилось, что не понравилось. А затем стикеры наклеили на интерактивную доску, где была изображена лесенка с мальчиком поднимающегося вверх. Они должны были наклеить стикеры на ту ступень, где, по их мнению, они находятся. Отзывы были интересные.
Таким образом, используя модуль «Оценивания для обучения и оценивание обучения» в серии последовательных уроков, я заинтересовала детей предметом и включила в работу даже самых пассивных учащихся. Во время прохождения практики, наряду с положительными моментами были и трудности, которые мне в дальнейшей работе нужно преодолеть. Буду работать на развитием речи учащихся, коммуникативных навыков, отработка навыков объективного самооценивания и взаимооценивания, умения выражать чувства и мысли.