kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно - нравственное воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ

    «Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений  жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны  все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

Пояснительная записка

    Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
   На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

   Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Я назвала бы свою программу «Вместе весело шагать», которая  предусматривает  воспитание Благородного человека, Гражданина России.  Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности  учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
    Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном

в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
    Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности

ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
   Проектирование  мною  программы  «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности.      Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела  в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 1  по 4 класс.              Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

  Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

Цель:

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её

в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

  1. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
  2. Гармоничное духовно-нравственное  развитие личности школьника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

 Задачи:

  • Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции,    сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся должны иметь представления  :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание
- верить в свои силы, иметь  желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе 
Создана  программа, направленная на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников.

Заключение 
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. 
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость. 

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание младших школьников»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ

    «Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений  жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны  все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

Пояснительная записка

    Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
   На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

   Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Я назвала бы свою программу «Вместе весело шагать», которая  предусматривает  воспитание Благородного человека, Гражданина России.  Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности  учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
    Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном

в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
    Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности

ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
   Проектирование  мною  программы  «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности.      Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела  в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 1  по 4 класс.              Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

  Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.



Цель:

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её

в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

  1. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.

  2. Гармоничное духовно-нравственное  развитие личности школьника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

 Задачи:

  • Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции,    сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

  • Развитие форм ученического самоуправления.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся должны иметь представления  :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание
- верить в свои силы, иметь  желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе 
Создана  программа, направленная на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников.





Работа с родителями учащихся

Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):

«Карта Памяти или откуда начинается мой род»,

 «История создания семьи моих родителей»,

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,

«Памятные даты моей семьи»,

 «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Традиции нашей семьи», «С любовью  о моих родных» и т.д.

Семейные праздники (1-4 классы):



«Папа, мама, я - спортивная семья»            (1-4 классы)

Последний звонок ( 1-4-е классы)

 и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)

Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию  (1-4 классы)

Общешкольное родительское собрание (1-4 классы)

  • «Нравственное воспитание младшего школьника»,

  • «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка»,

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)



Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

Наглядная агитация для семьи и родителей  (выставки, классные

 уголки для родителей, доска объявлений, размещение информации, благодарностей родителям

Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.







Я и мое Отечество

1

 Будем знакомы!

Формирование  классного коллектива родителей и детей.





















2

Цикл классных часов по теме

«Я – гражданин и патриот» ( с 1-4 кл.):

«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны»

Школьная и классная символика

3

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» ( с 1-4 классы)

4

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы)



7







День учителя

«Золотое сердце учителя» (1-4 классы)

«Моя любимая учительница» (1-2 классы)

«Мой учитель лучше всех»



8





«Мой дом, мой город. Мой любимый уголок» (3-4 классы)



10

День народного единства (1-4)



11

Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»»,



13



« Аты–баты, шли солдаты» (4 классы)



14

День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):

«Человек поднялся в небо» (1-4 классы)

«Через тернии к звёздам» (1-4 классы)



15



День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):



«Живи, цвети, мой город » (1-2 классы)



 «Память, которой не будет конца» (3-4 классы)



«Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)



«Страницы великой Победы»

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Я  и мое здоровье

1









Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)



2











Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):

«Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.

3





Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы)

4







Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):

«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.

5







Анкетирование учащихся:

«Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы)

6







Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы)

Общешкольный поход



7







«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы):

·         1-е классы

·         2-е классы

·         3-е классы

·         4-е классы

8











Профилактические акции



«Внимание, дети!»







«Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)



Встречи с мед.работниками (1-4 классы)

Презентация индивидуальных  и групповых проектов «В здоровом теле –

здоровый дух».

9









«Весне – физкульт-ура!»

10











Дни здоровья



Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.



Я и окружающий мир

1







«Законы коллектива» (1-4 классы), распределение поручений в классе

2



Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:

«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.

3

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):

«Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.

4



Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):

«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться -  лучше помириться»,  «Чужой беды не бывает» и т.д.

5

Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром»

6



День пожилого человека (1-4 классы),встреча с пожилыми людьми

«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.

7







День Конституции и День права:

Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.

Встречи с работниками УВД и прокуратуры

8



«Рождество Христово» (1-4 классы)

9



Праздник «Масленица » (1-4 классы)

10



Святая Пасха (1-4 классы):

конкурс «Пасхального яйца»

выставка рисунков

беседы

11



День семьи (1-4 классы)



«Ценности трех поколений»



«Я и мои родные» (3-4 классы)

«Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

12



«Последний звонок» (4-е классы)



13





Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы)

Предполагаемый результат:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.



Я и мои увлечения

1





«Мир профессий» (1-4 классы)



2

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)

3



 Конкурс поделок из природного материала.  (1-4 классы)

4

Осенний бал.

5



Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы)

6



Оформление кабинета и школы - к праздникам  и мероприятиям (1-4 классы)

7



Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)

8



«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы)

9

Театральная весна

10



«Прекрасный мир моих увлечений» (1-4 классы)

11

Ко Дню Земли: конкурс поделок из бросового материала

12



«Самый чистый класс »

13



«Готовимся к встрече пернатых друзей » (1-4 классы и их родители)



     Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

 Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств  школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Проблема семейного воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени.

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания в семье. Работая с детьми младшего школьного возраста, считаю работу с семьей одной из главных. Посещаю семьи на дому, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей.

Набирая класс, ставлю перед собой цель:

Создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания в семье.

Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями.

Формы работы с родителями по духовно - нравственному воспитанию учащихся:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса; 

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы); 

  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;  

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,  выставки детских работ;

  • экскурсии;  

  • визиты домой; 

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

На первом родительском собрании идет обсуждение этого плана. 

