Тема : Когда наступит лето?
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.
Оборудование:
учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир»;
Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;
тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков;
картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;
листы с днями недели; с месяцами;
«волшебные годовые круги», цветные карандаши;
«мультимедийный проектор»;
раскраски на темы: зима, весна, лето, осень (для подарков учащимся).
Ход урока
1. Организационный момент. Ребята, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Им очень захотелось вместе с нами окунуться в мир знаний, узнать, что-то новое и необычное.
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
– Итак, мы начинаем наш урок.
2.Актуализация знаний.
1.Беседа
-Дети, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка и приготовил он нам загадки и вопросы. Послушайте их.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний.(Дни недели.)
2.Игра «Какой день недели?»
-Какой сегодня день недели?
-Какой день недели был вчера?
-Какой день недели будет послезавтра?
-Через сколько дней придет суббота? Воскресенье?
3.У каждого ученика лист с днями недели .
-Расставьте цифры от 1 до 7,соответствующие дням недели.
Среда | Пятн. | Понед. | Четв. | Вторн. | Воскрес. | Суббот. |
4.Работа по теме урока.
- Узнал нетерпеливый Муравьишка, когда придёт суббота и захотелось узнать, а что, догадаемся из кроссворда, который нам приготовил.
Слайд 1.
Яркое, круглое, светит днем.
Летом он длиннее, а зимой короче.
С приходом лета они появились на лугах, в садах на клумбах.
Он подает с неба маленькими капельками
-Так что же хочет узнать Муравьишка?( Когда же наступит лето?)
- Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».
- Дети, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?
А сейчас отправимся в путешествие – в путешествие по временам года.
5. Работа по теме урока.
У каждого ученика «волшебные годовые круги».
Слайд 2-3.
- Положите перед собой круг.
Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.
«Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.
Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)
- Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)
- Какое это время года? (Зима)
Слайд 4-6.
- Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.
- Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)
- Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)
- Какое это время года? (Весна)
Слайд 7-9.
- Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.
- Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)
- Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)
Слайд 10-11
- Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.
- Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)
- Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)
Слайд 12-14
- Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.
- Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)
Слайд 15.
- После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг.
-Почему эта схема называется годовым кругом?(Времена года идут друг за другом так,что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий и так без конца.)
* У каждого ученика лист с названиями месяцев.
Слайд 16
- Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.
-Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.
- Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным). - Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)
6. Работа по теме урока (продолжение).
а)Игра «Бывает – не бывает».
- Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, жара, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.
1.Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 10 и приготовьте карточки с изображением времён года.
- Отгадайте загадки и положите нужную картинку на годовой круг.
Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Слайд 17.
- Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)
Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
Слайд 18
- Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
Слайд 19
- Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая.
Слайд 20
Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
- Что же происходит в природе осенью?
(Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)
2.Работа по учебнику.
- Посмотрите, на стр.11 Муравьишка нарисовал картинки. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. (…)
Послушайте стихотворение И.Суркова и скажите, что описал автор в своем стихотворении:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют яркие цветы.
Золотом облиты
Травы и кусты
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок звонко
В воздухе звенит. (Лето)
- Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето? В каком месяце? - (Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)
– Послушайте загадки и перечислите название летних месяцев.
1.Теплый длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь).
2.Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль).
3.Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! (Август).
– Итак, какие же признаки характерны для лета? (Ответы).
4.Игра Слайд 21
– Дети, лето - это еще и ягодная пора.
Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики. Может быть, по этому лесам и полям ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники. Так пусть он живет все времена!
Представьте, что вы сидите на лесной полянке, вокруг много красивых цветов, спелых ягод, бежит маленький ручеек, вы затихаете и слышите…(запись "Пение птиц")
– Что же вы услышали? (Ответы).
– Правильно ребята это птицы.
– Что происходит в жизни птиц летом?
– Правильно.
Работа в учебнике.
– Дети, кто может сказать какого цвета лето? (Ответы).
– Какие же цвета нужно добавить к рисунку, чтобы получилось лето?
5.Работа по учебнику.
Откройте учебник на с. 42, рассмотрите рисунок, что вы на нем видите?
– Какие же цвета нужно добавить к рисунку, чтобы получилось лето?
– А теперь раскрасьте рисунок.
IV. Закрепление изученного на уроке.
– Мы много сегодня говорили о лете.
-Посмотрите на доску и продолжите цепочки
Слайд 22
Дни недели:понедельник…
Времена года:весна…
Весенние месяцы:март..
Летние месяцы:июнь..
Зимние месяцы:декабрь…
Сколько месяцев в каждом времени года?
Какое время года наступает после весны?
- Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.
(Слайд 16)
Зима,весна,лето,осень-это четыре времени года.В году двенадцать месяцев.Первый-январь.Последний-декабрь.
7. Итог урока.
– О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)
- Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.
-Так что же мы можем сказать Муравишке, когда придет лето?
- Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – веточку мимозы, а кто родился летом - ромашку.
* Дети выходят к доске по временам года и получают подарки.