В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести использование метода проектов. Благодаря сочетанию различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционной организации процесса обучения, учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, смогут полноценно реализовать личностный потенциал, развивая при этом познавательный интерес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта »
Аннотация на обобщение опыта
по теме «Метод проектов как средство развития
познавательного интереса младших школьников».
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести использование метода проектов. Благодаря сочетанию различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционной организации процесса обучения, учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, смогут полноценно реализовать личностный потенциал, развивая при этом познавательный интерес.
По распространению опыта в рамках районного методического объединения представила мастер – класс «Использование метода проектов в начальной школе»; размещён на портале "Продлёнка» http://www.prodlenka.org/metodichka/mypage.html (свидетельство о публикации).
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Пётр Калита
Введение
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяет цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельностишкольников,в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.
Моя методическая тема по самообразованию:
«Метод проектов как средство развития познавательного интереса младших школьников».
Работа по методической теме была начата в 2010-2011 учебном году.
Актуальность темы
Актуальность подтверждается тем обстоятельством, что в настоящее время принципиально меняются цели образования. В соответствии с ними обучение учащихся в школе не должно ограничиваться сообщением им готовых знаний, а должно формировать и развивать навыки и способности к самостоятельному приобретению знаний, применению их в жизни. Именно поэтому особую значимость в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, приобретает познавательный интерес, который выступает как стимул для различной учебной и творческой деятельности учащихся.
Исследования В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина показали, что младший школьный возраст, а не подростковый, является решающим в формировании и развитии личности, что развивающее обучение закладывает основы таких важнейших личностных структур, как интерес к познанию, характер, моральный идеал. Метод проектов является той педагогической технологией, которая органично вписывается в систему развивающего обучения.
Активизация учебной деятельности без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна, именно поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышающего его качество. Познавательный интерес стимулирует также развитие волевых качеств, так как в процессе познания ребенок неизбежно сталкивается с трудностями при достижении поставленной цели, преодолевает сложности и препятствия, возникающие на пути познания, воспитывает в себе волевые качества: умение преодолевать преграды, стремление к достижению цели, доведение дела до конца.
Более того, познавательный интерес побуждает ученика к постоянному поиску, его цели становятся все более сложными, он учится выделять главное и актуальное в изучаемом материале, анализирует его, ищет новые способы решения. К тому же познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, так как все ее виды содержат в себе познавательное начало.
Однако познавательный интерес редко бывает устойчивым. Как правило, какие-то яркие примеры, иллюстрации, опыты разжигают в детях интерес к предмету, который быстро затухает, если его не поддерживать. Поддерживать интерес не просто, так как чаще всего, особенно у младших школьников, возникает не познавательный интерес, а просто детское любопытство, которое быстро исчезает. Поэтому очень многие учителя ищут способы и подходы, которые смогли бы сделать познавательный интерес устойчивым. Для этого на уроках используется большое количество творческих заданий, которые усиливают интерес ребенка и дают ему возможность проявить себя.
Хотя метод проектов и не нов, но и в наше время он снова становится востребованным. Различные аспекты использования метода проектов рассматривали в своих работах Г.Б. Голуб, В.А. Далингер, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерев, М.В. Крупенина, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, С.Т. Шацкий и др. В современной педагогике он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.Кроме того, он соответствует одной из главных задач школы, которая состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться», подготовить их к жизни в современном обществе, где от них будет требоваться, по мнению Е.С. Полат:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
• быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
• самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, культурного уровня и повышением нравственности.
Ведущая идея опыта:
Одним из способов решения этой проблемы может стать использование метода проектов. Благодаря сочетанию различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционной организации процесса обучения, учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, смогут полноценно реализовать личностный потенциал, развивая при этом познавательный интерес.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, при которых метод проектов является средством развития познавательного интереса младших школьников.
Объектом исследования является: процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: использование метода проектов, как средство развития познавательного интереса младших школьников.
- изучить и проанализировать возрастные особенности младших школьников;
- обосновать и определить психолого-педагогические условия, при которых метод проектов является средством развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что метод проектов будет являться средством развития познавательных интересов младших школьников при следующих психолого-педагогических условиях:
- если учитывается индивидуальный познавательный интерес учащихся;
- если используются на уроке разнообразные методы и формы обучения;
- если на уроках будут использоваться проблемные задания, игровой, занимательный материал, индивидуальные задания, направленные на активизацию познавательной деятельности;
- если на уроках будет поддерживаться атмосфера, позволяющая придать познавательным действиям младших школьников личностный смысл.
Методы исследования:
изучение и анализ философской, психолого – педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
наблюдение за учебно – воспитательным процессом в начальной школе;
использовать беседы, анкетирование, тестирование;
анализ собственного опыта с учащимися,
статистическая обработка результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования были учащиеся 1-4 «а» класса (обучающиеся по программе «Гармония») Кваркенской средней общеобразовательной школы.
Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для конкретизации психолого-педагогических требований, способствующих развитию логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач. Содержание этого этапа включало проведение исследовательской работы, позволяющей определить эффективность экспериментальной программы. Проводилось оформление результатов исследования.
Технология опыта.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Получается содружество:
Учитель
ученик родители
Работая в данном направлении, педагог стремится, чтобы дети росли открытые внешнему миру, отзывчивые и доброжелательные, деятельные и креативные.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей использую:
загадки, ребусы, шарады, задачи – шутки,логические задания и задания на развитие творческих способностей,
игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.);
игры – исследования;
ролевые игры;
игры – путешествия, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты и т.д.
Нужно учить учащихся наблюдать, развивать умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы, задавать вопросы. Например, можно использовать такие практические задания:
«Посмотрим на мир чужими глазами»
Читаю детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежинки хлопьями падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Необходимо продолжить рассказ. Но сделать это нужно несколькими способами. Например – представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющийся в полёт, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
«Тема одна – сюжетов много»
Детям предлагаю придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень» (село, лес и др.). Раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.
«Найдите возможную причину события»
Учимся выдвигать гипотезы:
Дети стали больше играть во дворах.
Миша весь вечер играл со строительным конструктором.
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Друзья поссорились.
«Угадайпредмет»
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете.
- Это животное? (да)
- Оно пушистое? (да)
- Живёт дома? (нет)
Задают вопросы до тех пор, пока не угадают предмет.
«Мысленный эксперимент»
Предлагаю в ходе мысленных экспериментов ответить на следующие вопросы.
Что можно сделать из куска бумаги?
Что будет, если все станут выше ростом?
Что нужно для того, чтобы накормить всё человечество?
Что можно сделать из песка (глины, дерева, бетона)?
Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?
Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?
На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?
Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?
Айсберг напоминает глобальную идею потому, что…
Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?
Рассмотрим применение метода проектов на фрагментах уроков окружающего мира.
Фрагмент урок - экскурсия: «Природа зимой»
(весь конспект урока дан в приложении 1).
Цель: познакомиться с изменениями, происходящими в мире природы в зимнее время года.
Задачи:
проводить наблюдения за снежным покровом, плодами и семенами растений, птицами у кормушки;
формировать умение представлять результаты наблюдений в разной форме;
развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира;
воспитывать желание добиваться успехов в учении.
Оборудование и средства урока: деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка, корм для птиц, коробки для сбора шишек, атлас-определитель деревьев и кустарников в зимний период, атлас-определитель птиц, рабочие листы.
Ход урока – экскурсии.
Организационный момент. Психологический настрой
Актуализация опорных знаний (проводится в классе).
Постановка проблемы урока.
Исследование в группах (проводится на местности).
Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает свой рабочий лист (явление, объекты наблюдения, содержание рабочего листа).
Группа «Снежный покров»
Группа «Плоды деревьев и кустарников»
Группа «Хвойные деревья и их гости»
Группа «Птичьи кормушки»
Обмен информацией (проводится в классе).
Выслушиваются выступления каждой группы.
Подведение итогов. Рефлексия.
Вывод по уроку. Дети с большим интересом участвовали в работе учебного проекта, следовали инструкциям и правилам поведения на экскурсии; фиксировали результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок); делали выводы на основе данных наблюдений.Учились оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.
Фрагмент урока: «Красная книга Оренбургской области»
(весь конспект урока дан в приложении 2).
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе.
Задачи:
развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Оренбургской области;
воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Оборудование и средства урока:макет презентации «Красная книга»;мультимедийный проектор, компьютер (сайт http://red-list.ru), краски, альбом.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Вводное слово учителя.
Постановка проблемы урока.
Погружение в проблему.
Практическая работа.
Как устроена Красная книга?
Физкультурная минутка.
Красная книга Оренбургской области.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги Оренбургской области.
Почему его страницы пустые?
Учащиеся. Мы сами их должны заполнить.
Учитель. А где мы возьмём данные?
Учащиеся. Из книг, зададим вопросы другим, поработаем в сети Интернет.
Создание проекта «Страницы Красной книги Оренбургской области».
1 этап проекта – образование групп, определение подтем.
Класс делится на 3 группы:
«исследователи» (собирают нужную информацию о вымирающих животных, занесённых в Красную книгу, используя компьютер);
«наблюдатели» (используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе);
«художники» (создают экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений).
2 этап проекта – самостоятельное исследование.
3 этап проекта – защита проектов.
4 этап проекта – презентация проекта.
Вывод по исследованию и подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Вывод по уроку. На данном уроке учебный проект сыграл развивающую роль, где формировались коммуникативные навыки, развивался познавательный интерес. Учащиеся учились осуществлять поиск информации из разных источников, объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их, делать выводы. Участие в проектной работе способствовало самореализации и самовыражениюучащихся, развитию их личностных качеств.
Учащиеся с интересом участвуют в создании различных творческих
проектов: Зимушка – зима», «Сказочная азбука», «Моя семья – моё богатство», «Земля – наш общий дом», «Модульное оригами», «Изделия из бисера», «Полезные ископаемые нашего края», «Моя малая родина» и другие.
Метод проектов позволяет формировать у учащихся познавательный интерес и творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.
Результативность реализации методической системы
Мной была проведена работа по исследованию развития познавательных интересов с использованием метода проектов в учебном процессе. Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников выделили следующие критерии и показатели:
когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности.
Допустимый уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
С помощью диаграммы фиксируется формирование познавательных интересов
Из графика мы видим, что в ходе целенаправленной работы по внедрению метода проектов в процесс обучения, на уроках у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание и способности учиться. Появилось внимание школьников к своим особенностям, способностям, повысилась успеваемость, улучшилось их эмоциональное состояние.
Среди учащихся класса провела анкетирование.
Текст анкеты, предложенный учащимся.
Нравится ли вам заниматься проектами?
Помогают ли вам родители в этой работе?
Нравится получать положительные оценки
Нравится «защищать» и представлять проект, выступать перед ребятами?
По результатам анализа анкет учащихся видно, что дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями и со своими друзьями.
Заключение.
Учебный проект позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей.
Как удалось установить, введение в процесс обучения метод проектов способствует развитию познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений.
Анализ показал следующий результат: в 4 «а» классе низкий уровень познавательного интереса уменьшился на 18%, средний уровень познавательного интереса также уменьшился на 30%, а допустимый уровень познавательного интереса вырос на 50%.
Таким образом, если на уроках будут соблюдены следующие условия: использование метода проектов, проблемных, индивидуальных заданий, игрового и занимательного материала, направленных на активизацию познавательной деятельности; будет поддерживаться атмосфера, позволяющая придать познавательным действиям младших школьников личностный смысл. Будет создан положительный мотивационный и эмоциональный настрой (для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроке), то активизация познавательного интереса младших школьников с применением метода проектов будет проходить наиболее эффективно.
Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях:
Материал по обобщению опыта доступен на личном сайте
http://dolgihov.ru.
2011 г. – выступление на районном методическом объединение «Использование метода проектов в начальной школе»;
2011 г. – творческий проект «Сказочная азбука» http://pedsovet.org/;
2012 г. – победители районного конкурса «Первые шаги»;
2012 г. –открытое занятие «Учимся защищать проект» в рамках районного методического объединения классных руководителей http://www.prodlenka.org/;
2012 г.- презентация урока русского языка во 2 классе по теме «Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов» в рамках Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» г. Москва http://www.prodlenka.org/;
2012г. –творческий проект «Моя семья – моё богатство» http://www.prodlenka.org/;
2013 г. – мастер – класс в рамках районного объединения учителей начальных классов «Использование методов проектов в начальной школе»;
2013 г. - урок – проект русского языка в 4 классе по теме «Наречие» http://www.prodlenka.org/;
2013 г. – в рамках зонального семинара фрагмент урок - проект окружающего мира в 4 классе по теме «Полезные ископаемые» http://www.prodlenka.org/, http://zavuch.info/;
2013 г. – участие в региональном конкурсе «Урал – моя малая родина» http://shuarh.com/project/konkurs/ural/;
2014 г. – материал размещён на всероссийском портале учителей «Продлёнка» (свидетельство о публикации) http://www.prodlenka.org/.
Опыт адресован педагогам, руководителям ШМО, РМО.
Список используемых источников
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131с. – ISBN 978-5-7057-2391-1
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-09-025248-5
Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок. – Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с. – ISBN 978-5-7057-1890-0
4.Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников/ Н.В.Матяш–М.: «Вентана-Граф», 2002. – 118с. – ISBN 978-5-36000-450-9
5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении/ Н.Ю. Пахомова – М.: Просвещение, 2005. – 112с. – ISBN 5-89415-268-2
6.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности/ Н.Ю. Пахомова// Учитель. – 2000. - №4. – с. 52-55
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 185 с.
Урок – экскурсия по теме «Природа зимой» (1 класс)
Цель: познакомиться с изменениями, происходящими в мире природы в зимнее время года.
Задачи:
проводить наблюдения за снежным покровом, плодами и семенами растений, птицами у кормушки;
формировать умение представлять результаты наблюдений в разной форме;
развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира;
воспитывать желание добиваться успехов в учении.
Оборудование и средства урока: деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка, корм для птиц, коробки для сбора шишек, атлас-определитель деревьев и кустарников в зимний период, атлас-определитель птиц, рабочие листы.
Ход урока – экскурсии.
Организационный момент. Психологический настрой.
(Проверка готовности к уроку.Создание благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы).
Актуализация опорных знаний (проводится в классе).
Учитель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы»:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
У. О ком беспокоится автор стихотворения?
Д. О яблоньке, о собаке, о птицах.
У. А у вас возникали когда-нибудь такие мысли?
Д. Да
Постановка проблемы урока.
У. Почему у нас появляется тревога и волнение за жизнь животных зимой?
(учитель выслушивает ответы детей и записывает на доске основную гипотезу).
У. Итак, у вас родилось предположение о том, что зимой может не хватать корма, потому что его трудно добывать. Как нам проверить это предположение? Как узнать все ли звери, птицы сыты? Нужна ли им наша помощь?
Дети предлагают понаблюдать, прочитать.
У. Мы отправляемся сегодня на экскурсию. С какой целью?
Д. Собрать факты о том, какой корм и как находят животные. Если ли у них трудности? Как это можно выяснить?
4. Составление плана работы на местности.
Выяснить, какой корм есть на снегу, а какой под снегом.
Выяснить, есть ли корм на лиственных и хвойных деревьях, кустарниках.
Понаблюдать за поведением животных (птиц, зверей): что они едят и где находят корм.
5.Исследование в группах (проводится на местности).
Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает свой рабочий лист (явление, объекты наблюдения, содержание рабочего листа).
Вводная беседа.
- Какая сегодня погода?
- Чем она отличается от погоды, когда проводилась осенняя экскурсия?
- Как с приходом зимы изменилась погода?
- Как изменились деревья и кустарники?
Группа «Снежный покров»
Группа «Плоды деревьев и кустарников»
Группа «Хвойные деревья и их гости»
Группа «Птичьи кормушки»
Обмен информацией (проводится в классе).
У. Какова была цель нашего исследования?
Д. Собрать факты о том, какой корм и как находят животные зимой. Есть ли у них трудности.
Выслушиваются выступления каждой группы.
Подведение итогов.
У. Какой вывод мы теперь можем сделать?
Д. В зимний период для животных существует несколько источников питания: плоды и семена растений, побеги и почки, корм в кормушках. Зимой им трудно добывать корм.