В основе воспитательной работы лежат рассказы, сказки, задания для родителей, и для детей. Данные задания помогают думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше. Книга учит детей нравственности. Начало нравственности лежит в укладе жизни ребенка, в его отношениях с близкими людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Непросто ребенку заметить, какое настроение у близких ему людей: радостны они или огорчены, веселы или грустны, еще труднее научиться сопереживать, совершить по собственной воле добрый поступок. Может быть ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Вот здесь на помощь приходит эта книжка.

Она вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологии, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение. Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.

Наиважнейшим условием  является сотрудничество преподавателей, детей, родителей, в результате чего возникает сплоченный коллектив, преображающий не только детей, ради которых все это было предпринято.  Происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее. В этом процессе участвуют в равной степени все – дети, родители, педагог. Одно из таких мероприятий «Тепло родного очага». Основные цели данного мероприятия:

Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому – домашнему очагу;  Формировать уважительное отношение детей к своим родителям, к   своей семье; Воспитание чувства любви и гордости за свою семью; Перед проведением данного мероприятия велась подготовительная работа. Вместе с родителями ребята находили пословицы о семье, проявляли творчество в рисунках  и поделках «Семейные радости», учащиеся писали сочинения «Моя семья». Одно из заданий на данном мероприятии: «Строим фундамент».

Учитель:-На чем должен стоять дом? (на фундаменте).  -Верно!

Задание 1. Откройте конверты №1. Выберите те слова-кирпичики, которые лягут в основу вашего фундамента, в основу вашей семьи. Обоснуйте свой выбор.

1группа: вера, любовь, злость, недоверие.

2 группа: взаимопонимание, терпимость друг к другу, грубость, оскорбления.

3 группа: взаимоподдержка, помощь, наказание, жадность.

(Ребята вместе  с родителями работают с карточками, правильные вывешивают на схему дома)

В фундамент заложим 

любовь и терпимость, веру и дружбу,

Чтоб строился дом и стоял бы, как нужно

На классный час «Труд земной» были приглашены родители, которые рассказали о своих профессиях. Мною проведены родительские собрания на тему: «Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей». Родительские собрания стараюсь проводить в разных формах это и лектории, и круглые столы, организую работу в группах, собрания проходят в виде диалога с элементами ситуационной игры и т.д. Различные формы работ привлекают родителей. Стараюсь дать каждому родителю задание по подготовке собрания. Самыми лучшими и посещаемыми собраниями являются совместные вместе с детьми. Работая с родителями необходимо не забывать, что вся эта работа должна быть в системе и родители должны быть непосредственными участниками процесса.

Уже к концу третьего  класса заметна активность родителей в проведении тех или иных мероприятий. Родители все чаще проявляют интерес к проведению собраний.

Также изменяются взаимоотношения учащихся в классе. Изменяется палитра эмоций и чувств ребенка, дети выражают аргументированное  обоснование своим положительным и отрицательным эмоциям и чувствам в оценке поведения и поступков своих сверстников.

Считаю что работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества.



4 класс

Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире. 
В центре внимания 
- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рожде­ния до смерти; 
- народный костюм; 
- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества; 
- история родного края; 
- .В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школь­ников нравственных качеств. Один из таких классных часов. 
Классный час «Дорогою добра» 
Задачи: 
- воспитывать у детей чувство друж­бы и товарищества; 
- развивать коммуникативные на­выки, речь; 
- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры. 
Ход занятия. 
Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор выре­занных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок. 
- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на ка­кую именно - вы ответите сами, про­слушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»). 
- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.) 
- Правильно. Но мы с вами не прос­то будем говорить о доброте, а совер­шим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.) 
- Что вы здесь видите? (Пустыню.) 
- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в пре­красный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь! 
- Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы нача­ли это путешествие? (Когда родились.) 
- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька) 
- А что вы при этом чувствовали? 
- Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.) 
- Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обра­титься по ... (Имени.) 
- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю. 
- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.) 
- Значит, нам необходимо отыс­кать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, кото­рые приготовили для вас инсцениров­ку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово». 
Дети показывают инсценировку. 
- Давайте вместе порассуждаем. По­чему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,) 
- Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежли­вым, .) 
- Сделаем вывод: поступать с людь­ми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется). 
- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора ка­пельку воды и «полейте» свое семечко. 
- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семеч­ком? (Оно будет прорастать.) 
- Вот так и в жизни: если мы совер­шили что-то хорошее, то это не прой­дет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для од­ноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку  можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же -нельзя). 
- Итак, мы сейчас еще раз убеди­лись в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я счи­таю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «поса­дить» свое дерево. 
- Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами пред­стали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одина­ковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не по­хожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер. 
- У вас еще остались цветочки. На­пишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера. 
- А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепест­ке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть. 
- Кто не постесняется назвать эти качества? 
- А что нужно делать для того, что­бы стать таким человеком? 
- Прикрепите эти цветочки на деревья. 
- У нас получился красивый цвету­щий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убе­дились в том, что человек своими доб­рыми поступками, добрым отношени­ем к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад. 
- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и мо­им пожеланием всем вам, - «Дорогою добра». 


Заключение 
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. 
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно - нравственное воспитание младших школьников

Автор: Дерендяева Вера Геннадьевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-3"
    ["file_id"] => string(6) "278683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453122777"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников."
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "278684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453122922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников."
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov-1"
    ["file_id"] => string(6) "278685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453122929"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Деятельность классного руководителя  в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников."
    ["seo_title"] => string(114) "dieiatiel-nost-klassnogho-rukovoditielia-v-napravlienii-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "251775"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447290501"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства