Общение педагога с родителями обучающихся начальных классов
Общение педагога с родителями обучающихся начальных классов
Для всякогоклассного руководителя общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.
Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Приходит класс из начальной школы, и слышишь: "О, ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают…" А бывает и наоборот: "У, там такие родители, слово сказать не успеешь – бегут жаловаться…" Как же сделать так, чтобы несколько лет вашей работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общение педагога с родителями обучающихся начальных классов»
Общение педагога с родителями школьников
Автор: Мурай Л.Н., учитель начальных классов МОУ «Школа №2 р.п. Новые Бурасы»
Для всякогоклассного руководителя общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.
Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Приходит класс из начальной школы, и слышишь: "О, ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают…" А бывает и наоборот: "У, там такие родители, слово сказать не успеешь – бегут жаловаться…" Как же сделать так, чтобы несколько лет вашей работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто – стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.
Стереотипное мнение о школе и о родителях
Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.
У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.
Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
Цель общения родителей и учителей
Во взаимодействии с родителями важно также хорошо представлять себе, в чем, собственно, цель нашего общения. Если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то, вероятно, наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких-то решений.
Важно в ходе разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту цель, ради которой мы, собственно, встретились. (Мой девятый класс объяснил мне, что "большевики победили, потому что они знали, что делать, с какой целью и по какому плану".)
В центре внимания должна быть всегда не сама проблема, а ее решение. В противном случае есть вероятность того, что столь дорогое для нас время будет потрачено на обсуждение того, что именно было сделано не так, как от этого трудно было школе и как трудно родителям, а решение проблемы так и не найдено, т. е. разговор не будет продуктивным. Важно правильно организовать индивидуальную встречу. Прежде всего и вы, и родители должны быть уверены, что у вас будет достаточно времени для разговора. Значит, о встрече в точно назначенное время следует договориться заранее.
Информация, которую родители школьника должны знать
Родители должны знать:
1. Устав школы (хорошо, если он вывешен на стенде на первом этаже), в т. ч. о том, что родители отвечают за посещение школы и выполнение домашних заданий; правила поведения в школе и т. д.
2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций (лучше проговаривать его на каждом родительском собрании):
обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы (этот момент следует подчеркнуть особо, отметив, что, откладывая решение вопроса, родители должны понимать свою ответственность за все нарастающие “снежным комом” последствия!);
порядок обращений: сначала обращаемся к учителю, по предмету которого возникли трудности; если не получилось взаимопонимания, то к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Но если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации.
3. По какой программе идет обучение. В начальной школе об этом часто сообщают на родительских собраниях, в средней – может сообщить учитель, если возникнут вопросы, это важный аргумент в ответ на возможные претензии: почему ребенка учат так, а не иначе.
4. План учебной и воспитательной работы в классе. Количество уроков, предметы и требования к ним, внеклассные мероприятия, деятельность родительского комитета – обо всем этом нужно сообщить на родительском собрании заранее.
5. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон школы, координаты классного руководителя (Увы! А где личная жизнь?..), приемные часы администрации, психолога, логопеда и т. д.
И самое главное: родители должны быть уверены, что педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем.
Нередко, но весьма метко выбивают из колеи ситуации, связанные с непредвиденными конфликтами. Соблюдение вышеописанных правил информирования родителей поможет избежать многих из них. Но тем не менее то и дело в школу приходят родители, возмущенные той или иной несправедливостью, проявленной к их ребенку.
Что в этом случае делать? Прежде всего вы должны помнить о том, что школа – это место вашей работы, следовательно, бросить работу и класс в 25 чел. ради встречи, о которой вас никто не удосужился предупредить, вы не имеете права (если, конечно, речь не идет о какой?то чрезвычайной ситуации). Разговор с эмоционально возбужденным и возмущенным родителем на пороге кабинета за 2 мин до звонка вряд ли будет целесообразным. Просто попросите подождать, мотивируя это и вашими рабочими обязанностями, и тем, что вы не договаривались о встрече заранее. Достаточно в этот момент лишь коротко выяснить суть вопроса, поблагодарить за визит, пообещать разобраться потом – эмоционально трудный разговор посреди рабочего дня лучше не начинать.
Итак, мы отложили разговор, но можно и избежать его, попросив родителя обратиться к тем, кто лучше разбирается в ситуации (если это возможно). В дальнейшем при обсуждении конфликтной ситуации следует помнить, что, как бы ни был возмущен родитель, речь идет о вашей работе и именно рабочими реалиями объясняется все, что вы делаете. Поэтому желательно избегать аргументов личных, а опираться на аргументы деловые.
Не стоит говорить:
"Я лучше знаю, что мне делать и как учить детей". Лучше сказать: "Мы работаем по программе Иванова?Кузякина, утвержденной Департаментом образования. В соответствии с этой программой…", или же начать ответ, используя следующие выражения:
– Согласно Уставу школы…
– Дело в том, что в обязанность учителя согласно Закону РФ "Об образовании", входит…, а… не входит.
– Дело в том, что согласно Закону РФ "Об образовании" и Уставу школы (вы, наверное, читали у нас на первом этаже) в обязанность родителей входит…
– Этот вопрос не в моей компетенции, но я постараюсь выяснить все, что с этим связано и обязательно поставлю вас в известность.
– Я бы рада вам помочь, я вам сочувствую, но в соответствии с правилами…
– Я обязательно все проясню и сообщу вам о результатах.
Как вы, вероятно, заметили, речь идет здесь в основном о том, что личная ответственность учителя определяется существующими правилами, законами, т. е. решение вопроса передается в соответствующие инстанции. Тут есть один секрет: когда собеседник понимает, что лично от вас ничего не зависит, что и вы, и он вынуждены как?то приспосабливаться к некой третьей силе, его возмущение, как правило, стихает, и появляется возможность конструктивно решить проблему.
Понятно, что в таких ситуациях еще важнее, чем в обыденной беседе, фиксировать внимание не на самой проблеме, а на том, как ее решить, т. е. что требуется делать. Из вышеизложенного следует, что для успешного взаимодействия с родителями необходимо:
исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;
фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения;
убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени;
объективно оценивая ребенка, начать разговор с позитивных моментов;
создать доверительную атмосферу разговора;
вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т. е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать;
быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.
Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов и терпения вам, коллеги!
Работа с родителями в начальной школе
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
"Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем...Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.
Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
Приподготовке кродительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Мои принципы общения с родителями:
● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Исходя из цели воспитательной работы с родителями, я определила следующие задачи:
1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.
Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.
Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.
Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешевание ярлыков.
Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Для чего классному руководителю нужна информация о семье?
• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка
• Для привлечения родителей к работе класса
• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».
Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?
Социально-демографический портрет семьи.
• Состав семьи.
• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
• Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
• Материальная обеспеченность семьи.
• Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
Круг интересов, хобби членов семьи.
• Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом.
• Участие членов семьи в жизни класса.
• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолга, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовываю с помощью следующих форм работы:
· торжественные собрания;
· индивидуальные консультации;
· круглые столы;
· беседы;
· обучающие тренинги;
· родительско – ученические капустники;
· конференции;
· обмен мнениями;
· обучающие семинары;
· устные журналы;
· семинары – практикумы;
· оформление памяток для родителе).
3) Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:
o дни творчества детей и родителей;
o открытые уроки и внеклассные мероприятия;
o помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
o совместные праздники;
o творческие лаборатории родителей;
o походы, экскурсии в природу;
o игры-соревнования.
При проведении родительских встреч, собраний я придерживаюсь правил и знаю десять секретов успешного проведения родительского собрания :
1. Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час и стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса, и на её обсуждении строю разговор с родителями.
3. Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготавливаю визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумываем правила для участников собрания. Например:
• снимать верхнюю одежду обязательно;
• не молчать при обсуждении проблемы;
• отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
• называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегу время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливаю регламент и строго слежу за его соблюдением.
7. В ходе собрания использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Делаю общение на собрании непринужденным и откровенным при помощи чашки чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:
● Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
● Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;
● Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
● Сформировать общие подходы к воспитанию;
● Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
● Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
● Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
● Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.
Устройте праздник первого домашнего задания!
По государственному стандарту домашнюю работу начинают давать со второго класса, но на практике учителя начинают делать это гораздо раньше. Поэтому будьте всегда в курсе школьных дел, чтобы не пропустить этот важный день первых домашних уроков. Сделайте из этого события праздник: купите торт, устройте чаепитие. Можно сначала попить чаю, а потом приступить к важному делу. Но как правило ребенок будет слишком возбужден после такого события. Поэтому лучше приготовьте сюрприз. Сделайте уроки по всем правилам, в строгой форме, а потом неожиданно устройте праздник. Ребенок получит яркие впечатления и положительное эмоциональное подкрепление.
Если ваш ребенок уже не первоклассник и не второклассник, никто вам не мешает сделать такой праздник в начале учебного года. Лучше поздно, чем никогда.
Выполнение домашней работы - это процесс, а не результат.
То есть, это не та самая "страшная" контрольная работа, в которой оценка отражает конечный уровень успеваемости и где чревата каждая ошибка и даже помарка. Домашняя работа с ошибками - это норма. Но только в том случае, если ребенок выполнял эту работу самостоятельно и в дальнейшем обязательно будет выполнена работа над всеми ошибками.
Что значит выполнять домашнюю работу самостоятельно?
Ребенок в начальной школе прежде всего должен "научится учится", то есть самостоятельно приобретать знания, решать задачи и т.п. Помогая, а что страшнее, выполняя работу за него, родители сами отбивают у ребенка интерес к урокам и желание учиться в общем. Зачем трудиться, если это может сделать кто-то другой?
Родители только руководят процессом в идеале. Лучшее чем вы можете помочь своему ученику, это распределить вместе с ним задания по сложности и типам. Кому-то лучше начинать с трудного материала, например, с математики, а кому-то легче врабатываться постепенно. Разберитесь в этом вместе с ребенком.
Дайте младшему школьнику время поработать самостоятельно: не стойте над душой, не задавайте вопросов, не подгоняйте, лучше некоторое время совсем не заходите к нему. Приходите только по зову о помощи и в конце работы для проверки.
Домашнее задание - это работа над ошибками, а не упреки за прошлые ошибки.
Многие родители ведут именно такую политику: вчера ты наделал "делов", смотри сегодня старайся. Ребенок напуган и огорчен -негативное отношение к учебной деятельности сформировано.
Цель - сделать лучше, чем вчера, а для этого нужно найти, понять и исправить ошибки. Лучше хвалить, чем ругать, в этом случае.
Просмотрите работу и скажите есть ли там ошибки. Не указывайте на них сами, пусть ребенок учиться искать и исправлять их самостоятельно.
Меньше ругайте, а больше хвалите!
Похвалить всегда найдется за что, ведь ребенок работал. Найдите такие способы поощрения, которые не будут походить на подкуп: ласковые слова, например.
Выполнение домашнего задания - дело серьезное и ответственное.
Именно в этом должен быть уверен сам ученик. Уроки делаются в строго определенное в режиме дня время, в полной тишине, все члены семьи должны выражать свое уважение к этому труде; никто и ничто не должно отвлекать ребенка.
У ребенка обязательно должно быть свое рабочее место с хорошим освещением и удобным стулом. Уроки на полу, на кухне, на кровати, не дисциплинируют, а напротив воспитывают легкомысленное отношение к такому важному процессу.
А кто вам сказал, что делать уроки это долго, трудно, нудно и вообще не выполнимо?
Вы сами так решили когда-то и пытаетесь это внушить своему ребенку. В результате, школьник не может понять для чего он делает то, что выполнить невозможно. И вполне естественно, что он не хочет делать это.
А чем вы занимались сегодня кроме уроков?
Помните, что в вашей квартире живет не только ученик, а еще и ваш ребенок. Не акцентируйте все внимание на уроках и школе, разделяйте другие интересы детей, занимайтесь совместной деятельностью или прогулками. Мир не ограничивается понятиями: сделал уроки - молодец, не сделал, ты плохой! Уроки - это уроки, для них есть строго отведенное время в режиме, а жизнь есть жизнь. Никогда не попрекайте: "уроки делал 2 часа, теперь гулять не пойдешь..."
Ваш ребенок индивидуальность.
Если сосед Петя делает уроки за полчаса, то это не значит, что ваш ребенок плохой или нерасторопный. Он другой, с другим темпераментом, характером, биологическими ритма и т.п. Он не обязан делать так как кто-то, он делает так как может он. Старайтесь не сравнивать свого ребенка с другими, только с самим собой.
Если работа на дому длиться более двух часов.
Есть несколько вариантов:
1) Ваш ребенок медлителен по темпераменту, проконсультируйтесь с психологом, чтобы подтвердиь это. после можно обратиться к учителю, возможно вы вместе найдете решение. Если педагог не идет в этом случае на уступки, то возьмите за принцип не делать уроки больше 1 часа во 2 классе и больше 2 часов в 3-4 классах, так как здоровье и общение с семьей важнее для вашего ребенка. Но в этом случае нужно будет смириться с возможно более низкой успеваемостью.
2) Поговорите с другими родителями, может такая картина у большинства учеников класса. Тогда стоит поднять вопрос на собрании и попросить учителя о сокращении заданий.