У. Каким способом мы сегодня получили новые знания?
Д. С помощью наблюдения.
Рефлексия.
У. У каждого есть на парте птички, расселите их по кормушкам:
красная кормушка – я доволен своей работой;
синяя кормушка – я должен быть внимательным;
жёлтая кормушка – я должен работать над собой.
Приложение к уроку – экскурсии «Природа зимой». Рабочие листы.
Явление
Что наблюдает ребёнок
(объекты наблюдений)
Содержание рабочего листа
Группа 1.
Снежный покров
Снежный покров.
Растения под снегом.
1.Обследуйте местность. Найдите корм на снегу.
2.Изучите особенности снежного покрова (его глубину):с помощью рейки с делениями измерьте глубину снега на открытом пространстве______________________________
3.Раскопайте лопаткой снег и обследуйте почву: какой там есть корм? ________________
4.Все ли животные смогут добыть корм?____________________________________
5.Сделайте вывод о том, какой корм есть для животных зимой.__________________________
Явление
Что наблюдает ребёнок
(объекты наблюдений)
Содержание рабочего листа
Группа 2.
Плоды деревьев и кустарников
Плоды деревьев и кустарников.
Снег.
Ягоды рябины.
1.По каким признакам мы узнаем деревья, кустарники зимой?_____
2.Отметьте деревья и кустарники, на которых остались плоды и почки____________________
3.Найдите рябину. Кто её посетил?__________
4.Зарисуйте плоды и семена.
5. Сделайте заключение о том, какой есть корм.
Явление
Что наблюдает ребёнок
(объекты наблюдений)
Содержание рабочего листа
Группа 3.
Хвойные деревья и их гости
Хвойные деревья.
Шишки.
1.Рассмотрите хвойные деревья и их шишки на ветках. Опишите их._______________________
2.Найдите шишки, которые лежат на земле. Зарисуйте их.
3.Как попали шишки на землю? Обоснуйте.____
4.Что вы нашли в шишках?__________________
5. Сделайте заключение о том, какой корм есть для птиц и животных в шишках хвойных деревьев.__________________________________
Явление
Что наблюдает ребёнок
(объекты наблюдений)
Содержание рабочего листа
Группа 4.
Птичья кормушка
Птицы у кормушки.
1.Проведите наблюдения за птицами у кормушки. Наблюдения зафиксируйте:
Название птицы
Когда прилетела
Какой корм ест
Повадки
2.Сделайте вывод о том, нужны ли кормушки птицам? Почему?__________________________
Приложение 2
Урок по теме «Красная книга Оренбургской области» (2 класс).
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе.
Задачи:
развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Оренбургской области;
развивать коммуникативные навыки;
развивать познавательный интерес
воспитывать способность к творчеству;
воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Оборудование и средства урока:макет презентации «Красная книга»;мультимедийный проектор, компьютер, сайт http://red-list.ru, краски, альбом.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель:
- А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Ученики:
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Вводное слово учителя.
(Учащимся демонстрируется фильм).
Учитель. Учёные установили, что на свете примерно 2 миллиона видов растений, животных, грибов. Любая травинка, любой лист, любые, даже самые маленькие существа по- своему красивы и интересны, заслуживают внимания и доброго отношения.
Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезли с лица земли, а многие вот-вот исчезнут.
Наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государство заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за сохранение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Постановка проблемы урока.
У: Какие вопросы у вас возникли?
Д: Что такое Красная книга? Для чего она создана? Почему некоторые виды растений и животных занесены в неё?
У: На все эти вопросы попытаемся ответить на нашем уроке.
Погружение в проблему.
Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные в этом фильме? Ими бы только восхищаться, любоваться, поражаясь, сколь щедра на выдумки матушка – природа.
Ученик 1: Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно должен помочь ей. Как другу, попавшему в беду. Об этом говорят такие данные, что начиная с 1960 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных: причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине людей.
Ученик 2: Многие животные и растения, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
У: Почему так называется эта книга?
Ученик: Красный цвет – это цвет опасности, означает «стоп», «не губи».
У: Красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью обратить внимание на указанную опасность, предостерегает людей о возможных непоправимых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов животных и растений.
В нашей стране Красная книга появилась в 1974 году.
Практическая работа.
Как устроена Красная книга?
У: Каждая страница имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).
Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и др.)
Красная – исчезающие виды (красный волк, амурский тигр, снежный барс).
Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).
На доске выставляются иллюстрации животных, занесённых в Красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими её разделам. У: Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться.
Физкультурная минутка.
Красная книга Оренбургской области.
У: Как вы думаете, существует ли Красная книга Оренбургской области?
Д: Да.
У: Да, существует. Она была создана в 80-х годах. Посмотрите, вот Красная книга Оренбургской области. Она очень объемная. Значит, в неё занесены многие виды исчезающих животных и растений.
У: Посмотрите, пожалуйста. Это макет Красной книги Оренбургской области.
макет
У: Почему его страницы пустые?
Д: Мы сами их должны заполнить.
У: А где мы возьмём данные?
Д: Из книг, зададим вопросы другим, поработаем в сети интернет.
Создание проекта «Страницы Красной книги Оренбургской области».
1 этап проекта – образование групп, определение подтем.
Класс делится на 3 группы:
«исследователи» (собирают нужную информацию о вымирающих животных, занесённых в Красную книгу, используя компьютер);
«наблюдатели» (используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе);
«художники» (создают экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений).
2 этап проекта – самостоятельное исследование.
3 этап проекта – защита проектов.
У: Подведём итоги нашего поиска.
Первая группа («исследователи») защищает свои проекты исследований.
Выхухоль – редчайший и древнейший зверёк. Сородичи его жили примерно 40 миллионов лет тому назад. Выхухоль внешне напоминает ежа, но с мягким шелковистым мехом, тёмно – бурым на спине и серебристо – белым на брюшке. Ради этого густого, плотного и тёплого, не промокающего меха выхухоль и истреблялась длительное время. Зверёк почти слепой; его крохотные, как бусинки, глаза способны лишь отличать свет от тьмы. Зверёк с вытянутым в хоботок рыльцем – носиком; с его помощью он дышит, не выходя на поверхность воды, а высунув лишь кончик носа. Выхухоль прожорлива и поселяется в водоёмах с богатыми животными и растительными кормами. Питается она моллюсками (улитки, ракушки), ракообразными, водными насекомыми, рыбёшками, лягушатами, ест водные растения.
Дрофа – крупная птица, массой от 4 до 6 кг – самка, до 8 – 12 кг – самец. Эти птицы – мощного сложения. Самец достигает 120 см. Размах крыльев – почти 2 м. Дрофы – очень осторожные птицы с прекрасно развитым зрением. Места обитания дроф – это степи, но обязательно с наличием водоёмов. Дрофы – всеядные птицы. Они питаются как насекомыми – кузнечиками, жуками, реже – жабами, ящерицами, так и растительной пищей.
Ковыль - встречается на степных высотах, по опушкам зарослей кустарников и на открытых склонах водоразделов. Распашка участков, выпас скота, сбор семян – летучек на букеты привели к исчезновению этого растения.
Вторая группа («наблюдатели»).
Примерные правила поведения в природе.
Выступление ученика.
Не рвите и не уничтожайте названные растения!
Умейте любоваться растениями и животными!
Не ловите бабочек, стрекоз, кузнечиков, жуков!
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Убирайте за собой мусор. Не оставляйте его на природе!
Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Берегите прекрасный мир растений!
Третья группа («художники») защищают свой проект.
Они создали экологические знаки.
Давайте посмотрим, что у них получилось.
Экологические знаки
4 этап проекта – презентация проекта.
У: Итак, мы подошли к последнему этапу – к презентации проекта «Красная книга Оренбургской области». Давайте посмотрим, какие страницы мы получили и что изобразили на них.
Красная книга
6. Вывод по исследованию и подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?
- Чтобы вы посоветовали своим сверстникам?
У: Хочется закончить ваши выступления словами поэта В. Берестова
Деревья, трава и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
У: Берегите родную природу, любите ее!Не забывайте, ребята, об этом.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Цветограмма (оценка собственной деятельности в цвете: активность работы, что узнал нового, что было интересного) обсуждается в группе.
Долгих Ольга Васильевна, учитель начальных классов
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»