ЕДИНСТВО ТЕАТРА И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЕДИНСТВО ТЕАТРА И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЕДИНСТВО ТЕАТРА И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Как часто можно услышать восклицание ребёнка: «Мама! А что такое театр?» И как редко мы, взрослые, задумываемся над тем, какое место занимает театр в жизни наших детей. А ведь для них - это целый мир, пока ещё совсем им не знакомый и таинственный. Как ввести ребёнка в этот мир? Кто поможет маленькому человеку полюбить его?
Слово «театр» происходит от греческого слова ( место для зрелищ, где корень - теа - означает смотреть ), но ведь можно смотреть и не видеть, можно слушать и не слышать. «Напрасно думают, что это легко, - писал К.С. Станиславский, - уметь смотреть и видеть красивое, слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое».
Заглядывая в XXI век, люди театра задумались о том, чем живо это древнее искусство. Оказалось, что именно сегодня театр является живым хранителем культурных традиций. Предлагая не тиражированные художественные ценности, он дарит нам уникальную возможность постижения мира в процессе непосредственного человеческого общения, своеобразного диалога душ. Сегодня - это практически единственное живое искусство, с которым сталкиваются наши телекомпьютерные дети. Чем шире художественные интересы ребёнка, тем богаче его духовный мир. Любовь к театру приходит в детстве легко и естественно, если, конечно, мы, взрослые, позаботимся об этом и не превратим посещение спектакля лишь в составную часть каникулярных развлечений.
Пробуждая в детях потребность общения с театром, мы помогаем им ощутить особый воздух культуры. Через отношение к театральному искусству социологи рассматривают уровень культуры современного человека. Первый раз - в театр. Такой праздник должен состояться в жизни каждого ребёнка, ведь он может стать первой ступенькой восхождения к Театру.
В отличие от ряда других искусств, ребёнок в театре присутствует при самом процессе творения. Спектакль рождается и живёт, пока дышит зрительный зал, К.С. Станиславский писал: «Два встречных тока, идущих со сцены и из зрительного зала, дают искру живого общения, которая воспламеняет сразу тысячи сердец, наполняя жизненной силой «пульс» каждого спектакля. «После автора, артистов и других участников спектакля Маленький зритель как бы приобщает к творчеству, становится одним из созидателей спектакля. В этой роли ребёнок невольно проникает в атмосферу искусства, которое воспитывает вкус, эстетическое чувство.
Театр - это то, что происходит здесь и сейчас. Вот почему он предъявляет особые требования к зрителю. Ведь спектакль живёт, пока идёт на сцене. Поэтому В. Белинский называет театр искусством неблагодарным. Воздействуя на ребёнка в настоящем, оно неуловимо в прошедшем и в будущем. Картина, статуя. Книга сохраняются для потомков. Спектакль оставляет лишь воспоминание о себе.
Превращая текст пьесы в живую речь, театр стремится извлечь из слова всё его богатство, интонационную, музыкальную образность. Уловив, расслышав это, ребёнок постигает сокровенный смысл слов. Однако, трактовку образа ребёнку помогает понять и пластическая выразительность - жест, походка. Декорации помогают определить не только место действия, но и понять основную мысль, идею спектакля. Свет и звук играют важную роль в жизни детей - вечерний звон настраивает душу лирически, набат наполняет душу тревогой. Жизнь звука и мир света помогает и в творчестве, и в восприятии. Увидеть в жизни и поэтически переосмыслить - вот задача театра.
В театре ребёнку - зрителю предстоит вжиться в ограниченное со всех сторон пространство, где каждая деталь находит отзвук в целом, а целое - в каждой детали. Театр требует от детей вдумчивости, умение охватить целое и заметить частное. Представляя большую самостоятельность зрителям, он рассчитывает на их проницательность и творческое воображение.
Театр использует одновременно творения и литературы, и сцены, и живописи, и архитектуры, музыки и танца.
Воспитательную роль искусства в жизни ребёнка, и в особенности, театра трудно недооценить. Но, чтобы результат этого воздействия был более ощутим, необходимо, как можно раньше помочь ребёнку превратиться в зрителя, а то и дать возможность самому поучаствовать в спектакле. По словам В. Гёте, сцена и зрительный зал, актёры и зрители создают целое только в совокупности.
Телевидение, вобрав в себя технические достижения века и завоевания многих искусств, создало в нашей жизни принципиально новую зрелищную ситуацию. Все мы - и дети, и взрослые - превратились в интенсивных потребителей зрелищ. Появились даже термины - «телевизионное поколение», «телечеловек». Однако, учёные с горечью отмечают, что дети сидящие часами перед телевизором, утрачивают вкус к игре, у них, как правило, самые низкие показатели художественного вкуса.
Ещё несколько лет назад казалось, что новая зрелищная ситуация обрекла на вырождение «старомодные» искусства, театр в том числе. Но, как выяснилось, развитие эстетических потребностей часто строится по принципу контраста. И театр - искусство, прошедшее сквозь толщу тысячелетий, по-прежнему притягивает к себе.
Попадая в изолированный театральный мир, ребёнок начинает чувствовать и действовать по-другому, ведь ощущение праздничности, которое дарит детям театр, ни с чем на свете не спутать - это особое состояние духа, очень важное для человека. Здесь в нашу жизнь входят новые формы общения детей и взрослых. Не только, как сопереживание в зрительном зале, и как совместное пребывание в некоем значительном месте. Образ театра с самого раннего детства способен превратиться в символ красоты и культуры, и в этом его уникальность.
В самом театре, непроизвольно возникают особые отношения, «театральные», их отличают некая торжественность и одновременно ощущение особой духовной свободы, не свойственные обыденной жизни. Предвкушение чего-то необычного, неведомого создает особый духовный подъём, поскольку эффект новизны вообще воздействует на детей очень сильно, обостряя внимание. Мы так привыкли считать, что воспитывают только слова, что часто не осознаём, с какой силой способна воспитывать сама атмосфера. «Воздух культуры», которым насыщена атмосфера театра, пробуждает в ребёнке чувство собственного достоинства. Взрослым нужно только осознать значимость момента и поддержать зарождающиеся чувства. Жизнь ребёнка нуждается в периодической разрядке, отключении от повседневности, где театр-пауза в стремительно-монотонном течении школьных будней. Пауза, способная осознать как и будничную жизнь, так и развлечения, «не будем говорить, что театр - школа, - писал К.С. Станиславский, - нет, театр - развлечение. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. но вы пришли и сели в кресло зрителя, а режиссёр незаметно пересадил вас в кресло участника той жизни, которая происходит на сцене».
Под видом развлечения театр дает детям возможность самопознания. Почему в одном возрасте дети предпочитают тот или иной вид искусства, а взрослые теряют к нему интерес? Л.С. Выгодский связывал это с особенностями развития творческого воображения ребёнка, которое «работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития». Так, близость к дошкольному детству, когда игра является ведущим типом деятельности, делает особенно привлекательным для младших школьников способ отражения жизни на сцене. В процессе игры, через игру происходит постижение специфических элементов языка театрального искусства. Связи между театром и игрой носят глубинный характер. С возрастом они ослабевают. И что любопытно: у детей, начинающих посещать театр в 4-5 классе, интерес к нему в два раза ниже, чем у первоклассников, посетивших театр столько же раз. Следовательно, именно ранние театральные впечатления рождают мгновенную вспышку интереса к театру. Показательно и то, как дети объясняют свой интерес. В отношении к театру младшим школьникам свойственна установка на красоту: «Я люблю ходить в театр, потому что там красиво». Анализ мотивов раскрыл ещё одну возрастную особенность - отношения детей к театру не связано с проведением досуга, это появляется только к 4-му классу: «Я люблю ходить в театр, там можно отдохнуть и посмеяться».
