Особенности нравственности воспитания в младшем школьном возрасте
Особенности нравственности воспитания в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношение между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит всплеск его творческой активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности нравственности воспитания в младшем школьном возрасте»
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
БЕРЕЗКИНА Т.П.
МАОУгимназия №13
г. Томск
Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношение между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит всплеск его творческой активности.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть дверь в сложный противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и учителем.
Психологи установили, что школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. В сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.
Важную роль в нравственном воспитании играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных норм поведения. Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого.
В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Любой предмет представляет немало возможностей для эмоциональных переживаний, стремлений. Любое познание вырастает из кипучей духовной деятельности школьника.
Анализируя стихотворение Б.Заходера «О границах поэтического творчества», дети перечитываю список того, что поэт «готов воспеть». Отвечая на вопросы, дети самостоятельно приходят к выводу, что любовь и ненависть – это сильные чувства, хотя и разные. Поэт противопоставляет их другому чувству - безразличию (равнодушию, душевной слепоте). Слушая своих товарищей, каждый из ребят переживает вместе с ними их впечатления. Общие переживания служат сплочению коллектива. На уроках должна быть создана атмосфера задушевного общения, только тогда можно получить желаемый воспитательный эффект.
Духовная жизнь может быть интенсивной, богатой, разнообразной, а может быть и бедной, вялой, однобокой. Но интенсивная духовная жизнь – это не работа памяти, а размышления, рассуждения, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Каждый учитель найдет свой, сообразный индивидуальности и опыту ход, который поможет ребенку не потерять уверенность в себе.
Духовный контакт между участниками учебного процесса раскрепощает внутренние силы детей, дает им выход, а учителю предоставляет возможность направлять эти силы в нужное русло. Сравните две реакции учеников на качество чтения их товарища: «ты допустил две ошибки» и «Ты сегодня допустил только две ошибки».
В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуки морали: Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным.. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество».
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети достигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Литература
Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания –М.: просвещение, 1989
Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998.
Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова – М.: Гуманист. Изд. Центр ВАЛДОС, 2001.
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988