Организация внеурочной деятельности в 1-х класса по ФГОС
Организация внеурочной деятельности в 1-х класса по ФГОС
Основной целью воспитания человека – активного и сознательного строителя общества – является всестороннее гармоническое развитие личности. Успешное достижение этой цели возможно только на основе комплексного подхода к воспитанию.
Комплексный подход к воспитанию школьника заключается прежде всего в том, что все воспитательные воздействия направлены на формирование его личности в целом, объединены в единую целостную систему. Можно выделить ряд компонентов комплексного подхода к воспитанию: единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитания; единство воздействия на сознание, чувства и поведение школьника; целенаправленная организация всех сфер деятельности; единство обучения, развития и воспитания; единство обучения и идейно-нравственной закалки школьников; органическая связь и единство воспитания и самовоспитания; взаимодействие всех воспитательных институтов; организационное обеспечение четкого планирования и координации воспитательной деятельности всех социальных институтов воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности в 1-х класса по ФГОС »
Основной целью воспитания человека – активного и сознательного строителя общества – является всестороннее гармоническое развитие личности. Успешное достижение этой цели возможно только на основе комплексного подхода к воспитанию.
Комплексный подход к воспитанию школьника заключается прежде всего в том, что все воспитательные воздействия направлены на формирование его личности в целом, объединены в единую целостную систему. Можно выделить ряд компонентов комплексного подхода к воспитанию: единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитания; единство воздействия на сознание, чувства и поведение школьника; целенаправленная организация всех сфер деятельности; единство обучения, развития и воспитания; единство обучения и идейно-нравственной закалки школьников; органическая связь и единство воспитания и самовоспитания; взаимодействие всех воспитательных институтов; организационное обеспечение четкого планирования и координации воспитательной деятельности всех социальных институтов воспитания.
Большая роль в решение задач воспитания подрастающего поколения принадлежит учителю. Он призван так построить процесс воспитания, чтобы обеспечить формирование у школьников активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, чтобы единство слова и дела стало для них нормой поведения.
Воспитание – многогранный процесс целенаправленного воздействия на ребенка. Обучение и воспитание учащихся проводится школой как в процессе учебной, так и внеклассной работы. В своё время А.С.Макаренко указывал: «…никакого права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права инженер-строитель утверждать, что при постройке дома достаточно заняться только вопросами центрального отопления и конструкции крыши…»
В современной школе за последние годы сложилась четкая система внеклассной воспитательной работы, создано много педагогически целесообразных и проверенных на практике форм внеклассной деятельности школьников.
Методика внеклассной воспитательной работы является составной частью общей педагогики и исходит из объективных закономерностей воспитательного процесса. На основе общих принципов, содержания и методов воспитания она определяет систему методов, организационных форм и видов деятельности, используемых во внеклассной работе и направленных на всестороннее развитие личности школьника.
Решающее значение в формировании личности имеет деятельность. Деятельность – это та сфера, через которую происходит как воздействие на мир, так и формирование самого человека. Внеклассная воспитательная работа предполагает включение всех детей в разнообразную коллективную деятельность: познавательную, трудовую, эстетическую, спортивную, игровую. Деятельность младших школьников во внеурочное время строится на основе активности и самодеятельности детей при тактичном педагогическом руководстве. Коллективная деятельность активизирует эмоциональную сферу ребенка, обогащает его духовный мир, является одним из факторов нравственного развития. В различных видах деятельности ребенок вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учится оценивать поступки окружающих его людей, стремится самостоятельно разобраться в происходящих событиях. Помочь ему в этом могут слово учителя, книга, произведения изобразительного, музыкального искусства и т.д.
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому наравне с обучением младшим школьникам, как воздух, необходимы праздники и развлечения. Для ребенка праздник – это целое событие. Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него все праздники.
Праздники в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней они как блистающие вершины, манящие и одновременно требующие определенных усилий для восхождения на них. Совместная подготовка к праздникам и их проведение не только сплачивает детей, но и учат общению, взаимопониманию, взаимопомощи; способствуют развитию детского творчества, фантазии, воображения. Именно здесь ребенок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты, способности, склонности, а учитель получает возможность лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять них в нужном направлении. Праздники повышают общий тонус школьной жизни.
