kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Олейникова Татьяна Анатольевна

Школа XXI века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.

Одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Везде, на всех континентах, наблюдается возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и учить адаптироваться к изменяющимся условиям, в течение всей своей жизни. Следовательно, гармоничное развитие человека - является глобальной целью образования. А значит, на первый план выходят определенные требования к такой личности: творчество, активность, ответственность, обладание хорошо развитым интел­лектом, профессиональная грамотность.

В соответствии с этим Казахстанская средняя общеобразовательная школа заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования, сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.

Главная цель 12-летнего общего среднего образования: Формирование и развитие высокообразованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Таким образом, в 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее. Реализация целей и задач 12-летнего среднего общего образования предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для всестороннего развития личности в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;
  • совершенствовать систему научно - методического обеспечения образовательного процесса для особо одаренных детей;
  • формировать образовательное пространство с программно - методическим обеспечением для детей с ограниченными возможностями в развитии;
  • создать систему профильного обучения учащихся старшей ступени.

Для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно - ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.

Новая система оценивания учебных достижений предполагает введение безотметочного оценивания учащихся начальной школы. Отметка, как инструмент, травмирующий психику младшего школьника, давно себя изжила. Способность адекватно оценивать свою работу, свои возможности, умение контролировать свои действия в процессе решения задач (в широком смысле) - это важнейшее дело. И создание условий для становления этой способности за период начальной школы - это актуальнейшая задача ступени.

Для ее решения применяются методы безотметочного оценивания, разработанные ведущими психологами, позволяющие ребенку и его родителям самостоятельно оценивать собственные достижения.

Для этого можно использовать:

  • оценочные шкалы, отражающие уровень результатов;
  • мониторинг успеваемости учащихся по предметам;
  • развернутая словесная оценка учителя, иногда письменная (письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где нужно постараться подтянуться, уделить должное внимание);
  • родительское собрание, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса, родители, по лежащим перед ними работам ребенка могут понимать его движение относительно общего;
  • классные часы по итогам четвертей «Мои достижения»;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • выставки учебных работ детей;
  • рейтинги, графики;
  • «Капитал знаний»;
  • система «Портфолио»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ »

БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Олейникова Татьяна Анатольевна

Школа XXI века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.

Одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование личности, готовой не только жить в меняющихся условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Везде, на всех континентах, наблюдается возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и учить адаптироваться к изменяющимся условиям, в течение всей своей жизни. Следовательно, гармоничное развитие человека - является глобальной целью образования. А значит, на первый план выходят определенные требования к такой личности: творчество, активность, ответственность, обладание хорошо развитым интел­лектом, профессиональная грамотность.

В соответствии с этим Казахстанская средняя общеобразовательная школа заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования, сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.

Главная цель 12-летнего общего среднего образования: Формирование и развитие высокообразованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Таким образом, в 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее. Реализация целей и задач 12-летнего среднего общего образования предполагает:

  • создание благоприятных условий и возможностей для всестороннего развития личности в соответствии с индивидуальными особенностями;

  • повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;

  • совершенствовать систему научно - методического обеспечения образовательного процесса для особо одаренных детей;

  • формировать образовательное пространство с программно - методическим обеспечением для детей с ограниченными возможностями в развитии;

  • создать систему профильного обучения учащихся старшей ступени.

Для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно - ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.

Новая система оценивания учебных достижений предполагает введение безотметочного оценивания учащихся начальной школы. Отметка, как инструмент, травмирующий психику младшего школьника, давно себя изжила. Способность адекватно оценивать свою работу, свои возможности, умение контролировать свои действия в процессе решения задач (в широком смысле) - это важнейшее дело. И создание условий для становления этой способности за период начальной школы - это актуальнейшая задача ступени.

Для ее решения применяются методы безотметочного оценивания, разработанные ведущими психологами, позволяющие ребенку и его родителям самостоятельно оценивать собственные достижения.

Для этого можно использовать:

  • оценочные шкалы, отражающие уровень результатов;

  • мониторинг успеваемости учащихся по предметам;

  • развернутая словесная оценка учителя, иногда письменная (письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где нужно постараться подтянуться, уделить должное внимание);

  • родительское собрание, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса, родители, по лежащим перед ними работам ребенка могут понимать его движение относительно общего;

  • классные часы по итогам четвертей «Мои достижения»;

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • выставки учебных работ детей;

  • рейтинги, графики;

  • «Капитал знаний»;

  • система «Портфолио»

Основным подходом к организации безотметочного обучения в начальных классах выступает «Портфолио».

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Конечная цель введения портфолио заключается в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Использование портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

Реализуемые при этом педагогические принципы оценивания учебных достижений учеников сводятся к следующим положениям:

    1. Отслеживание динамики изменения достижений школьника и оценка его успехов осуществляется учителем, самим учащимся и родителями при помощи портфолио (папка учебных достижений, содержащая учебные и творческие работы ученика, характеристики учителей, психолога и т.д.)

    2. Оцениванию должны подлежать не только уровни учебных достижений (знания, умения и навыки) учащегося, но и уровни сформированное ключевых компетентностей: коммуникативной и информационной и компетентности решения проблем.

    3. Проявление творчества и инициативы ученика во всех сферах школьной жизни должно быть оформлено так же весомо, как и оценка знаний. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть выставки, участие в конкурсах и т.д.

