ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».
Пояснительная записка
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Я назвала бы свою программу «Вместе весело шагать», которая предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном
в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Проектирование мною программы «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 1 по 4 класс. Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.
Цель:
Создание условий для развития личности, для вхождения её
в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся должны иметь представления :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание
- верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.
Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе
Создана программа, направленная на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников.
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание младших школьников»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».
Пояснительная записка
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. ) Я назвала бы свою программу «Вместе весело шагать», которая предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном
в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Проектирование мною программы «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 1 по 4 класс. Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.
Цель:
Создание условий для развития личности, для вхождения её
в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся должны иметь представления : -о духовных и нравственных ценностях; -о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений; - о том, как беречь и поддерживать красоту; - как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание - верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.
Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе Создана программа, направленная на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников.
Работа с родителями учащихся
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):
«Карта Памяти или откуда начинается мой род»,
«История создания семьи моих родителей»,
«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,
«Памятные даты моей семьи»,
«О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Традиции нашей семьи», «С любовью о моих родных» и т.д.
Семейные праздники (1-4 классы):
«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-4 классы)
Последний звонок ( 1-4-е классы)
и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)
Общешкольное родительское собрание (1-4 классы)
«Нравственное воспитание младшего школьника»,
«Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка»,
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних
Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные
уголки для родителей, доска объявлений, размещение информации, благодарностей родителям
Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.
Я и мое Отечество
1
Будем знакомы!
Формирование классного коллектива родителей и детей.
2
Цикл классных часов по теме
«Я – гражданин и патриот» ( с 1-4 кл.):
«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны»
Школьная и классная символика
3
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» ( с 1-4 классы)
4
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы)
7
День учителя
«Золотое сердце учителя» (1-4 классы)
«Моя любимая учительница» (1-2 классы)
«Мой учитель лучше всех»
8
«Мой дом, мой город. Мой любимый уголок» (3-4 классы)
10
День народного единства (1-4)
11
Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»»,
13
« Аты–баты, шли солдаты» (4 классы)
14
День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):
«Человек поднялся в небо» (1-4 классы)
«Через тернии к звёздам» (1-4 классы)
15
День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы):
«Живи, цвети, мой город » (1-2 классы)
«Память, которой не будет конца» (3-4 классы)
«Мои родные защитники Родины» (3-4 классы)
«Страницы великой Победы»
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Я и мое здоровье
1
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)
2
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):
«Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.
3
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы)
4
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):
«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.
5
Анкетирование учащихся:
«Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы)
6
Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы)
Общешкольный поход
7
«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы):
· 1-е классы
· 2-е классы
· 3-е классы
· 4-е классы
8
Профилактические акции
«Внимание, дети!»
«Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы)
Встречи с мед.работниками (1-4 классы)
Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле –
здоровый дух».
9
«Весне – физкульт-ура!»
10
Дни здоровья
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
Я и окружающий мир
1
«Законы коллектива» (1-4 классы), распределение поручений в классе
2
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:
«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.
3
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):
«Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.
4
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):
«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д.
5
Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром»
6
День пожилого человека (1-4 классы),встреча с пожилыми людьми
«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
7
День Конституции и День права:
Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.
Встречи с работниками УВД и прокуратуры
8
«Рождество Христово» (1-4 классы)
9
Праздник «Масленица » (1-4 классы)
10
Святая Пасха (1-4 классы):
конкурс «Пасхального яйца»
выставка рисунков
беседы
11
День семьи (1-4 классы)
«Ценности трех поколений»
«Я и мои родные» (3-4 классы)
«Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)
12
«Последний звонок» (4-е классы)
13
Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы)
Предполагаемый результат:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Я и мои увлечения
1
«Мир профессий» (1-4 классы)
2
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы)
3
Конкурс поделок из природного материала. (1-4 классы)
Оформление кабинета и школы - к праздникам и мероприятиям (1-4 классы)
7
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы)
8
«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы)
9
Театральная весна
10
«Прекрасный мир моих увлечений» (1-4 классы)
11
Ко Дню Земли: конкурс поделок из бросового материала
12
«Самый чистый класс »
13
«Готовимся к встрече пернатых друзей » (1-4 классы и их родители)
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Проблема семейного воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени.
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания в семье. Работая с детьми младшего школьного возраста, считаю работу с семьей одной из главных. Посещаю семьи на дому, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей.
Набирая класс, ставлю перед собой цель:
Создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания в семье.
Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями.
Формы работы с родителями по духовно - нравственному воспитанию учащихся:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
экскурсии;
визиты домой;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
На первом родительском собрании идет обсуждение этого плана.
В основе воспитательной работы лежат рассказы, сказки, задания для родителей, и для детей. Данные задания помогают думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше. Книга учит детей нравственности. Начало нравственности лежит в укладе жизни ребенка, в его отношениях с близкими людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Непросто ребенку заметить, какое настроение у близких ему людей: радостны они или огорчены, веселы или грустны, еще труднее научиться сопереживать, совершить по собственной воле добрый поступок. Может быть ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Вот здесь на помощь приходит эта книжка.
Она вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологии, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение. Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.
Наиважнейшим условием является сотрудничество преподавателей, детей, родителей, в результате чего возникает сплоченный коллектив, преображающий не только детей, ради которых все это было предпринято. Происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее. В этом процессе участвуют в равной степени все – дети, родители, педагог. Одно из таких мероприятий «Тепло родного очага». Основные цели данного мероприятия:
Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому – домашнему очагу; Формировать уважительное отношение детей к своим родителям, к своей семье; Воспитание чувства любви и гордости за свою семью; Перед проведением данного мероприятия велась подготовительная работа. Вместе с родителями ребята находили пословицы о семье, проявляли творчество в рисунках и поделках «Семейные радости», учащиеся писали сочинения «Моя семья». Одно из заданий на данном мероприятии: «Строим фундамент».
Учитель:-На чем должен стоять дом? (на фундаменте). -Верно!
Задание 1. Откройте конверты №1. Выберите те слова-кирпичики, которые лягут в основу вашего фундамента, в основу вашей семьи. Обоснуйте свой выбор.
1группа: вера, любовь, злость, недоверие.
2 группа: взаимопонимание, терпимость друг к другу, грубость, оскорбления.
(Ребята вместе с родителями работают с карточками, правильные вывешивают на схему дома)
В фундамент заложим
любовь и терпимость, веру и дружбу,
Чтоб строился дом и стоял бы, как нужно
На классный час «Труд земной» были приглашены родители, которые рассказали о своих профессиях. Мною проведены родительские собрания на тему: «Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей». Родительские собрания стараюсь проводить в разных формах это и лектории, и круглые столы, организую работу в группах, собрания проходят в виде диалога с элементами ситуационной игры и т.д. Различные формы работ привлекают родителей. Стараюсь дать каждому родителю задание по подготовке собрания. Самыми лучшими и посещаемыми собраниями являются совместные вместе с детьми. Работая с родителями необходимо не забывать, что вся эта работа должна быть в системе и родители должны быть непосредственными участниками процесса.
Уже к концу третьего класса заметна активность родителей в проведении тех или иных мероприятий. Родители все чаще проявляют интерес к проведению собраний.
Также изменяются взаимоотношения учащихся в классе. Изменяется палитра эмоций и чувств ребенка, дети выражают аргументированное обоснование своим положительным и отрицательным эмоциям и чувствам в оценке поведения и поступков своих сверстников.
Считаю что работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества.
4 класс
Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире. В центре внимания - семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти; - народный костюм; - история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества; - история родного края; - .В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школьников нравственных качеств. Один из таких классных часов. Классный час «Дорогою добра» Задачи: - воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества; - развивать коммуникативные навыки, речь; - учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры. Ход занятия. Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок. - Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»). - Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.) - Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.) - Что вы здесь видите? (Пустыню.) - Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь! - Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.) - Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька) - А что вы при этом чувствовали? - Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.) - Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по ... (Имени.) - Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю. - Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.) - Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово». Дети показывают инсценировку. - Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,) - Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым, .) - Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется). - Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко. - Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.) - Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же -нельзя). - Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево. - Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер. - У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера. - А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть. - Кто не постесняется назвать эти качества? - А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком? - Прикрепите эти цветочки на деревья. - У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад. - А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».
Заключение Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.