Что же помогает сделать праздник ярким и запоминающимся событием в жизни детей? Конечно же, совместная разработка идеи, сюжета, его построения, детальная проработка его содержания. Вовлекая детей в подготовку праздника, мы учим их серьёзно относится к событиям общественной и коллективной жизни. А кроме того, это поможет избежать огорчения и разочарования, если что-то получится не так, как было задумано.
Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие – только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. Пусть на празднике каждый почувствует свою значимость и нужность.
Проведение праздника оказывает положительное влияние и на родителей. Родители – наши главные помощники (они делают костюмы, помогают с оформлением, музыкой и т.д.), а часто и участники праздников.
Задачи проведения праздника:
Обогащение учащихся новыми знаниями.
Развитие эстетического вкуса и чувства.
Воспитание души.
Создание условий для раскрытия способностей и природных задатков.
Межвозрастное общение.
Выявление наиболее любознательных и одаренных детей.
Укрепление связи учебной и внеучебной деятельности.
Сплочение школьного и классного коллективов.
ЭКСКУРСИИ.
Знакомство учащихся с окружающим миром начинается с близкого и понятного, знакомого для них: школа, пришкольный участок, улицы, прилегающие к школе. На экскурсиях дети находят ответы на многие вопросы непосредственно наблюдая. Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Они знакомят детей со школой, с окружающей природой, с жизнью и трудом людей.
Учебные программы предусматривают различные экскурсии с детьми. И программы, и методические пособия направляют внимание учителя прежде всего на решение дидактических задач: расширение кругозора учащихся, обогащение их представлений и знаний об окружающем мире, знаний о взаимосвязанных и взаимообусловленных явлениях в природе, развитие познавательных интересов. Однако экскурсии могут стать и важнейшим средством формирования и развития нравственных качеств и свойств личности младшего школьника: самостоятельности и самодеятельности, инициативы, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявлять подлинную заботу друг о друге и оказывать взаимопомощь.
Уже в период подготовки экскурсий учитель создаёт условия для проявления детьми самостоятельности и инициативы, привлекая их к составлению план экскурсий, распределению обязанностей между ними, подготовке необходимого снаряжения. Учитель вместе с детьми обсуждает и выбирает маршрут и объекты для наблюдения.
После экскурсий группы отчитываются о выполнении заданий. Дети рассказывают о результатах работ, выполненных всеми группами, о том, как складываются их отношения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильна организация учебной деятельности.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Педагог должен уметь:
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами здорового образа жизни;
устанавливать контакт с коллективом учащихся;
наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
прогнозировать развитие своих учащихся;
моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером учить учащихся заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.
В связи с переходом на стандарты второго поколения у первоклассников изменился режим дня. С 8.30 до 12.00 у учащихся проходят уроки по общеобразовательной программе. С 13.55 до 15.30 начинается внеурочная деятельность. Она проводится по разным направлениям. Учителя первых классов работают по направлению «Жизненные навыки».
Программа «Школа здоровья, безопасности, культуры поведения» основана на примерной программе формирования культуры безопасности учащихся в начальной школе и дополнена материалами по формированию этикета у учащихся младших классов.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» мы будем понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения.
Задачи программы:
-- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Ожидается, что в результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут
знать:
-- правила перехода дороги, перекрёстка;
-- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
-- особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
-- характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
-- способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;
-- правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;
-- меры пожарной безопасности при разведении костра;
-- правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте;
-- наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
-- систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
-- опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
-- места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой;
-- основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
помнить:
-- основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
-- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
-- порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
обладать навыками:
-- по организации безопасной переправы через небольшую водную преграду (ручей, овраг, канава);
-- завязывать 1-2 вида узлов;
-- разводить и гасить костёр;
-- ориентироваться на местности;
-- действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоёма;
-- действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
-- по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
Навыки будут отрабатываться путём выполнения отдельных видов заданий:
-- задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
-- задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
-- игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
-- ролевые игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
-- задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
-- задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приёма или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.;
-- задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуаций (сообщение по радио, телевидению и т. д.).
Кроме того, умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, формируются целевым образом на уроках по базовым дисциплинам и во внеурочной деятельности.
Структура системной работы
по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
на ступени начального общего образования.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
В календарно-тематическое планирование были включены темы из шести разделов: