Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».»
Обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ СШ № 14 г. Волгограда Шпилевой Марии Александровны по теме: «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский
Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за отметку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе творческого интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Уроки должны проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждалась тяга к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои творческие способности.
Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, и здесь имеет место правильная организация деятельности учащихся в системе уроков окружающего мира и математики.
Одной из главных задач в организации творческой деятельности я вижу создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала. Работать над формированием творческой активности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.
Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении ребёнка, в развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании творческой активности, умении учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития творческой деятельности.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Структура и методика проводимых уроков во многом зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в распоряжении учителя. На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:
Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
Следующим этапом работы по развитию творческой активности младших школьников становится организация проектной деятельности учащихся на уроках окружающего мира, математики и во внеурочное время. Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.
В первом классе дети выполняли проект «Моя родословная», основная работа проводилась во внеурочное время. С огромным интересом осваивалась эта новая творческая деятельность. Она стала открытием не только для меня, но и для учащихся и их родителей. Итогом проектной деятельности стали интересные работы учащихся: рисунки, книжки-самоделки, рекламные вывески, коллекции дорожных знаков.
В нашем классе организована выставка проектных работ. Для представления проектов дети используют ИКТ.
Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и являются одним из эффективных способов повышения мотивации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.