Совместная деятельность "педагоги-родители -дети" как успешное сопровождение детей в спец. классах.
Совместная деятельность "педагоги-родители -дети" как успешное сопровождение детей в спец. классах.
Составитель: Сундетбаева Н.С.
Одной из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, выработки им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали - является духовно-нравственное воспитание.
Особенно актуальным является определение роли семьи и школы как основных участников воспитательного процесса.
Главной задачей нравственною воспитания в семье и школе - формирование у ребёнка устойчивых представлений о том, что признаётся обществом как добро, а что осуждается как зло. Конкретизация этих знаний, выведение их на новый уровень происходят в школе.
На этапе начального образования на воспитание духовно-нравственных ценностей ориентировано большинство классных часов и внеклассных мероприятий. На этом этапе первейшая задача родителей и учителей заключается в том, чтобы помочь ребёнку освоить мир чувств, определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача семьи и школы - помочь в этом своему ребёнку или обучающемуся. Необходимо обсуждать с детьми нравственные вопросы, добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы они понимали, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения нравственной стороны поступков других людей. Обязательным и для родителей, и для учителей должно быть правило: выражать своё одобрение нравственных поступков ребёнка, особенно подростка, наиболее понятным для него образом. Лучшим помощником в этом может стать литература. Поэтому хочется от всей души пожелать родителям: следуйте совету Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любите читать! Литература даёт нам колоссальнейший, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но"всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое Главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не по тому, что то или иное произведение надо прочесть, а по тому, что оно вам нравится, вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые он знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим, и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, когда накапливается раздражение друг против друга, то просто выразить своё отношение к произошедшему с вами или с кем-либо другим.
Детям совместное чтение даёт очень многое: они в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивать способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию "коммуникативной глухоты", которая может стать причиной конфликтов ребёнка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности.
Другой очень важный помощник в формировании духовно-нравственных ценностей - искусство. Так как далеко не каждый родитель является знатоком и ценителем искусства, важно, чтобы им стал каждый учитель. Именно на школу, учителя, должна быть возложена обязанность приобщения детей к искусству. Изучая вопросы культуры в школе, мы не должны ограничиваться перечнем имён и названий. Гораздо важнее передать содержание и смысл произведений, помочь разглядеть то, чем восхищаются другие, что приводит в трепет и заставляет задуматься.
Знакомство с искусством помогает развивать в детях способность к эмпатии, эмоциональной отзывчивости, а также учить ребёнка контролировать свои эмоции, уметь их выражать. Важно постоянно обращать внимание ребёнка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон ребёнка различными словами, выражающими переживания, эмоции. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь, милосердие, участие не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими. Он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне. Стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребёнка, должны стать гуманистические отношения между детьми, а также между детьми и взрослыми. Основой таких отношений и является опора на свои чувства, внимательное отношение к чувствам других людей, умение сопереживать, выражать своё отношение к человеку в зависимости от ситуации. Это помогает ему адекватно реагировать на окружающую действительность и формировать своё к ней отношение, обогащать свой эмоциональный мир, делать его разнообразнее и богаче. В итоге ребёнок не только усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время, ребёнок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко, он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму, пользоваться своими чувствами осознанно. Главным помощником ребёнка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребёнке основные нравственные нормы поведения.
Необходимо добавить, что для детей, у которых уже составлено начальное представление о том, что правильно, а что нет, заложены навыки вежливого поведения, значительно расширяется в школе круг общения, с ними многие хотят дружить, и они со многими дружат. Им гораздо легче выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Осознание важности вежливого, воспитанного поведения значительно упрощает привыкание к новым требованиям взрослых и составляет основу для дружеского общения со сверстниками.
В заключение нельзя не указать на такой аспект нравственного воспитания, как воспитание долга, гражданственности, патриотизма. Как воспитать в себе и других «нравственную осёдлость» - привязанность к своей семье, к своему дому, городу, селу, стране?
И снова цитата Д.С.Лихачёва: «Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего.».
Задача тандема «педагог-родитель» или «семья-школа» — сделать так, чтобы памятники прошлого были доступны для знакомства. Необходимо возрождать в маленьких школах забытые традиции экскурсий, поездок, путешествий, награждать детей не только шоколадками и грамотами, но возможностью узнать и повидать что-то новое, интересное, о чём он мог только мечтать. Только так мы можем воспитать чувство сопричастности к великой культуре, умение сравнивать и при этом находить величие и красоту и в истории своего края, города, села, которую необходимо изучать на специальных уроках.
Роль семьи и школы в конечном итоге сводится к тому, чтобы выработать единый подход к вопросам воспитания, помогая друг другу решать неизбежно возникающие проблемы. Взаимное уважение будет способствовать повышению авторитета и родителей и учителей, помогут создать в школе атмосферу сотрудничества и добра. Положительные результаты будут обязательно, если семья и школа станут для ребёнка единым фактором окружающей его среды, одинаково бережно относящейся и к прошлому и к настоящему. Прошлое откроет человеку окно в мир великой русской культуры, настоящее покажет непреходящую ценность всего, что передаётся из поколения в поколение, признаётся в качестве общечеловеческих ценностей. Основным критерием успешности нравственного воспитания школьников могут быть только их реальные поступки и побудительные мотивы,таких поступков. Задача и родителей, и учителя заключается в создании таких мотивов не только собственным примером, но и продуманными программами воспитательной работы, в которых духовно-нравственное воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Совместные усилия семьи, школы и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность "педагоги-родители -дети" как успешное сопровождение детей в спец. классах.»
Тема: «Совместная деятельность «педагоги-родители-дети» как успешное сопровождение детей» в спец. классах.
Составитель: Сундетбаева Н.С.
Одной из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, выработки им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали - является духовно-нравственное воспитание.
Особенно актуальным является определение роли семьи и школы как основных участников воспитательного процесса.
Главной задачей нравственною воспитания в семье и школе - формирование у ребёнка устойчивых представлений о том, что признаётся обществом как добро, а что осуждается как зло. Конкретизация этих знаний, выведение их на новый уровень происходят в школе.
На этапе начального образования на воспитание духовно-нравственных ценностей ориентировано большинство классных часов и внеклассных мероприятий. На этом этапе первейшая задача родителей и учителей заключается в том, чтобы помочь ребёнку освоить мир чувств, определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача семьи и школы - помочь в этом своему ребёнку или обучающемуся. Необходимо обсуждать с детьми нравственные вопросы, добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы они понимали, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения нравственной стороны поступков других людей. Обязательным и для родителей, и для учителей должно быть правило: выражать своё одобрение нравственных поступков ребёнка, особенно подростка, наиболее понятным для него образом. Лучшим помощником в этом может стать литература. Поэтому хочется от всей души пожелать родителям: следуйте совету Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любите читать! Литература даёт нам колоссальнейший, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но"всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое Главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не по тому, что то или иное произведение надо прочесть, а по тому, что оно вам нравится, вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые он знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим, и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, когда накапливается раздражение друг против друга, то просто выразить своё отношение к произошедшему с вами или с кем-либо другим.
Детям совместное чтение даёт очень многое: они в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивать способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию "коммуникативной глухоты", которая может стать причиной конфликтов ребёнка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности.
Другой очень важный помощник в формировании духовно-нравственных ценностей - искусство. Так как далеко не каждый родитель является знатоком и ценителем искусства, важно, чтобы им стал каждый учитель. Именно на школу, учителя, должна быть возложена обязанность приобщения детей к искусству. Изучая вопросы культуры в школе, мы не должны ограничиваться перечнем имён и названий. Гораздо важнее передать содержание и смысл произведений, помочь разглядеть то, чем восхищаются другие, что приводит в трепет и заставляет задуматься.
Знакомство с искусством помогает развивать в детях способность к эмпатии, эмоциональной отзывчивости, а также учить ребёнка контролировать свои эмоции, уметь их выражать. Важно постоянно обращать внимание ребёнка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон ребёнка различными словами, выражающими переживания, эмоции. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь, милосердие, участие не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими. Он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне. Стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребёнка, должны стать гуманистические отношения между детьми, а также между детьми и взрослыми. Основой таких отношений и является опора на свои чувства, внимательное отношение к чувствам других людей, умение сопереживать, выражать своё отношение к человеку в зависимости от ситуации. Это помогает ему адекватно реагировать на окружающую действительность и формировать своё к ней отношение, обогащать свой эмоциональный мир, делать его разнообразнее и богаче. В итоге ребёнок не только усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время, ребёнок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко, он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму, пользоваться своими чувствами осознанно. Главным помощником ребёнка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребёнке основные нравственные нормы поведения.
Необходимо добавить, что для детей, у которых уже составлено начальное представление о том, что правильно, а что нет, заложены навыки вежливого поведения, значительно расширяется в школе круг общения, с ними многие хотят дружить, и они со многими дружат. Им гораздо легче выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Осознание важности вежливого, воспитанного поведения значительно упрощает привыкание к новым требованиям взрослых и составляет основу для дружеского общения со сверстниками.
В заключение нельзя не указать на такой аспект нравственного воспитания, как воспитание долга, гражданственности, патриотизма. Как воспитать в себе и других «нравственную осёдлость» - привязанность к своей семье, к своему дому, городу, селу, стране?
И снова цитата Д.С.Лихачёва: «Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению... Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое... Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего...».
Задача тандема «педагог-родитель» или «семья-школа» — сделать так, чтобы памятники прошлого были доступны для знакомства. Необходимо возрождать в маленьких школах забытые традиции экскурсий, поездок, путешествий, награждать детей не только шоколадками и грамотами, но возможностью узнать и повидать что-то новое, интересное, о чём он мог только мечтать. Только так мы можем воспитать чувство сопричастности к великой культуре, умение сравнивать и при этом находить величие и красоту и в истории своего края, города, села, которую необходимо изучать на специальных уроках.
Роль семьи и школы в конечном итоге сводится к тому, чтобы выработать единый подход к вопросам воспитания, помогая друг другу решать неизбежно возникающие проблемы. Взаимное уважение будет способствовать повышению авторитета и родителей и учителей, помогут создать в школе атмосферу сотрудничества и добра. Положительные результаты будут обязательно, если семья и школа станут для ребёнка единым фактором окружающей его среды, одинаково бережно относящейся и к прошлому и к настоящему. Прошлое откроет человеку окно в мир великой русской культуры, настоящее покажет непреходящую ценность всего, что передаётся из поколения в поколение, признаётся в качестве общечеловеческих ценностей. Основным критерием успешности нравственного воспитания школьников могут быть только их реальные поступки и побудительные мотивы,таких поступков. Задача и родителей, и учителя заключается в создании таких мотивов не только собственным примером, но и продуманными программами воспитательной работы, в которых духовно-нравственное воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Совместные усилия семьи, школы и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.