    4. Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Важная цель портфолио — наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Кроме этого портфолио позволяет:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

—содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

При формировании портфолио должны учитываться:

  • открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса);

  • многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития школьника);

  • содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели, но и процесс учения);

  • гуманистическая направленность (учёт индивидуальных способностей каждого школьника);

  • вариативность (учёт индивидуальных целей, потребностей и интересов обучаю­щихся).

Структура портфолио

    1. Титульный лист.

    2. Визитка. Фотография. Рубрика "Хочу рассказать о себе".

Этот раздел предназначен для представления информации об ученике — авторе порт фолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио.

    1. Мониторинг психолого-физиологического развития учащегося.

      1. Психологическая готовность к школе.

      2. Физиологические функции учащегося.

      3. Психологическая характеристика учащегося.

      4. Определение школьной мотивации.

      5. Мониторинг воспитанности учащегося.

      6. Тесты, проводимые с учащимся.

    2. Учебные достижения учащегося по предметам (таблицы).

По каждому учебному предмету организуется раздел портфолио, в котором находятся:

      1. Лист индивидуальных достижений.

      2. Графики продвижений.

      3. Проверочные работы и другие виды работ, которые ученик хочет сохранить

      4. Участие в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам.

    1. Формирование ключевых компетентностей (таблицы)

      1. Листы индивидуального развития ключевых компетенций.

      2. Учебно-исследовательская деятельность.

      3. Общественно-творческая деятельность.

    2. Оценки окружающих и самооценка достигнутых результатов.

В этом разделе могут быть представлены отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, характеристики, а также самоотчет ученика. Этапы работы над портфолио: 1. Целеполагание.

На этом этапе работы ученику может быть рекомендовано ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

а) Как я планирую организовать свою деятельность ( в широком смысле: не только в школе, но и за ее пределами, используя возможности города, в котором я живу)

б) Мои удачи. Чем я могу гордиться за прошлый год? Что является моей сильной стороной?

в) Придумать и нарисовать свой метафорический образ окончания определенного класса — к чему мы хотели бы прийти.

г) Создание своих индивидуальных планов. Например — нарисовать рисунок дороги, пути своего образовательного года. Ребенок рисует то, что он считает нужным, но потом объясняет.

Уже после такой работы ученику следует четко (при помощи учителя, родителя) определить:

  • Цель создания портфолио

  • Цель деятельности на год (чего я хочу достичь? Что может быть в результате? Какие изменения должны произойти?), в первом полугодии: во втором полугодии:

  • Задачи, конкретизирующие цель (они могут быть четвертными)

  • Условия для достижения результата (что мне необходимо, чтобы достичь цели?)

  • Способы и формы достижения результатов (каким образом можно достичь цели?)

  • Налаживание связей (с кем нужна коммуникация, кооперация?)

  • Конкретное представление о результате (как я узнаю, что результат достигнут).

Прежде чем приступать к использованию технологии портфолио, учителю следует определить:

    1. Какова возможность так распланировать своё время, чтобы индивидуально кон­сультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?

    2. Какие сроки для вложения каких образцов нужно установить?

    3. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?

    4. Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялись контроль и самооценка? Когда наступит время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?

    5. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио?

    6. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли это быть выставка или устные отчеты и т.п.? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов)?

      1. Определение структуры портфолио, сбор материала.

      2. Рефлексия. Работа на этом этапе предполагает анализ самого школьника своей деятельности и ее результата. Работа на этом этапе дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления, включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

      3. Предоставление результата деятельности за год. Оно может быть организовано в коллективном режиме (презентация портфолио).

Схема самоанализа и самоотчета:

  • краткая суть годовой деятельности;

  • соответствие содержания деятельности поставленным целям и задачам;

  • что было достигнуто в течение года в соответствии с целями;

  • сильные стороны проделанной работы;

  • недостатки или трудности в процессе деятельности;

  • выводы и рекомендации.

Правила сбора материалов и оформление портфолио

При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:

I. Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ни в ком случае нельзя принудительно (без согласия ребенка) включать материалы в его портфолио.

    1. При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять ребенка в этом процессе ни в ком случае не следует. Ребенок сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный продукт, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам.

    2. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного и

профессионального образования, в детские общественные организации, тем более если школьник по своей инициативе и с удовольствием занимается в этих учреждениях или организациях. Кроме того, стимулировать ребенка принимать участие в проводимых ими мероприятиях, что позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, которые предлагаются школами. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

    1. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к качественному отбору документов и материалов для портфолио.

    2. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с про­нумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений. Портфолио не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) — дело самого ребенка.

    3. Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как разовую акцию.

    4. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио — его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

Однако, как бы учащиеся ни владели контролем и оценкой, все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе со стороны учителя. Разумеется, не надо наивно полагать, что наши ученики в срочном порядке и без труда постигнут суть содержательных оценок, овладеют способами контроля и оценки. Наша контрольно - оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть, и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она должна только качественно меняться.

Как говорит А.Б. Воронцов, основная наша задача в оценочной деятельности - все больше ориентировать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания. Все больше закреплять в учениках веру в свои силы и развивать в них самостоятельность, вовлекая школьников в сотруднические формы общения и воспитывая в них чувство свободного выбора.

СШ №26 имени Жамбыла с.Жамбыл Кордайского района




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Олейникова Татьяна Анатольевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства