ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
Главным источником вдохновения для меня являются дети, постоянное общение с ними. Они «раскрывают и поощряют наши способности всей своей жизнью и своей непосредственностью»
Только при сердечном отношении к ним, без фальши и сюсюканья, может раскрыться детская душа навстречу учителю. Только тогда в ребёнке зарождается доверие и любовь, доброта к людям, вера в справедливость старших и, в первую очередь, в справедливость учителя. Без этой веры невозможно единение воспитанника и воспитателя, а значит, будет невозможен единый воспитательно-педагогический процесс. «Детство для детей должно стать естественной школой сердечности» (В.А. Сухомлинский).
Началу обучения, т.е. обучению детей в первом классе, принадлежит особая роль в развитии младшего школьника, а с переходом на обучение детей с шести лет эта роль особенно усиливается. Психология ребёнка, поступившего в школу, далеко не однозначна, поэтому учителю необходимо учитывать все сложности и многообразие факторов, влияющих на развитие ребёнка в первый год обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ»
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
Учитель начальных классов Лучинская С.И.
«Пора моего ангелочка определить в школу», - подумал ангел. Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в Огромное здание.
«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой ещё вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…»
Эти слова, взятые из сказки Шалвы Амонашвили, как нельзя лучше говорят о чувствах родителей, отправляющих своих шестилетних детей в школу. Тревоги и сомнения переполняют их душу. Об этом мы, педагоги, всегда должны помнить, ведь в наши руки отданы «маленькие сокровища».
Неслучайно первой и главной особенностью 12-летней школы является изменение менталитета учителя, его подходов к работе. И здесь уместны слова Ш.Амонашвили «Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, вдохновляться».
Главным источником вдохновения для меня являются дети, постоянное общение с ними. Они «раскрывают и поощряют наши способности всей своей жизнью и своей непосредственностью»
Только при сердечном отношении к ним, без фальши и сюсюканья, может раскрыться детская душа навстречу учителю. Только тогда в ребёнке зарождается доверие и любовь, доброта к людям, вера в справедливость старших и, в первую очередь, в справедливость учителя. Без этой веры невозможно единение воспитанника и воспитателя, а значит, будет невозможен единый воспитательно-педагогический процесс. «Детство для детей должно стать естественной школой сердечности» (В.А. Сухомлинский).
Началу обучения, т.е. обучению детей в первом классе, принадлежит особая роль в развитии младшего школьника, а с переходом на обучение детей с шести лет эта роль особенно усиливается. Психология ребёнка, поступившего в школу, далеко не однозначна, поэтому учителю необходимо учитывать все сложности и многообразие факторов, влияющих на развитие ребёнка в первый год обучения.
Довольно высокий уровень наглядно-образного мышления шестилетних детей служит основой для последующего формирования логического мышления в процессе их познавательной деятельности.
Успех в интеллектуальном развитии ребёнка, предполагающем его продвижение к высокому уровню сформированности внимания, восприятия, мышления, речи, находится в прямой зависимости от организации учителем познавательной деятельности детей на уроке.
Ребёнок должен ощущать радость общения со взрослым человеком (учителем) – только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение поистине развивающим. Необходимо обеспечить полное понимание учащимися того, какие интеллектуальные действия они выполняют и зачем они это делают.
Именно создание здоровьесберегающего пространства на уроке как нельзя лучше будет способствовать развитию личности обучающегося. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.п. Уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – путешествия, уроки-театрализации, экскурсии и целевые прогулки, подвижные игры с различными заданиями обеспечивают накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего через наблюдения, развитие пространственных представлений. Большое место на уроках следует отводить дидактическим играм, опытам, исследованиям. Подтверждением вышесказанному могут служить слова В.А. Сухомлинского «Чтобы дети верили в учителя, он должен видеть мир так, как видят они. Самое трудное для учителя маленьких детей в том, чтобы жить в том измерении времени, в котором живут они». Как показал мой опыт, только при использовании современных игровых форм организации учебной деятельности можно достичь положительных результатов в развитии учащихся.
Не следует забывать, что оценка деятельности и знаний детей играет для них особенную роль. Каждому ребёнку всегда хочется быть лучшим, знать, что в него верят. Этот психологический аспект и предусматривает 12-летняя школа. Безоценочное обучение в первом и во втором классах способствует снижению уровня тревожности детей и повышению их мотивации обучения. Ребёнок без страха за полученную отрицательную оценку выполняет задания учителя, постигает истину путём проб и ошибок. Учителю в данный период обучения следует продумать для каждого ребёнка ближние и дальние зоны развития, сформулировать их вместе с ним и вести систематическое отслеживание продвижения учащегося и его наглядное оформление. Младший школьник, в силу своих возрастных особенностей, не понимает значение отметки, ребёнку значительно важнее увидеть, сравнить свою «картинку» результатов. Это могут быть «Ручейки успехов», «Поляны радости», «Путешествие по морю знаний», «Космические путешествия на ракете» и др. виды представления персонального пути развития детей.
Особая роль отслеживания уровня развития учащихся в 12-летней школе отведена личному портфолио обучающегося. Ученики с большим интересом «создают» свои портфолио. Для них это хранитель творческих замыслов, их самовыражение и самоутверждение. С каким наслаждением они многократно перелистывают его и демонстрируют своим товарищам.Роль учителя помочь ребёнку системно скомплектовать имеющийся у него материал, заполнить диагностические карты, спланировать коррекционную деятельность для устранения пробелов в знаниях.
«Педагог сегодня должен не сколько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребёнок учится, на какой стадии у него находится процесс формирования навыков реализации личного потенциала». Это задача личностно-ориентированной педагогики, одним из методов которой является метод проектов. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, в основу которого положена исследовательская деятельность, формирующая ключевые компетентности обучающегося.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это его естественное состояние. Но наивно предполагать, что, получив возможность проводить собственные исследования, учащийся сам научиться это делать.
В учебном плане 12-летней школы предусмотрено введение специального курса «Основы исследовательской и проектной деятельности учащихся». Перед учителем стоит задача: каждого ребёнка познакомить с методикой проведения исследований. Но самое главное, к проведению исследовательской работы подходить творчески: учить детей действовать самостоятельно, не сдерживая их инициативы, помогать детям управлять процессом усвоения знаний, учить отстаивать свои идеи, не делать за них то, что могут сделать сами.
Практика показала, что детей увлекает данный вид деятельности, они учатся задавать вопросы, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, собирать и отбирать необходимую информацию, делать предположения и выводы, фантазировать, оформлять полученные результаты в виде различных творческих продуктов и проводить публичную их защиту. Здесь «слабый» тянется за «сильным», раскрываются «тихие» дети. Самоутверждение, самооценка творчества ложатся в основу формирования личности.
Детские проекты многообразны и фантастичны: книжки-малышки со сказками, загадками собственного сочинения, книжки–раскладушки или стенгазеты с наблюдениями за живой природой в различное время года (здесь и рисунки, и пословицы, и приметы, и стихотворения великих поэтов, и собственные детские сочинения, ребусы, кроссворды, и самое ценное - выводы детей, сделанные в ходе исследований). Тематика, содержание и оформление самые различные. Это «Лекарственные растения» (с бабушкиными рецептами ), «Сила дружбы» ( с Законами дружбы и игры), «Кабинет класса», «Семейный калейдоскоп» (обычаи и традиции семей, их кулинарные рецепты), «Как родится хлеб», «Умственные способности кошки», «Как вода исчезает» и многие другие.
Я.А.Каменский говорил: «Обучая других, обучаешься сам». Ребёнок, изучивший что-либо, всегда стремится рассказать другим о том, что узнал. Чтобы стимулировать детей, поддержать у них интерес к исследовательской деятельности, защиту проектов лучше всего проводить как праздничное мероприятие, с приглашением родителей, на конкурсной основе.
Немаловажной особенностью 12-летней школы является система 12-балльного оценивания, которая даёт возможность всесторонне оценить учебную деятельность обучающегося и проследить уровень сформированности его компетентностей.
Критерии оценки деятельности учащегося и качественную оценку его продвижения необходимо разъяснять не только детям, но и их родителям. При выставлении отметки следует ориентироваться на общий балл и принимать за основу отсчёта средний балл по уровню, на котором проводится оценка. При этом учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, - по другим. И тогда в целом его отметка за предметный тематический модуль возрастёт.
Детей и родителей заинтересовал данный вид оценивания. Он более гибкий и даёт возможность ребёнку корректировать свои умственные способности. Но следует отметить, что он несовершенен и требует доработки. В ходе эксперимента по данной системе оценивания учителями вносятся замечания, предложения.
Можно без преувеличения сказать, что 12-летняя школа должна стать для родителей школой спокойствия и удовлетворения, для детей – школой поиска и радости, а для учителя – школой дерзания и творчества.
И тогда всё будет так, как в заключительной части сказки А. Амонашвили «Без сердца что поймём?»:
«Следующий класс жужжал как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.
- Вот учитель от Сердца и ангельским терпением… - подумал ангел и сказал своему ангелочку: -Будешь учиться у него. Держись под потолком и внимай каждому слову учителя».