Работа по изучению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта – это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде методических объединений или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности воспитателей, руководителей ДОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной мере зависит эффективность и качество работы педагогов и ОУ, обобщением педагогического опыта необходимо руководить, его нельзя пускать на самотек.
Просмотр содержимого документа
«Этапы и содержание деятельности по изучению и обобщению педагогического опыта»
Этапы и содержание деятельности по изучению и обобщению педагогического опыта
Работа по изучению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта – это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде методических объединений или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности воспитателей, руководителей ДОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной мере зависит эффективность и качество работы педагогов и ОУ, обобщением педагогического опыта необходимо руководить, его нельзя пускать на самотек.
Система работы по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта предполагает реализацию исследовательской программы, которая состоит из следующих этапов:
1) выявление ПО из педагогической практики;
2) его изучение, обобщение и описание;
3) распространение и внедрение.
Алгоритм работы по изучению и обобщению педагогического опыта
1. Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы.
Выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий поиск воспитателей ДОУ.
2. Выявление носителей эффективного ПО.
Оценка деятельности воспитателя с помощью диагностики и наблюдений, выявление воспитателей, получающих устойчивые положительные результаты, первый сбор информации о деятельности воспитателя, выявление факторов, способствующих получению высоких результатов, определение объекта изучения.
3. Постановка и определение цели и задач изучения ПО.
Формулировка проблемы, теоретическое обоснование опыта; выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта; формулировка цели изучения.
4. Сбор информации об изучаемом опыте.
Отбор методов отбора и обработка информации; составление программы наблюдения за деятельностью воспитателя и детей на занятиях и в повседневной жизни по изучаемой проблеме; реализация методов сбора информации об опыте; обработка собранной информации.
5. Педагогический анализ собранной информации.
Расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; оценка идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных связей между идеями опыта; выявление места и роли в целостной педагогической системе.
6. Обобщение опыта.
Систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; формулировка сущности идей опыта; раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался воспитатель; определение границ применения опыта и его практической значимости для других воспитателей; описание опыта в соответствии с определенными требованиями.
7. Оформление ППО.
8. Распространение и внедрение ПО.