Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Без зла смотри на мирозданье,
а разумом добра любви,
мир это море из благих деяний,
построй корабль и по нему плыви.
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
25 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
2. Актуальность проблемы.
Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.
3.Длительность работы над опытом.
Свой опыт работы я разделила на три этапа:
Первый этап – подготовительный
- изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;
- накопление материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.
Второй этап – формирующий
- апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению.
Третий этап – заключительный
4. Технология опыта.
Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи, способствующие достижению цели:
Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:
Формы работы:
5. Организация учебно-воспитательного процесса.
Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов. В 1 классе были созданы коллективные и групповые работы «Городок», «Чудо-дерево», «Солнечный денёк», «Осенний букет», проект «Праздничный салют!». Во 2 классе работали над такими проектами как «Портрет в подарок», «Лоскутное одеяло», «Тарелочка», создали книжку-малышку с иллюстрациями к басням Крылова. В 3 классе работали над проектами: «Кириллица», «Цветы в вазе», «Рыбки в аквариуме», «Золотая хохлома», «8 Марта», «День Победы!». В 4 классе «Поздравительная открытка», «Настольный календарь», «Альбом боевой славы».
На уроках также применяю метод ИКТ, готовые мультимедийные презентации, и используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.
Планирую использовать компьютер на уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint»
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.
6. Результативность опыта.
Обученность (успеваемость) учащихся по изобразительному искусству.
Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Анализ результатов педагогической деятельности показал, что уровень обученности (успеваемости) учащихся по предмету «изобразительное искусство» стабильно составляет 100% в течение всей педагогической деятельности.
Успешность реализации творческих способностей учащихся.
Муниципальный уровень
2011-2012
- Олимпиада по ИЗО
2 место – Казимагомедова Д.
-Конкурс «Елочная игрушка»
2 место (команда)
-Конкурс рисунков «Безопасность глазами детей»
1место - Макарова А.
2место - Косонгова М.
-Конкурс рисунков на асфальте «9 Мая»
2 место - команда
2012-2013 Олимпиада по ИЗО
2 место - Шилакина Е. -5б класс,
2 место - Казимагомедова Д.- 7а кл.,
3 место - Самойлова К. 6б класс
2012-2013
-Конкурс плакатов «Экстремизму - нет!»
1 место – Голубь А. - 8б класс,
2 место –Акимова О. - 8б класс
-Конкурс «Рождественская открытка»
Памятные подарки
Рыльская К. – 2а класс
Мелентьева И. - 2а класс
Пахомова К. -1а класс
Владимирова А. – 3б класс
Макарова А.- 7а класс
Самойлова К.- 6б класс
-Конкурс «Елочная игрушка»
3 место - 5б класс (девочки)
-Конкурс рисунков «Пожарная безопасность»
3 место – Дымшаков Д. - 6а класс
-Конкурс декоративно- прикладного творчества «Русские ремесла»
1 место – Макарова А. - 7а класс
-Конкурс проектов
3 место – Макарова А. - 7а класс
-Олимпиада по ИЗО
3 место – Татаринова Я. - 6а класс
3 место – Индеева К. - 7а класс
2013-2014
-Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город»
2 место
-Конкурс рисунков «Осторожно огонь!»
1 место – Марьина Н. – 4б класс
2 место – Титов Н. – 4б класс
-Конкурс рисунков «Блокада Ленинграда»
2место – Макарова А. - 8а класс
Региональный уровень
2012-2013
-Региональный конкурс рисунков «С чего начинается Родина»
1 место – Стрельников Н. - 7а класс,
-Региональный конкурс рисунков «Возраст делу не помеха»
Лауреат – Титов Н.- 3б класс,
Лауреат – Марьина Н.- 3б класс
-Региональный конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе!»
1 место-Аношина А.- 1б класс
-Региональный конкурс рисунков «Здоровой нации-здоровые дети!»
2 место – Макарова А. - 8а класс
Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: посещаю уроки коллег, районные семинары, заседания методического объединения учителей города и района, научно-практические конференции, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт