Особенности общения детей младшего школьного возраста
Особенности общения детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Коммуникативные УУД – это:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли …
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности общения детей младшего школьного возраста »
Особенности общения детей младшего школьного возраста...
Человек не способен жить, работать, удовлетворять свои потребности без общения с людьми. Общение младших школьников, как и любой возрастной группы, имеет свои особенности и является важным аспектом развития личности. Общение – это социальная форма взаимодействия людей, посредством которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами при помощи знаковых, в частности, языковых средств, при этом цель общения – взаимопонимание, а также согласование совместной деятельности. Чтобы правильно выстраивать общение с детьми 7-10 лет, то есть младшими школьниками, нужно, прежде всего, знать их психолого-возрастные особенности развития. С началом учебной деятельности у ребенка меняется характер мышления, его память и внимание, он приобретает в обществе новое положение: теперь это человек, занятый важной работой, которая оценивается обществом. В этой связи он начинает по-другому воспринимать себя и других, меняется и роль общения в жизни школьника. Придя в школу, ребенок осваивает новые, общественно направленные по содержанию правила поведения, впервые встречается с новым способом взаимодействия со взрослым человеком – учителем, постигая опять же новую для него систему деловых отношений. Одновременно с этим, дети младшего школьного возраста, в большинстве своем, необычайно любознательны, отзывчивы и доверчивы, они открыто проявляют свои чувства, однако их интересы неустойчивы и ситуативны. По своей направленности в этом возрасте все дети являются индивидуалистами и лишь постепенно, со временем, у малышей начинает формироваться коллективная направленность. Младший школьник – это человек, который только начинает овладевать навыками общения, он открывает для себя разные стили коммуникации, учится отстаивать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях. Основными задачами на данном этапе развития ребенка являются умение заводить друзей и овладение навыками социального взаимодействия с большой группой сверстников. С началом учебной деятельности общение ребенка становится более целенаправленным благодаря постоянному и активному воздействию, с одной стороны, учителя, с другой стороны, одноклассников, то есть особенности общения младших школьников состоят в том, что для таких малышей реально существуют только две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», которые взаимодействуют между собой через иерархические связи. Как уже говорилось ранее, в такой сфере, как «ребенок-взрослый», появляются новые отношения – «ребенок-учитель», причем именно учитель становится для младшего школьника фигурой, которая определяет его психологическое состояние в классе, а также в общении с товарищами.
Учащиеся принимают то, как учитель оценивает того или иного ребенка в качестве главной характеристики его личностных качеств, поэтому отношение детей с тому или иному товарищу определяется отношением к нему учителя. Особенно значимой в этом плане личность учителя является для первоклассников, так как дети еще совсем не знают друг друга и не в состоянии самостоятельно определить как свои собственные достоинства, недостатки и возможности, так и все вышеперечисленные качества своих одноклассников. Более того, влияние учителя распространяется и на отношения в семье, центром которой теперь становится учебная деятельность ребенка, его отношения с учителем и одноклассниками. Традиционное общение в семье теперь включает все события школьной жизни ребенка. Как правило, мальчики и девочки в первые годы школьного обучения представляют две независимые подструктуры, а все межличностные отношения выстраиваются на эмоциональной основе, однако к моменту окончания начального звена все эмоциональные связи, как правило, уже подкрепляются собственной нравственной оценкой каждого одноклассника, дети начинают глубже осознавать различные качества личности. Другими словами, происходит качественная переоценка межличностных отношений, а также их осознания. За переделами школы общение детей младшего школьного возраста с людьми также имеет свои особенности. Ребенок старается четко обозначать как свои права, так и свои обязанности, а от взрослых он ожидает доверия к его новоприобретенным умениям. В этом возрасте велика потребность ребенка в уважении, внимании и сопереживании, взрослым необходимо дать почувствовать малышу, что он – индивидуален, помочь осознать ему свою неповторимость и ценность, а также помочь реализовать все потенциальные возможности, заложенные в нем природой....
А настоящее время в педагогической среде огромное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции – овладению младших школьников различными коммуникативными навыками, развитию адекватных умений общения в новых для детей социальных структурах, обучение их культурным нормам и ограничениям в общении, этикету общения, соблюдению приличий. Согласно современным требованиям, на учителя ложится задача воспитать человека, компетентного, прежде всего, в плане общения, поскольку на сегодняшний день именно компетентность, а также грамотность в общении являются одной из составляющих успеха в любой из сфер жизнедеятельности. Если навыки общения отсутствуют, это становится причинами конфликтов в семье, как и в любом коллективе, где люди занимаются какой-либо совместной деятельностью. Залогом успеха в современном мире становятся коммуникативная активность, хорошая адаптированность к социальной действительности, социальная компетентность и способность эффективно взаимодействовать с людьми и и управлять различными процессами общения. Именно поэтому в начальной школе одна из основных задач учителя – это воспитание не только образованной, разносторонне развитой личности, но и личности коммуникативно компетентной. Коммуникативная компетентность не развивается сама по себе, она формируется постепенно, при этом основные источники ее приобретения – это опыт народной культуры и опыт межличностного общения, опыт восприятия искусства, а также знание языков, которые используются в народной культуре. И прежде всего, эти приобретения начинают осуществляться в начальной школе на уроках литературного чтения и уроках русского языка...
Коммуникативное развитие, как и культура общения младших школьников, формируется по разным направлениям: это и количественное накопление (увеличивается словарный запас школьника, объем его суждений) , и качественные изменения (речь становится более связной, меняется произношение, речь ребенка можно уже понимать без особых проблем) . Достижению устойчивых положительных результатов способствует введение специально подобранных упражнений и ситуаций на уроках литературного чтения, которые должны быть направлены на то, чтобы ребенок пропустил все поступки, совершенные литературным героем, через себя, учась таким образом любить, дружить, верить и анализировать различные ситуации, возникающие в жизни. То, как ребенок будет выстраивать свое общение в дальнейшей жизни зависит, прежде всего, от учителя, который должен помочь ему овладеть коммуникативной компетентностью, однако немаловажную роль играют при этом и родители.