Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства
Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Информационный отдел обобщения опыта.
Без зла смотри на мирозданье,
а разумом добра любви,
мир это море из благих деяний,
построй корабль и по нему плыви.
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
25 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
2. Актуальность проблемы.
Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.
3.Длительность работы над опытом.
Свой опыт работы я разделила на три этапа:
Первый этап – подготовительный
- изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;
- накопление материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.
Второй этап – формирующий
- апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению.
Третий этап – заключительный
опрос учащихся показал, что интерес учащихся к предмету не уменьшился и предмет изобразительное искусство был назван в ряду любимых и интересных предметов.
4. Технология опыта.
Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи, способствующие достижению цели:
развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:
метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
метод сравнений (для активизации мышления);
метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
метод привлечения жизненного опыта детей;
визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
словесный метод;
наглядный метод.
Формы работы:
коллективно - творческая деятельность;
индивидуально практическая деятельность;
игровые формы работы.
5. Организация учебно-воспитательного процесса.
Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:
Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.
Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация
Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
рисование акварелью (в различных видах и жанрах)
рисование гуашью
монотипия
рисование воском
рисование пятном
рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия
оттиск поролоном
рисование природным материалом
фактура металла
рисование нитками
аппликация, мозаика
коллаж
граттаж
гравюра
графика
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов. В 1 классе были созданы коллективные и групповые работы «Городок», «Чудо-дерево», «Солнечный денёк», «Осенний букет», проект «Праздничный салют!». Во 2 классе работали над такими проектами как «Портрет в подарок», «Лоскутное одеяло», «Тарелочка», создали книжку-малышку с иллюстрациями к басням Крылова. В 3 классе работали над проектами: «Кириллица», «Цветы в вазе», «Рыбки в аквариуме», «Золотая хохлома», «8 Марта», «День Победы!». В 4 классе «Поздравительная открытка», «Настольный календарь», «Альбом боевой славы».
На уроках также применяю метод ИКТ, готовые мультимедийные презентации, и используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.
Планирую использовать компьютер на уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint»
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.
6. Результативность опыта.
Обученность (успеваемость) учащихся по изобразительному искусству.
Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Анализ результатов педагогической деятельности показал, что уровень обученности (успеваемости) учащихся по предмету «изобразительное искусство» стабильно составляет 100% в течение всей педагогической деятельности.
Успешность реализации творческих способностей учащихся.
Муниципальный уровень
2011-2012
- Олимпиада по ИЗО
2 место – Казимагомедова Д.
-Конкурс «Елочная игрушка»
2 место (команда)
-Конкурс рисунков «Безопасность глазами детей»
1место - Макарова А.
2место - Косонгова М.
-Конкурс рисунков на асфальте «9 Мая»
2 место - команда
2012-2013 Олимпиада по ИЗО
2 место - Шилакина Е. -5б класс,
2 место - Казимагомедова Д.- 7а кл.,
3 место - Самойлова К. 6б класс
2012-2013
-Конкурс плакатов «Экстремизму - нет!»
1 место – Голубь А. - 8б класс,
2 место –Акимова О. - 8б класс
-Конкурс «Рождественская открытка»
Памятные подарки
Рыльская К. – 2а класс
Мелентьева И. - 2а класс
Пахомова К. -1а класс
Владимирова А. – 3б класс
Макарова А.- 7а класс
Самойлова К.- 6б класс
-Конкурс «Елочная игрушка»
3 место - 5б класс (девочки)
-Конкурс рисунков «Пожарная безопасность»
3 место – Дымшаков Д. - 6а класс
-Конкурс декоративно- прикладного творчества «Русские ремесла»
1 место – Макарова А. - 7а класс
-Конкурс проектов
3 место – Макарова А. - 7а класс
-Олимпиада по ИЗО
3 место – Татаринова Я. - 6а класс
3 место – Индеева К. - 7а класс
2013-2014
-Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город»
2 место
-Конкурс рисунков «Осторожно огонь!»
1 место – Марьина Н. – 4б класс
2 место – Титов Н. – 4б класс
-Конкурс рисунков «Блокада Ленинграда»
2место – Макарова А. - 8а класс
Региональный уровень
2012-2013
-Региональный конкурс рисунков «С чего начинается Родина»
1 место – Стрельников Н. - 7а класс,
-Региональный конкурс рисунков «Возраст делу не помеха»
Лауреат – Титов Н.- 3б класс,
Лауреат – Марьина Н.- 3б класс
-Региональный конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе!»
1 место-Аношина А.- 1б класс
-Региональный конкурс рисунков «Здоровой нации-здоровые дети!»
2 место – Макарова А. - 8а класс
Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: посещаю уроки коллег, районные семинары, заседания методического объединения учителей города и района, научно-практические конференции, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Выполнила:
Шкарина Галина Владимировна
учитель изобразительного
искусства
г. Вольск
Информационный отдел обобщения опыта.
Без зла смотри на мирозданье,
а разумом добра любви,
мир это море из благих деяний,
построй корабль и по нему плыви.
Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
23 года работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Актуальность проблемы.
Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.
Длительность работы над опытом.
Свой опыт работы я разделила на три этапа:
Первый этап – подготовительный
- изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;
- накопление материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.
Второй этап – формирующий
- апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми, систематизация художественных материалов по их применению.
Третий этап – заключительный
- опрос учащихся показал, что интерес учащихся к предмету не уменьшился и предмет изобразительное искусство был назван в ряду любимых и интересных предметов.
4. Технология опыта.
Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи, способствующие достижению цели:
развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:
метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
метод сравнений (для активизации мышления);
метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
метод привлечения жизненного опыта детей;
визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
словесный метод;
наглядный метод.
Формы работы:
коллективно - творческая деятельность;
индивидуально практическая деятельность;
игровые формы работы.
5. Организация учебно-воспитательного процесса.
Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:
Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.
Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация
Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
рисование акварелью (в различных видах и жанрах)
рисование гуашью
монотипия
рисование воском
рисование пятном
рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия
оттиск поролоном
рисование природным материалом
фактура металла
рисование нитками
аппликация, мозаика
коллаж
граттаж
гравюра
графика
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов. В 1 классе были созданы коллективные и групповые работы «Городок», «Чудо-дерево», «Солнечный денёк», «Осенний букет», проект «Праздничный салют!». Во 2 классе работали над такими проектами как «Портрет в подарок», «Лоскутное одеяло», «Тарелочка», создали книжку-малышку с иллюстрациями к басням Крылова. В 3 классе работали над проектами: «Кириллица», «Цветы в вазе», «Рыбки в аквариуме», «Золотая хохлома», «8 Марта», «День Победы!». В 4 классе «Поздравительная открытка», «Настольный календарь», «Альбом боевой славы».
На уроках также применяю метод ИКТ , готовые мультимедийные презентации, и используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки.
Планирую использовать компьютер на уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint»
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.
6. Результативность опыта.
Для выявления доли учащихся, испытывающих интерес к изучению изобразительного искусства, мной был проведен опрос со 2, 3, 4, 5, 6 по 7 «б» классы в 2014 учебном году.
Таблица 1
А) Количество учащихся, проявляющих интерес к изучению изобразительного искусства
Год
Общее количество учащихся в классах
Доля учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета
% от общего количества
2 «Б»
31
29/ 31
93
3 «Б»
17
16/17
94
4 «Б»
31
25/31
81
5 «Б»
17
14/17
82
6 «Б»
27
20/27
74
7 «Б»
17
12/17
71
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет почти каждый ученик, тогда как в 6-7 классах процент снижается. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
Б) Обученность (успеваемость) учащихся по изобразительному искусству.
Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Анализ результатов педагогической деятельности показал, что уровень обученности (успеваемости) учащихся по предмету «изобразительное искусство» стабильно составляет 100% в течение всей педагогической деятельности.
Таблица 2
Позитивная динамика уровня обученности (успеваемости) учащихся по изобразительному искусству
Класс
Кол-во уч-ся
Предмет
«5»
«4»
«3»
«2»
Успеваемость %
2б
31
изо
24
7
-
-
100
3б
17
изо
13
4
-
-
100
4б
31
изо
16
13
2
-
100
5б
17
изо
11
5
1
-
100
6б
27
изо
21
6
-
-
100
7б
17
изо
9
8
-
-
100
В) Успешность реализации творческих способностей учащихся.
