kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме "Развитие предметных и метапредметных действий через учебный диалог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по теме "Развитие предметных и метапредметных действий через учебный диалог"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Развитие предметных и метапредметных действий через учебный диалог"»


Развитие предметных и метапредметных действий через учебный диалог



Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №7»

г. Кольчугино Владимирской области

Шадрова С.Г.



Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Резко возросла информированность детей. Учитель из носителя информации превращается в организатора учебной деятельности – он не преподносит истину, а учит ее находить.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог. В диалоге со сверстниками постепенно формируются самооценка, взаимооценка, происходит принятие оценки взрослого и сверстников, в учебном диалоге дети учатся управлять своими действиями и действиями партнера, а также осуществлять контроль за этими действиями.

Продуктивное взаимодействие на первых порах инициирует взрослый. Именно он «выращивает» у детей потребность не просто в общении, а в обмене мнениями, потребность в учебном споре. В самом общем смысле диалог можно определить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон. Диалог всегда согласие – несогласие, понимание – непонимание, слияние – разъединение. Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в работе различные методы и приемы диалогового обучения для формирования универсальных учебных действий (далее – УУД), чтобы научить детей вступать в диалог, работать в паре, группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения.

При организации учебного диалога в процессе обучения у обучающихся формируются следующие УУД:

1. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция.

2. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; произвольное и осознанное построение речевого высказывания; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; моделирование, анализ, синтез, выведение следствий; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство.

3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; построение речевых высказываний.

Учебный диалог продуктивен при наличии следующих факторов:

• доброжелательность;

• соблюдение правил взаимодействия;

• взаимоуважение;

• внимание к каждому;

• открытость;

• возможность для каждого высказаться и быть услышанным;

• возможность задать вопрос;

• готовность слушать и слышать;

• наличие собственной позиции и ее аргументация;

• готовность озвучить собственную позицию;

• готовность к совместному обсуждению;

• коллективное решение задачи;

• комфортность атмосферы.

Смысл технологии учебного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» учеников через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т. е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, такую работу дети могут проделать только в диалоге с учителем. Педагог волен сам выбирать виды диалога.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

• побуждающий от проблемной ситуации диалог;

• подводящий к теме диалог;

• сообщение темы с мотивирующим приемом.

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь, творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитирует творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. Но тем не менее, можно сделать вывод: все виды диалога действительно обеспечивают творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам объясняет, а затем дает задание все выучить или пересказать (традиционная методика обеспечивает репродуктивное усвоение знаний: «Пришел, услышал, заучил»).

Рассмотрим данные методы постановки учебной проблемы подробнее.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

1. Побуждающий диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

• создание проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;

• побуждения к сознанию противоречия проблемной ситуации;

• побуждения к формулированию учебной проблемы;

• принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

На уроке это происходит следующим образом: учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивая открытие путем проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приемы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у обучающихся удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Приведем примеры создания на уроках проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением».

Прием 2. «Столкновение мнений учеников».

Для уроков окружающего мира проблемные ситуации «с удивлением» или «с затруднением» организуют разными приемами: 1) одновременно преподносят ученикам противоречивые факты, теории, мнения; 2) сталкивают разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал; 3) организуют ситуации на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др. В любом случае возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», дальше побуждающий диалог.

На уроках математики можно использовать проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагается задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планируется побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинается с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тема записывается на доске, этап постановки проблемы завершается.

2. Подводящий диалог. Данный метод постановки проблемы проще, чем предыдущий, т. к. не требует проблемной ситуации. Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания учитель сначала помогает ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге старается организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога подбирается логическая цепочка посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, внимание на них не акцентируется и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаются следующие вопросы: «Ребята, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Сообщение темы с мотивирующим приемом наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся лично для каждого. Главный вопрос в этом приеме «Для чего мне это нужно знать?».

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счет использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не дает полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходиться все объяснять заново.

Приемы обучения диалогу на уроках

Очень интересны сюжетно-ролевые игры на уроках окружающего мира и литературного чтения, которые способствуют формированию коммуникативных умений учащихся, вызывают у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание» чьей-то жизни.

Ролевые игры способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, учат умению общаться.

В процессе диалога вырабатываются правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников:

- важно не только умение говорить, но и умение слушать;

- необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточной информации;

- нужно уметь задавать вопросы, помогающие обрести истину;

- критикуем идеи, а не личности.

Весь учебный процесс должен происходить при полной заинтересованности ребёнка и его непосредственном активном участии.

Использованная литература:

1. Журнал «Методист» №4, 2010 г.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

3.Песняева Н.А. Учебный диалог: Учебное пособие. М.: АПК и ППРО, 2008.

Вознесенский И. «Учебный диалог и его организация на уроке»

4.Поздеева С. «Как организовать учебный диалог в начальной школе»

5.Мельникова Е.Л. «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС»

6.Воронина М.П. «Диалог на уроке в начальной школе»// Начальная школа. – 2004.-№6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Шадрова Светлана Геннадиевна, учитель начальных классов

Дата: 19.01.2023

Номер свидетельства: 623542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок математики в 1 классе "Прибавление числа 7""
    ["seo_title"] => string(51) "urok-matiematiki-v-1-klassie-pribavlieniie-chisla-7"
    ["file_id"] => string(6) "294609"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455697256"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока " Мягкий знак на конце существительных" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "139612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417765509"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Урок  "Когда наступит лето?""
    ["seo_title"] => string(23) "urokkoghdanastupitlieto"
    ["file_id"] => string(6) "314335"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459681112"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Путешествие в Простоквашино"
    ["seo_title"] => string(32) "putieshiestviie-v-prostokvashino"
    ["file_id"] => string(6) "254973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447848875"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства