kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение и несложная аналитическая работа с текстом – это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, способствующий  расширению лексического запаса, совершенствованию навыка употребления грамматических конструкций русского языка. Умения и навыки чтения развивают не только речевую и умственную деятельность, но и  имеют общеучебный характер, являются приоритетными универсальными учебными действиями. В процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций,  дети  приобретают первичные навыки работы с текстовой информацией. Значимость такой  работы для детей с неродным русским языком  заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.»

Н.М.Мирзоева

учитель-дефектолог МАОУ «СОШ № 43 г. Челябинска»


Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка.

Работа с текстом.

Население нашего региона многонационально. Так сложилось исторически и на сегодняшний день активно протекают миграционные процессы. В общеобразовательную школу поступает значительное число детей с недостаточной сформированностью средств русского языка. Дети, обучаясь на малознакомом русском языке, испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по всем предметам. Как правило, такие дети быстро переходят в категорию «неуспевающих» и нуждаются в особых условиях развития и обучения. В нашем образовательном учреждении созданы специальные (коррекционные) классы для обучения детей с ЗПР. До 30% в данных классах составляют учащиеся, для которых русский язык является неродным. Многолетний опыт работы с детьми, которые до поступления в школу владели только родным (нерусским) языком, подтверждает, что процесс развития устной и письменной речи, формирования технических и смысловых компонентов чтения является длительным и сложным. Даже научившись общаться на русском языке и читать, ребенок затрудняется понять и осознать смысл прочитанного, так как часто не понимает лексического значения русских слов, имеет ограниченный словарный запас, низкий уровень развития речемыслительной деятельности. Без умения правильно воспринимать предложенную в тексте информацию, невозможна дальнейшая работа по ее смысловому анализу.

Чтение и несложная аналитическая работа с текстом – это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, способствующий расширению лексического запаса, совершенствованию навыка употребления грамматических конструкций русского языка. Умения и навыки чтения развивают не только речевую и умственную деятельность, но и имеют общеучебный характер, являются приоритетными универсальными учебными действиями. В процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, дети приобретают первичные навыки работы с текстовой информацией. Значимость такой работы для детей с неродным русским языком заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.

Таким образом, чтение в целом и работа с текстом в частности могут стать опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что является и важной задачей, предусмотренной ФГОС НОО, и эффективным средством повышения языковой компетенции детей, обучающихся на неродном русском языке. Для проведения коррекционно-развивающих занятий разработан дидактический материал по формированию процесса чтения и навыка поиска информации, заданной в явном и неявном виде. Предлагаю несколько вариантов работы для учащихся 1-2 класса.


Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 1

Со-ва днём спит на вет-ке де-ре-ва. Ночь-ю о-на ле-тит на о-хо-ту. Со-ва кру-жит над по-лем. О-на и-щет мы-шей.

Задание 1. Как можно озаглавить текст? Подчеркни.

  • Пти-ца

  • Со-ва

  • Мы-ши

Задание 2. Что делает сова днём? Подчеркни.

  • ле-тит на о-хо-ту

  • спит на вет-ке де-ре-ва

  • кру-жит над по-лем

Задание 3. Когда сова охотится? Подчеркни.

  • ут-ром

  • ве-че-ром

  • ночь-ю

Задание 4. На кого охотится сова? Подчеркни ответ в тексте.

Задание 5. Найди на картинке сову. Поставь





Прочитай текст. 1 КЛАСС Текст № 2

Ут-ром Ди-ма с па-пой по-шли в лес. О-ни со-би-ра-ли гри-бы и я-го-ды. Гри-бы кла-ли в лу-кош-ко. Я-го-ды кла-ли в па-кет. До-мой вер-ну-лись к о-бе-ду.

Задание 1. Куда пошли Дима и папа? Подчеркни.

  • в по-ле

  • в сад

  • в лес

  • в о-го-род

Задание 2. Что они собирали? Подчеркни ответ в тексте.

Задание 3. Куда они клали грибы? Подчеркни.

  • в па-кет

  • в сум-ку

  • в лу-кош-ко

  • в бан-ку

Задание 4. Найди на картинке лукошко. Поставь





Задание 5. Когда вернулись домой папа и Дима? Подчеркни.

  • ут-ром

  • днём

  • ночь-ю

Прочитай текст. 2 КЛАСС Текст № 1

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

Задание 1. Почему собака осталась без мяса? Подчеркни.

  • она случайно уронила его в речку

  • другая собака не отдала ей своё мясо

  • собака не поняла, что в воде её тень

Задание 2. Какая пословица отражает смысл этого рассказа? Подчеркни.

  • За чужим погонишься, своё потеряешь.

  • Собака человеку неизменный друг.

  • Большой вырос, а ума не вынес.

Задание 3. О чем этот рассказ? Подчеркни.

  • о речке

  • о мясе

  • о жадности и глупости

  • о том, как собака отнимала мясо у другой собаки

Задание 4. Как ты думаешь, какие качества подходят собаке из рассказа? Подчеркни.

  • сильная

  • красивая

  • смелая

  • глупая

  • жадная

  • ловкая


Прочитай текст. . 2 КЛАСС Текст № 2

Захворала мать Тани. Доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать с трудом его пьёт и говорит: «Милая мама, дай я выпью лекарство за тебя».

Задание 1. Почему девочка захотела выпить лекарство? Подчеркни.

  • она тоже была больна и хотела вылечиться

  • она хотела попробовать лекарство на вкус

  • она пожалела маму

Задание 2. Какая пословица отражает смысл этого рассказа? Подчеркни.

  • Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

  • Доброе дитя – родителям счастье.

  • Ради милого и себя не жалей.

  • Болен – лечись, здоров – берегись!

Задание 3. О чем этот рассказ? Подчеркни.

  • о горьком лекарстве

  • о любви и доброте

  • о больной маме

  • о докторе

  • о Тане

Задание 4. Как ты думаешь, какая была Таня? Подчеркни.

  • сильная

  • смелая

  • добрая

  • красивая

  • глупая

  • заботливая



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение детей с недостаточной сформированностью русского языка. Работа с текстом.

Автор: Мирзоева Наталия Михайловна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "АПРОБАЦИЯ НОВОГО УМК  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ "
    ["seo_title"] => string(44) "aprobatsiia-novogo-umk-po-angliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "107951"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403513219"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Анализ работы МО  учителей  гуманитарного цикла  за 2013-2014 уч.год "
    ["seo_title"] => string(73) "analiz-raboty-mo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2013-2014-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "103341"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402580618"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?” "
    ["seo_title"] => string(105) "roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-po-tiemie-chto-takoie-disghrafiia-i-kak-pomoch-riebionku-disghrafiku"
    ["file_id"] => string(6) "175463"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424272426"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Индивидуальная программа развития"
    ["seo_title"] => string(33) "individualnaiaproghrammarazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "291354"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455106150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства