Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.
Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.
Чтение и несложная аналитическая работа с текстом – это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, способствующий расширению лексического запаса, совершенствованию навыка употребления грамматических конструкций русского языка. Умения и навыки чтения развивают не только речевую и умственную деятельность, но и имеют общеучебный характер, являются приоритетными универсальными учебными действиями. В процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, дети приобретают первичные навыки работы с текстовой информацией. Значимость такой работы для детей с неродным русским языком заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.»
Н.М.Мирзоева
учитель-дефектолог МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»
Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка.
Работа с текстом.
Население нашего региона многонационально. Так сложилось исторически и на сегодняшний день активно протекают миграционные процессы. В общеобразовательную школу поступает значительное число детей с недостаточной сформированностью средств русского языка. Дети, обучаясь на малознакомом русском языке, испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по всем предметам. Как правило, такие дети быстро переходят в категорию «неуспевающих» и нуждаются в особых условиях развития и обучения. В нашем образовательном учреждении созданы специальные (коррекционные) классы для обучения детей с ЗПР. До 30% в данных классах составляют учащиеся, для которых русский язык является неродным. Многолетний опыт работы с детьми, которые до поступления в школу владели только родным (нерусским) языком, подтверждает, что процесс развития устной и письменной речи, формирования технических и смысловых компонентов чтения является длительным и сложным. Даже научившись общаться на русском языке и читать, ребенок затрудняется понять и осознать смысл прочитанного, так как часто не понимает лексического значения русских слов, имеет ограниченный словарный запас, низкий уровень развития речемыслительной деятельности. Без умения правильно воспринимать предложенную в тексте информацию, невозможна дальнейшая работа по ее смысловому анализу.
Чтение и несложная аналитическая работа с текстом – это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, способствующий расширению лексического запаса, совершенствованию навыка употребления грамматических конструкций русского языка. Умения и навыки чтения развивают не только речевую и умственную деятельность, но и имеют общеучебный характер, являются приоритетными универсальными учебными действиями. В процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, дети приобретают первичные навыки работы с текстовой информацией. Значимость такой работы для детей с неродным русским языком заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Таким образом, чтение в целом и работа с текстом в частности могут стать опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что является и важной задачей, предусмотренной ФГОС НОО, и эффективным средством повышения языковой компетенции детей, обучающихся на неродном русском языке. Для проведения коррекционно-развивающих занятий разработан дидактический материал по формированию процесса чтения и навыка поиска информации, заданной в явном и неявном виде. Предлагаю несколько вариантов работы для учащихся 1-2 класса.
Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 1
Со-ва днём спит на вет-ке де-ре-ва. Ночь-ю о-на ле-тит на о-хо-ту. Со-ва кру-жит над по-лем. О-на и-щет мы-шей.
Задание 1. Как можно озаглавить текст? Подчеркни.
Пти-ца
Со-ва
Мы-ши
Задание 2. Что делает сова днём? Подчеркни.
ле-тит на о-хо-ту
спит на вет-ке де-ре-ва
кру-жит над по-лем
Задание 3. Когда сова охотится? Подчеркни.
ут-ром
ве-че-ром
ночь-ю
Задание 4. На кого охотится сова? Подчеркни ответ в тексте.
Задание 5. Найди на картинке сову. Поставь
Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 2
Ут-ром Ди-ма с па-пой по-шли в лес. О-ни со-би-ра-ли гри-бы и я-го-ды. Гри-бы кла-ли в лу-кош-ко. Я-го-ды кла-ли в па-кет. До-мой вер-ну-лись к о-бе-ду.
Задание 1. Куда пошли Дима и папа? Подчеркни.
в по-ле
в сад
в лес
в о-го-род
Задание 2. Что они собирали? Подчеркни ответ в тексте.
Задание 3. Куда они клали грибы? Подчеркни.
в па-кет
в сум-ку
в лу-кош-ко
в бан-ку
Задание 4. Найди на картинке лукошко. Поставь
Задание 5. Когда вернулись домой папа и Дима? Подчеркни.
ут-ром
днём
ночь-ю
Прочитай текст. 2 КЛАСС Текст № 1
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.
Задание 1. Почему собака осталась без мяса? Подчеркни.
она случайно уронила его в речку
другая собака не отдала ей своё мясо
собака не поняла, что в воде её тень
Задание 2. Какая пословица отражает смысл этого рассказа? Подчеркни.
За чужим погонишься, своё потеряешь.
Собака человеку неизменный друг.
Большой вырос, а ума не вынес.
Задание 3. О чем этот рассказ? Подчеркни.
о речке
о мясе
о жадности и глупости
о том, как собака отнимала мясо у другой собаки
Задание 4. Как ты думаешь, какие качества подходят собаке из рассказа? Подчеркни.
сильная
красивая
смелая
глупая
жадная
ловкая
Прочитай текст.. 2 КЛАСС Текст № 2
Захворала мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать с трудом его пьёт и говорит: «Милая мама, дай я выпью лекарство за тебя».
Задание 1. Почему девочка захотела выпить лекарство? Подчеркни.
она тоже была больна и хотела вылечиться
она хотела попробовать лекарство на вкус
она пожалела маму
Задание 2. Какая пословица отражает смысл этого рассказа? Подчеркни.
Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.
Доброе дитя – родителям счастье.
Ради милого и себя не жалей.
Болен – лечись, здоров – берегись!
Задание 3. О чем этот рассказ? Подчеркни.
о горьком лекарстве
о любви и доброте
о больной маме
о докторе
о Тане
Задание 4. Как ты думаешь, какая была Таня? Подчеркни.