Методические рекомендации по теме «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»
Методические рекомендации по теме «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторнойработы студентов по теме «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО» составлены для студентов и преподавателей ГПОАУ АО «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» с целью сопровождения процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) для среднего профессионального образования (далее СПО) и создания в образовательном учреждении учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Выражаю надежду на то, что предлагаемые педагогические подходы в методических рекомендациях по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО» не только повысят компетентность студентов педагогического колледжа в решении проблем организации, выполнения и оценки различных форм самостоятельной работы, а также станут для будущих специалистов источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий; развития образного мышления и творческого воображения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АО АПК)
Методические рекомендации
по организации самостоятельной внеаудиторнойработы студентов.
Тема «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Методические рекомендациипо организации самостоятельной внеаудиторнойработы студентов по теме «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО» составлены для студентов и преподавателей ГПОАУ АО «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» с целью сопровождения процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) для среднего профессионального образования (далее СПО) и создания в образовательном учреждении учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Выражаю надежду на то, что предлагаемые педагогические подходы в методических рекомендациях по теме:«Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»не только повысят компетентность студентов педагогического колледжа в решении проблем организации, выполнения и оценки различных форм самостоятельной работы, а также станут для будущих специалистов источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий; развития образного мышления и творческого воображения.
Специальность44.02.01 Дошкольное образование
Преподаватель высшей квалификационной категории:
Гольская Оксана Геннадьевна
Благовещенск
Цель самостоятельной работы:расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента.
Определение передового педагогического опыта
К передовому педагогическому опыту (ППО) относится такая практика, которая содержит в себе элементы:
—творческого поиска;
—новизны;
—оригинальности, т.е. то, что называется новаторством.
Определение передового педагогического опыта.
К передовому педагогическому опыту (ППО) относится такая практика, которая содержит в себе элементы:
— творческого поиска;
— новизны;
— оригинальности, т.е. то, что называется новаторством.
Такой педагогический опыт важен, потому что он прокладывает новые пути в педагогической практике и науке.
Поэтому новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.
Между простым мастерством и новаторством часто бывает сложно провести границу. Потому что, находя и используя новые и новые оригинальные приёмы, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится новатором.
Поэтому распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта
—соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу;
—высокая результативность и эффективность педагогической деятельности;
—оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.
1. Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу . Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
2. Второй признак ППО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать высокое качество знаний, значительные изменения в уровне воспитанности, в развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта работы педагогов .
3.Третий показатель ППО — оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
4.Четвёртый показатель ППО — стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
—стабильность результатов учебно-воспитательного процесса;
—наличие в нём элементов новизны;
—его актуальность и перспективность;
—репрезентативность;
—соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
5. Пятый показатель ППО — наличие в нём элементов новизны.
Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов.
6.Шестой показатель ППО — его актуальность и перспективность .
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
— в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
— какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.
7. Седьмой показатель ППО — репрезентативность.
Репрезентативность — это:
— достаточная проверка опыта по времени;
— подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
— возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
8.Восьмой показатель ППО — соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы (планы, конспекты, дидактические пособия …). Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья.
Памятка по обобщению опыта учителя.
Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в работе. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы.
При написании доклада сначала набросайте черновик.
Оценивайте практически опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках.
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
Планируемые результаты
самостоятельной работы:
способность студентов к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО
Определение цели изучения ППО.
Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установлениестепениих закономерности.
Работа по изучению, обобщению и распространению ППО — это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять «поэтапно», в определённой последовательности.
Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта .
Сопоставление плана изучения опыта.
Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.
Схема описания передового педагогического опыта
—титульный лист;
—обобщённыйпедагогическийопытпедагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения);
—Ф.И.О.;
—тема опыта;
—идея опыта (главная цель).
Структура описания обобщённого педагогического опыта.
1. Сведения об авторе:
Ф.И.О.
Образование
Название (полное) учебного заведения, год его окончания
Специальность по диплому
Место работы
Должность
Педагогический стаж
Стаж работы в занимаемой должности
Квалификация
Награды
2. Условия формирования опыта
Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
курсы повышения квалификации;
активное участие в работе методических объединений и т.д.
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).
7. Трудоёмкость опыта
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
8. Технология опыта
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО)
Приложение к опыту работы:
алгоритм подготовки к занятию; алгоритм проведения занятий и других видов деятельности; конспекты занятий; планы учебно-воспитательной работы с детьми; продукты детской деятельности; фотографии; аудио-видео-записи; дидактический материал; публикации в СМИ; выступления на методических мероприятиях; педагогическая диагностика; рабочая программа; план кружковой работы с детьми и т.д.
Формы представления передового педагогического опыта
презентации (можно с приглашением коллег); разработка авторских спецкурсов; мастер-класс; конференция; научно-практический семинар; авторский сайт (блог); брошюры, плакаты сметодическойнаправленностью; видеоматериалы (фильм методической направленности); круглый стол; методические рекомендации; портфолио с приложениями; выставка (виртуальная или реальная).
Критерии оценки самостоятельной работы по теме
«Изучение и обобщение педагогического опыта »
I. Степень раскрытия темы:
тема педагогического опыта раскрыта;
-
тема педагогического опыта раскрыта частично (не более 2 замечаний);
-
тема педагогического опыта раскрыта частично (не более 3 замечаний);
- .
тема педагогического опыта не раскрыта (4 и более замечаний).
-
Критерии оценки самостоятельной работы по теме
«Изучение и обобщение педагогического опыта »
II.Объем использованной научной литературы:
объем научной литературы достаточный;
-
объем научной литературы недостаточный (не более 2 замечаний);
-
объем научной литературы недостаточный (не более 3 замечаний);
- .
объем научной литературы недостаточный (4 и более замечаний).
-
Критерии оценки самостоятельной работы по теме
«Изучение и обобщение педагогического опыта »
III. Достоверность информации в докладе (точность, обоснованность, наличие ссылок на источники первичной информации):
-
информация точная, обоснованная, есть ссылки на источники первичной информации;
-
информация имеет замечания по одному требованию из трех;
-
информация имеет замечания по двум требованиям из трех;
- .
информация имеет замечания по всем требованиям.
-
Критерии оценки самостоятельной работы по теме
«Изучение и обобщение педагогического опыта »
IV. Необходимость и достаточность информации:
приведенные данные и факты служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений педагогического опыта ;
-
приведенные данные и факты служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений педагогического опыта частично (не более 2 замечаний);
-
приведенные данные и факты служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений педагогического опыта частично (3 и более замечаний);
- .
приведенные данные и факты не служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений педагогического опыта.
-
Источники
Борикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: академия Иц, 2000. 96 с.
Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента /И Ковалевский// Высшее образование в России №1.
Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования/ Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426581 (дата обращения: 05.12.2019).
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.– М., Флинта, Наука, 1997.
Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии.Спб.; Воронеж, 1995. 232 с.– 2000. – С.114-115.
Черная, А.В. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: электронный учебник[Электронный ресурс] / А.В.Черная, Е.А. Чекунова, Е.И. Погорелова.– Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. – 200 с.
Источники
Борикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: академия Иц, 2000. 96 с.
Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента /И Ковалевский// Высшее образование в России №1.
Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования/ Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426581 (дата обращения: 05.12.2019).
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.– М., Флинта, Наука, 1997.
Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии.Спб.; Воронеж, 1995. 232 с.– 2000. – С.114-115.
Черная, А.В. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: электронный учебник[Электронный ресурс] / А.В.Черная, Е.А. Чекунова, Е.И. Погорелова.– Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. – 200 с