Совершенно ясно, что театральное воспитание - это не сумма случайных театральных впечатлений, которые могут поступать в любом возрасте и в любом количестве. Опираясь на свои детские воспоминания, К.С. Станиславский отметил, что именно в процессе раннего общения с театром «у детей вскрываются тайники их творческой силы». Великий режиссёр не только почувствовал значение детства в процессе общения человека с театром, но и подчеркнул общественноэстетическое значение театрального искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЕДИНСТВО ТЕАТРА И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ЕДИНСТВО ТЕАТРА И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Как часто можно услышать восклицание ребёнка: «Мама! А что такое театр?» И как редко мы, взрослые, задумываемся над тем, какое место занимает театр в жизни наших детей. А ведь для них - это целый мир, пока ещё совсем им не знакомый и таинственный. Как ввести ребёнка в этот мир? Кто поможет маленькому человеку полюбить его?
Слово «театр» происходит от греческого слова ( место для зрелищ, где корень - теа - означает смотреть ), но ведь можно смотреть и не видеть, можно слушать и не слышать. «Напрасно думают, что это легко, - писал К.С. Станиславский, - уметь смотреть и видеть красивое, слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое».
Заглядывая в XXI век, люди театра задумались о том, чем живо это древнее искусство. Оказалось, что именно сегодня театр является живым хранителем культурных традиций. Предлагая не тиражированные художественные ценности, он дарит нам уникальную возможность постижения мира в процессе непосредственного человеческого общения, своеобразного диалога душ. Сегодня - это практически единственное живое искусство, с которым сталкиваются наши телекомпьютерные дети. Чем шире художественные интересы ребёнка, тем богаче его духовный мир. Любовь к театру приходит в детстве легко и естественно, если, конечно, мы, взрослые, позаботимся об этом и не превратим посещение спектакля лишь в составную часть каникулярных развлечений.
Пробуждая в детях потребность общения с театром, мы помогаем им ощутить особый воздух культуры. Через отношение к театральному искусству социологи рассматривают уровень культуры современного человека. Первый раз - в театр. Такой праздник должен состояться в жизни каждого ребёнка, ведь он может стать первой ступенькой восхождения к Театру.
В отличие от ряда других искусств, ребёнок в театре присутствует при самом процессе творения. Спектакль рождается и живёт, пока дышит зрительный зал, К.С. Станиславский писал: «Два встречных тока, идущих со сцены и из зрительного зала, дают искру живого общения, которая воспламеняет сразу тысячи сердец, наполняя жизненной силой «пульс» каждого спектакля. «После автора, артистов и других участников спектакля Маленький зритель как бы приобщает к творчеству, становится одним из созидателей спектакля. В этой роли ребёнок невольно проникает в атмосферу искусства, которое воспитывает вкус, эстетическое чувство.
Театр - это то, что происходит здесь и сейчас. Вот почему он предъявляет особые требования к зрителю. Ведь спектакль живёт, пока идёт на сцене. Поэтому В. Белинский называет театр искусством неблагодарным. Воздействуя на ребёнка в настоящем, оно неуловимо в прошедшем и в будущем. Картина, статуя. Книга сохраняются для потомков. Спектакль оставляет лишь воспоминание о себе.
Превращая текст пьесы в живую речь, театр стремится извлечь из слова всё его богатство, интонационную, музыкальную образность. Уловив, расслышав это, ребёнок постигает сокровенный смысл слов. Однако, трактовку образа ребёнку помогает понять и пластическая выразительность - жест, походка. Декорации помогают определить не только место действия, но и понять основную мысль, идею спектакля. Свет и звук играют важную роль в жизни детей - вечерний звон настраивает душу лирически, набат наполняет душу тревогой. Жизнь звука и мир света помогает и в творчестве, и в восприятии. Увидеть в жизни и поэтически переосмыслить - вот задача театра.
В театре ребёнку - зрителю предстоит вжиться в ограниченное со всех сторон пространство, где каждая деталь находит отзвук в целом, а целое - в каждой детали. Театр требует от детей вдумчивости, умение охватить целое и заметить частное. Представляя большую самостоятельность зрителям, он рассчитывает на их проницательность и творческое воображение.
Театр использует одновременно творения и литературы, и сцены, и живописи, и архитектуры, музыки и танца.
Воспитательную роль искусства в жизни ребёнка, и в особенности, театра трудно недооценить. Но, чтобы результат этого воздействия был более ощутим, необходимо, как можно раньше помочь ребёнку превратиться в зрителя, а то и дать возможность самому поучаствовать в спектакле. По словам В. Гёте, сцена и зрительный зал, актёры и зрители создают целое только в совокупности.
Телевидение, вобрав в себя технические достижения века и завоевания многих искусств, создало в нашей жизни принципиально новую зрелищную ситуацию. Все мы - и дети, и взрослые - превратились в интенсивных потребителей зрелищ. Появились даже термины - «телевизионное поколение», «телечеловек». Однако, учёные с горечью отмечают, что дети сидящие часами перед телевизором, утрачивают вкус к игре, у них, как правило, самые низкие показатели художественного вкуса.
Ещё несколько лет назад казалось, что новая зрелищная ситуация обрекла на вырождение «старомодные» искусства, театр в том числе. Но, как выяснилось, развитие эстетических потребностей часто строится по принципу контраста. И театр - искусство, прошедшее сквозь толщу тысячелетий, по-прежнему притягивает к себе.
Попадая в изолированный театральный мир, ребёнок начинает чувствовать и действовать по-другому, ведь ощущение праздничности, которое дарит детям театр, ни с чем на свете не спутать - это особое состояние духа, очень важное для человека. Здесь в нашу жизнь входят новые формы общения детей и взрослых. Не только, как сопереживание в зрительном зале, и как совместное пребывание в некоем значительном месте. Образ театра с самого раннего детства способен превратиться в символ красоты и культуры, и в этом его уникальность.
В самом театре, непроизвольно возникают особые отношения, «театральные», их отличают некая торжественность и одновременно ощущение особой духовной свободы, не свойственные обыденной жизни. Предвкушение чего-то необычного, неведомого создает особый духовный подъём, поскольку эффект новизны вообще воздействует на детей очень сильно, обостряя внимание. Мы так привыкли считать, что воспитывают только слова, что часто не осознаём, с какой силой способна воспитывать сама атмосфера. «Воздух культуры», которым насыщена атмосфера театра, пробуждает в ребёнке чувство собственного достоинства. Взрослым нужно только осознать значимость момента и поддержать зарождающиеся чувства. Жизнь ребёнка нуждается в периодической разрядке, отключении от повседневности, где театр-пауза в стремительно-монотонном течении школьных будней. Пауза, способная осознать как и будничную жизнь, так и развлечения, «не будем говорить, что театр - школа, - писал К.С. Станиславский, - нет, театр - развлечение. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться... но вы пришли и сели в кресло зрителя, а режиссёр незаметно пересадил вас в кресло участника той жизни, которая происходит на сцене».
Под видом развлечения театр дает детям возможность самопознания. Почему в одном возрасте дети предпочитают тот или иной вид искусства, а взрослые теряют к нему интерес? Л.С. Выгодский связывал это с особенностями развития творческого воображения ребёнка, которое «работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития». Так, близость к дошкольному детству, когда игра является ведущим типом деятельности, делает особенно привлекательным для младших школьников способ отражения жизни на сцене. В процессе игры, через игру происходит постижение специфических элементов языка театрального искусства. Связи между театром и игрой носят глубинный характер. С возрастом они ослабевают. И что любопытно: у детей, начинающих посещать театр в 4-5 классе, интерес к нему в два раза ниже, чем у первоклассников, посетивших театр столько же раз. Следовательно, именно ранние театральные впечатления рождают мгновенную вспышку интереса к театру. Показательно и то, как дети объясняют свой интерес. В отношении к театру младшим школьникам свойственна установка на красоту: «Я люблю ходить в театр, потому что там красиво». Анализ мотивов раскрыл ещё одну возрастную особенность - отношения детей к театру не связано с проведением досуга, это появляется только к 4-му классу: «Я люблю ходить в театр, там можно отдохнуть и посмеяться».
Совершенно ясно, что театральное воспитание - это не сумма случайных театральных впечатлений, которые могут поступать в любом возрасте и в любом количестве. Опираясь на свои детские воспоминания, К.С. Станиславский отметил, что именно в процессе раннего общения с театром «у детей вскрываются тайники их творческой силы». Великий режиссёр не только почувствовал значение детства в процессе общения человека с театром, но и подчеркнул общественноэстетическое значение театрального искусства.