Таблица 3
Результаты внеурочной деятельности учащихся (творческие работы учащихся, участие в художественных проектах, конкурсах, концертах).
Учебный год
Название мероприятия
Кол-во участников
Результат
Школьный уровень
2011-2012
Отчетный концерт художественно-эстетической студии «Волшебный мир искусства»
20
2011-2012
Организация выставки «Наши руки не для скуки».
20
2012-2013
Конкурс рисунков «Зимняя сказка»
23
1место- Казакова Е. (2 «А»класс)
2место- Морцева А. (2 «А»класс)
3место- Мелентьева И. (2 «А»класс)
2012-2013
Конкурс «Знатаков» по технологии
14
1место- Макарова А. (7 «А»класс)
2место- Шилакина Е. (5 «Б»класс)
3место- Гущина А. (5 «Б»класс)
3место- Ситникова Я. (6 «А»класс)
2012-2013
Конкурс рисунков «Моя прекрасная планета»
16
1-4 классы
Грамоты
2012-2013
Конкурс рисунков «Милая моя мамочка»
25
1-4 классы
12 грамот
2013-2014
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»
19
1-4 классы
Грамоты
2013-2014
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку»
2
1место - Макарова А. - 8а класс
2место – Ровнова Д. – 5а класс
2013-2014
Конкурс рисунков «Дружба народов»
26
1-4 классы
Грамоты
Муниципальный уровень
2011-2012
Олимпиада по ИЗО
3
2 место – Казимагомедова Д.
2011-2012
Олимпиада по технологии
3
3 место - Макарова А.
2011-2012
Конкурс «Елочная игрушка»
20
2 место (команда)
2011-2012
Конкурс «Безопасность глазами детей»
5
1место - Макарова А.
2место - Косонгова М..
2011-2012
Конкурс рисунков на асфальте «9 Мая»
15
2 место - команда
2012-2013
Олимпиада по ИЗО
3
2 место - Шилакина Е. -5б класс,
2 место - Казимагомедова Д.- 7а кл.,
3 место - Самойлова К. 6б класс
2012-2013
Олимпиада по технологии
3
3 место - Самойлова К.- 6б класс
2012-2013
Конкурс плакатов «Экстремизму - нет!»
2
1 место – Голубь А. - 8б класс,
2 место –Акимова О. - 8б класс
2012-2013
Конкурс «Рождественская открытка»
6
Памятные подарки
Рыльская К. – 2а класс
Мелентьева И. - 2а класс
Пахомова К. -1а класс
Владимирова А. – 3б класс
Макарова А.- 7а класс
Самойлова К.- 6б класс
2012-2013
Конкурс «Елочная игрушка»
14
3 место - 5б класс (девочки)
2012-2013
Конкурс рисунков «Пожарная безопасность»
4
3 место – Дымшаков Д. - 6а класс
2012-2013
Конкурс декоративно- прикладного творчества «Русские ремесла»
3
1 место – Макарова А. - 7а класс
2012-2013
Конкурс проектов по технологии
2
3 место – Макарова А. - 7а класс
2013-2014
Олимпиада по ИЗО
3
3 место – Татаринова Я. - 6а класс
3 место – Индеева К. - 7а класс
2013-2014
Олимпиада по технологии
3
3 место – Жидкова А. - 6а класс
2013-2014
Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город»
18
Грамота - 5а класс, 9а класс
2013-2014
Конкурс рисунков «Осторожно огонь!»
2
1 место – Марьина Н. – 4б класс
2 место – Титов Н. – 4б класс
2013-2014
Конкурс рисунков «Блокада Ленинграда»
3
2место – Макарова А. - 8а класс
Региональный уровень
2012-2013
Региональный конкурс рисунков «С чего начинается Родина»
4
1 место – Стрельников Н. - 7а класс,
2012-2013
Региональный конкурс рисунков «Возраст делу не помеха»
2
Лауреат – Титов Н.- 3б класс,
Лауреат – Марьина Н.- 3б класс
2012-2013
Региональный конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе!»
4
1 место-Аношина А.- 1б класс
2013-2014
Региональный конкурс рисунков «Здоровой нации-здоровые дети!»
2
2 место – Макарова А. - 8а класс
Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: посещаю уроки коллег, районные семинары, заседания методического объединения учителей города и района, научно-практические конференции, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации.