Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»»
СЛАЙД Методический семинар по теме:
«Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»
Уважаемые коллеги, члены жюри!
Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.
Вашему вниманию предлагаю Методический семинар по теме: «Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»
СЛАЙД Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука…
Ценность строк Ивана Андреевича Крылова в том, что они не имеют срока давности. Меняются страны, города, люди, условия жизни, но общение остается одним из основных жизненных процессов, направленных на создание общности, на соединение разных людей.
СЛАЙД Поэтому с введением Федеральных государственных образовательных стандартов приоритетной целью школьного образования стало воспитание личности, умеющей гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А это значит, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.
СЛАЙД Коммуникативные УУД включают: управление поведением партнера, разрешение конфликтов, постановку вопросов, построение речевых высказываний, понимание позиции другого человека, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. СЛАЙД
Подробно остановлюсь на формах учебного сотрудничества, к которым относятся: СЛАЙД
- сотрудничество с самим собой;
- сотрудничество со сверстниками;
- сотрудничество с учителем.
СЛАЙД Сотрудничество с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний.
Начиная с 1 класса на уроках окружающего мира, применяю метод «Пазлы». При изучении темы «Домашние животные» ученик получает части картинки, собрав которую, видит изображение домашнего животного. Работая по алгоритму, он делает вывод, к какой группе относится это животное, описывает его особенности, рассказывает об уходе за ним.
На уроках русского языка, математики использую таблицу фиксации знаний, две колонки которой учащиеся заполняют в начале урока, а оставшуюся- в конце.
СЛАЙД Сотрудничество со сверстниками предполагает их совместную учебную работу, непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. При этом дети учатся помогать товарищу, просить у друга помощи, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.
Так, на уроке русского языка по теме «Имя существительное. Род имён существительных» в 3 классе предлагаю учащимся задание для парной работы: подобрать как можно больше слов мужского, женского, среднего рода. Учащиеся работают в парах на заранее подготовленных листах. При проверке дополняют ответы детей. Такая работа позволяет обогащать словарный запас учащихся.
Во всех классах начальной школы на уроках русского языка использую алгоритм работы в паре по подготовке к словарному диктанту, когда ученики диктуют друг другу изученные словарные слова по очереди.
На уроках литературного чтения использую приём "Пресс-конференция". Ребята, прочитав произведение, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга. При этом происходит сотрудничество со сверстниками и формирование универсальных учебных действий.
СЛАЙД Я вступаю в сотрудничество с учащимся только по инициативе школьника, по его запросу о конкретной помощи. В данной ситуации я выступаю в роли тьютора.
В случае организации сотрудничества с учителем педагог и ученики рассматриваются как равноправные партнеры. При этом педагог выступает в качестве опытного советчика и наставника, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции. Сотрудничество с учителем изменяет роль самого учителя и ученика на уроке.
Так, на уроках русского языка, математики, окружающего мира использую приём "Лови ошибку!" Даю детям правила, формулы, тексты, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор. Это позволяет ученику выступать в роли учителя.
Таким образом, использование в своей работе педагогики сотрудничества, позволяет мне обеспечить социальную компетентность учащихся, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
СЛАЙД Такая работа дает определенные результаты. При проведении исследований по определению уровня сформированности коммуникативных УУД в 1 классе 72% учащихся имели низкий и средний уровень и только 28% - высокий. В 4 классе 67 % имели высокий уровень.
СЛАЙД Также увеличилось количество участников, призеров и победителей различных олимпиад, конкурсов, проектов.
СЛАЙД Все эти годы я не только учитель, но и классный руководитель. Я считаю, что воспитание – процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается во внеурочной деятельности.
Мой класс - девчонки и мальчишки, Такие разные они: Одни рисуют, любят книжки, Других компьютер так манит!
Потехе час и время делу: Мой класс к успеху устремлен, Талантом, я признаюсь смело, Ребенок каждый наделен.
Вхожу я в класс свой, улыбаясь, И вижу блеск ответных глаз. Детей люблю, для них стараюсь, Ведь класс мой – самый классный класс!