kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональный информационный проект по исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования систем образования, предполагающих воспитание действенно-свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Особенно это важно в начальной школе.

С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, основным видом деятельности становится учебная деятельность, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).

Те изменения, которые происходят в современном обществе и школьном образовании, требуют развития новых способов образования, включения новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности, формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Наибольшую популярность в последнее время приобретает проектная деятельность, так как она влияет на формирование организационно-деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения), коммуникативные качества (взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира, разные социальные роли в группе и коллективе).

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы подтверждается следующим противоречием: все педагоги признают необходимость организации проектной деятельности в начальной школе, но отмечают недостаточный уровень освещенности этого вопроса в учебно-методических комплектах для начальной школы, в том числе и для внеурочной деятельности.

Разрешение названного противоречия предполагает увеличение материалов, освещающих опыт реализации проектов в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Цель выпускной квалификационной работы: изучение особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе с младшими школьниками.

Объект исследования: процесс организации проектной деятельности в начальной школе.

Предмет исследования: организация проектов в рамках внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», описать структуру проектов, дать характеристику их видам.

3. Выяснить возможности и особенности организации проектной деятельности в рамках внеурочной работы.

В работе были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

- эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, экспресс- диагностика, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент);

- методы математической статистики.

Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические основы организации проектной деятельности младших школьников» даются определения основных понятий исследования, раскрывается их сущность, проводится теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Вторая глава посвящена описанию хода и результатов опытно-экспериментальной работы по организации проектов в рамках внеурочной деятельности младших школьников.

В заключении проводятся выводы, сделанные в ходе исследования.

Список используемой литературы включает 37 источников.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования систем образования, предполагающих воспитание действенно-свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Особенно это важно в начальной школе.

С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, основным видом деятельности становится учебная деятельность, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).

Те изменения, которые происходят в современном обществе и школьном образовании, требуют развития новых способов образования, включения новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности, формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Наибольшую популярность в последнее время приобретает проектная деятельность, так как она влияет на формирование организационно-деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения), коммуникативные качества (взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира, разные социальные роли в группе и коллективе).

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы подтверждается следующим противоречием: все педагоги признают необходимость организации проектной деятельности в начальной школе, но отмечают недостаточный уровень освещенности этого вопроса в учебно-методических комплектах для начальной школы, в том числе и для внеурочной деятельности.

Разрешение названного противоречия предполагает увеличение материалов, освещающих опыт реализации проектов в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Цель выпускной квалификационной работы: изучение особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе с младшими школьниками.

Объект исследования: процесс организации проектной деятельности в начальной школе.

Предмет исследования: организация проектов в рамках внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», описать структуру проектов, дать характеристику их видам.

3. Выяснить возможности и особенности организации проектной деятельности в рамках внеурочной работы.

В работе были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

- эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, экспресс- диагностика, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент);

- методы математической статистики.

Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Во введении раскрывается актуальность, цели, объект, предмет и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические основы организации проектной деятельности младших школьников» даются определения основных понятий исследования, раскрывается их сущность, проводится теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Вторая глава посвящена описанию хода и результатов опытно-экспериментальной работы по организации проектов в рамках внеурочной деятельности младших школьников.

В заключении проводятся выводы, сделанные в ходе исследования.

Список используемой литературы включает 37 источников.

 

Просмотр содержимого документа
«профессиональный информационный проект по исследовательской деятельности »

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников через применение проектных технологий

Проектная деятельность может осуществляться как в  урочное время, так во внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Согласно ФГОС НОО организация занятий внеурочной деятельности осуществляется по основным направлениям развития ребенка (спортивно-оздоровительное, общекультурное, образовательное, социальное, духовно-нравтсенное).

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

В нашей школе работают кружки по интересам, часто используют проекты.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты: длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые. коллективные.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат: для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.

После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески – развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

В ходе проектной деятельности дети приобретают важные умения и навыки, а именно работать самостоятельно, использовать различную информацию, уметь использованную информацию переработать и систематизировать, уметь пользоваться ресурсами компьютера, делать презентации.

Учащиеся начальной школы МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района Саратовской области принимают активное участие в проектной деятельности.

В 2-4-ых классах проводятся классные проектные конкурсы. Тема проектных работ выбирается учащимися самостоятельно и свободно. В проектную деятельность учителя стараются привлечь ребят как индивидуально, так и группой. Все работы обязательно просматриваются, делаются необходимые выводы, намечаются пути решения и исправления недостатков. Но в обязательном порядке каждый ученик поощряется за работу. Это может быть оценочное выражение или награждение почётными грамотами, дипломами. Учащиеся лучших работ выступают в городских конкурсах.

Возможно, ребята не займут призовых мест, но самое главное – приобретут опыт выступления перед большой аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Возможно, увидят некоторые недочёты в своей работе. Такое участие в конкурсе позволит ребятам сделать соответствующие выводы, появится стремление продолжить работу над проектом.

В МБОУ «СОШ № 18» ЭМР созданы были разные экспериментальные площадки, в рамках которых я участвовала.

В рамках площадок «Семья и школа – грани сотрудничества» использовалась педагогическая технология на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала с использованием технологии «Диалог культур» В.С. Библера, С.Ю. Курганова.

Рассмотрим приемы включения учащихся в проектную деятельность на уроке.

На этапе «Выделения проблемы и постановки целей» используются следующие приемы:

- «Похвали – поругай» (каждую вещь можно рассмотреть с двух противоположных точек зрения с «хорошей» и «плохой»);

-«Найди лишнее»;

-«Найди ошибку»;

-«Общее – различное»;

-«Знаю – хочу знать – узнал»;

-«Веер целей.

На этапе выдвижения гипотезы используются приемы:

- «кластер» (с предметами);

- «поток сознания» (с чувствами, ассоциативный ряд);

- «раскадровка» (алгоритм расположения рисунков в логическом порядке);

- «системный оператор» (предмет или объект в прошлом, в будущем, как часть и как целое);

- «подбери подходящий объект»;

- «наведение».

Например, на уроке русского языка по теме «Части слова. Корень» учащимся предлагается наблюдение на рядом слов: хлеб, бережок, хлебный, побережье, хлебушек, бережёт.

Задание: запишите однокоренные слова группами.

Возникла проблема.

Ребята нашли «лишнее» слово.

Учащиеся распределяют слова на группы:

1) хлеб, хлебушек, хлебный,

2) бережок, побережье.

«Лишнее» - бережет, т. к., несмотря на то, что корень у этого слова тоже -береж-, значение у этого слова иное, не связано со словом берег.

- Так как не ошибиться в подборе однокоренных слов?

Учащиеся предлагают идею.

- Нужно вдумываться в смысл слова.

Метод проектов активно реализуется в нашей школе и в урочной и во внеурочной деятельности.

В 2013-2014 учебном году в 4 классе в рамках внеурочной деятельности реализовались проекты «Семейные традиции», «Осенние посиделки», «Новогодняя мастерская Деда Мороза», «Подарок маме» и «Пасхальник».

В проекте «Осенние посиделки» на подготовительном этапе прошла экскурсия по школьному саду, беседа «Что нам осень принесла». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации.

На этапе проектирования прошла беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени».

Далее наступил самый ответственный, практический этап.

Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», экскурсия в музей, изготовление рисунков на осеннюю тематику «Краски осени», разучивание песен об осени. В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями). Беседа о том , что осень- любимая пора А.С. Пушкина.

На заключительном этапе проекта были представлены поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, конкурс стихов об осени, презентация.

В проекте «Новогодняя мастерская Деда Мороза» на подготовительном этапе прошла экскурсия по зимнему парку, проведена беседа «Новогодние традиции», «Семейные традиции в Новый год».

На этапе проектирования прошла беседа «Как встречают Новый год в разных странах».

Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Изготавливались рисунки «Мы рисуем Новый год», «Новогодняя открытка», происходил сбор материала: «Снегуркины загадки», сбор фотографий, открыток о зиме, разучивались стихи и песни о зиме.

На заключительном этапе прошел «Новогодний калейдоскоп», где были представлены результаты работы учащихся. Приняли участие в школьном проекте «Стенгазета « Поздравления Дуда Мороза»», была идея –поздравить лесных жителей.

Следующий проект «Подарок маме».

На подготовительном этапе с ребятами провелись беседы «Разговор о маме», «За что я люблю свою бабушку».

На проектировочном этапе проекта в рубрике «А знаете ли вы, что в день 8 марта…» прошла беседа «История возникновения праздника».

Далее начался практический этап. Это: изготовление подарков «В подарок маме», сбор материала и подготовка сообщений по теме «Знаменитые женщины России и мира», «Узнай меня» (конкурс детских фотографий одноклассников в разные годы жизни), оформление стенгазеты «Мой самый любимый и замечательный человек» (рассказы о маме), подготовка альбома стихов, загадок, пословиц о маме, изготовление рисунков «Мама, милая мама». Приняли участие в школьном конкурсе «Открытка маме». Провели праздник « Для мамочки моей...» Настя Гурьянова прочитала авторское стихотворение « Помощница», которое было опубликовано в «Новой газете» за 2012 год №12. Прошло родительское собрание совместное с учащимися на тему « Моя роль в семье»

На заключительном этапе проекта прошел концерт + компьютерная презентация «Мама – самое прекрасное слово» с прочтением самых нежных слов о маме из сочинений самих учащихся. Эмоциональный эффект произвел впечатление не только на родителей, но и на учащихся, это оказался любимым проектом в году.

Проект «Пасхальник».

На подготовительном этапе прошла беседа «Почему праздник Пасхи относится к христианским?

На этапе проектирования провелась беседа «Что такое традиция, символ и обычай?» Шла речь о колокольном звоне и его роли в празднике.

Далее начался самый основной этап, практический. Здесь формировалось умение работать в группе, ребята готовили сообщения «Почему Пасха называется так?» Сбор материала о Пасхе, о традициях, работа с источниками информации проходила под руководством учителя. Изготавливались рисунки и сувениры на пасхальную тематику, знакомились с различными видами росписи яиц.

На последнем, заключительном этапе прошло чаепитие с пасхальными играми и выбором лучших работ, которые отправились на выставку города.


Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации; стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески.

Использование Интернет-среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести:

  • свободную переписку;

  • информационный обмен;

  • электронные встречи;

  • проведение совместных наблюдений;

  • подготовку совместных публикаций;

  • участие в игровом имитационном моделировании;

  • выполнение уникальных совместных проектов;

  • создание баз данных;

  • социальные проекты;

  • выпуск электронных газет.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.

Сейчас наши ученики являются активными участниками дистанционных конкурсов, олимпиад, проектов. Так, например, Зенин Никита в 2014 году занял 1 место в школьном конкурсе проектов «Радуга талантов» с презентацией «Есть ли пимять у воды?», Шпак Кирилл в 2013 году принял участие в литературно-творческом конкурсе для учащихся 3-4 классов «Путешествие по книжной Вселенной Михалкова» с презентацией, содержащей аннотации и детские рисунки к произведениям писателя и занял почётное 2 место в номинации « Как бы жили мы без книг».

Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

  • повышению активности и самостоятельности учащихся;

  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

  • осознанию учеником ценностей совместного труда;

  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению разных предметов;

  • эстетическому воспитанию;

  • формированию высокой информационной и общей культуры современного общества.

Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Это подтверждает эксперимент, проведённый в 4 «Г» классе МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района Саратовской области.




Анализ опыта организации проектной деятельности младших школьников 4 «Г» класса МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Обращение к проблеме организации метода проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности считаю актуальным в условиях реализации ФГОС НОО.

Для изучения возможностей проектной деятельности как средства организации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на базе МБОУ «СОШ № 18 г. Энгельса» Саратовской области был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 «Г» класса в количестве 22 человека. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (экспериментальная группа – 12 человек, контрольная – 10 человек).

Эксперимент состоял из трех этапов (таблица 1).

Таблица 1

1этап

Изучение теоретических аспектов игровых технологий в начальной школе и опыта работы передовых педагогов, работающих в данном направлении.

1. Изучение мотивации младшего школьника к обучению.

2. Входящие диагностики внутренних мотивов обучения.


2этап


1. Постановка целей и задач для повышения качества образования по математике в целом.

2. Систематизация уроков, дидактического материала, наглядных пособий, диагностик, методик и средств, влияющих на повышение качества образования учащихся.

3. Практическое применение проектной деятельности и приёмов на уроках математики и во внеурочной деятельности


3этап


Повторная диагностика уровня развития познавательной деятельности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах. Анализ полученных результатов.



Остановимся подробнее на описание каждого этапа.


1 ЭТАП – КОНСТАТИРУЮЩИЙ

Для выявления уровня развития познавательной деятельности младших школьников были выделены следующие критерии и показатели:

  • когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

  • мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

  • эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

  • действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития познавательной деятельности у младших школьников: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов, нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и подсказку, выполняют задания до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которые приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня развития познавательной деятельности использовались метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела.

В процессе наблюдения отметили наличие следующих проявлений у младших школьников:

  • Отличается прилежанием к учению.

  • Проявляет интерес к предмету.

  • На уроках эмоционально активен.

  • Задает вопросы, стремится на них отвечать.

  • Интерес направлен на объект изучения.

  • Проявляет любознательность.

  • Самостоятельно выполняет задание учителя.

  • Проявляет устойчивость волевых устремлений.

Результаты, полученные в ходе наблюдений размещены в таблице 2.



Таблица 2

Показатели уровня сформированности познавательных интересов на констатирующем этапе эксперимента

Критерии

Когнитивный

Мотивационный

Эмоционально-волевой

Действенно-практический

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эксперимен-тальная

4

7

1

3

6

3

2

7

3

2

8

2

Контрольная

2

7

1

1

7

2

1

7

2

2

6

2


На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной деятельности находилось 13,06 % детей. Данная подгруппа получила условное название «Исполнители». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов, нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа исполнения той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

На среднем уровне (поисково-исполнительском) познавательной деятельности оказалось 62,42% детей. Эта группа детей, получившая название «Жаждующие», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к учителю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Наименьшее количество детей 18,16 % находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной деятельности. Данная подгруппа детей, условно названная «Всезнайки», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Результаты диагностики по группам в процентном отношении представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты констатирующего этапа (%)

Критерии

Когнитивный

Мотивацион-ный

Эмоционально-волевой

Действенно-практический

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

18,1

31,78

44,54

13,63

27,27

13,63

9,08

31,78

13,63

9,08

36,32

9,08

Контрольная группа

9,08

31,78

44,54

4,54

31,78

9,08

4,54

9,08

9,08

9,08

27,27

9,08


В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено:

13,06% всех испытуемых имеют низкий уровень развития познавательной деятельности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

62,42% испытуемых показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

18,16% детей имеют высокий уровень развития познавательной деятельности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результатов, которые приносят им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной деятельности, что говорит о необходимости их развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь ниже.


2 ЭТАП – ФОРМИРУЮЩИЙ

Цель работы на данном этапе – показать, как средствами проектной деятельности можно развить у учеников познавательный интерес, чтобы на уроках математики детям было нескучно, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки, творчества.

Основные задачи:

    • Выяснить состояние данной проблемы в работе.

    • Изучить данный вопрос в периодической печати и научной литературе.

    • Систематизировать материал по организации и подбору материала для уроков математики в период её изучения.

Форма организации образовательного процесса: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы деятельности:

  1. Ежеурочное применение игрового материала.

  2. Контрольно-оценочная деятельность.

  3. Мониторинг качества образования по математике.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение качества знаний по предмету.

  2. Высокая познавательная активность на уроках математики.

Эмоциональная атмосфера на уроках может создаваться за счет материалов занимательного характера: пословиц и поговорок, загадок и шарад о цифрах, фразеологизмов и различных кроссвордов по теме,а также материалах о людях науки ( например: о Пифагоре или различные версии о таблице умножения).

Использование метода проектов на занятиях дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

Технология проектов хорошо уживается и с серьезным учением. Включение в урок проектную деятельность позволяет сделать образовательный процесс интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится и проектной деятельности и во внеурочное время.

Какое же место должен занимать проект на уроке?

Важно одно: чтобы он помог достичь цели.

Использование проектов на уроке должно быть разумным. Применяемая проектная технология должна находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление проекта. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать на уроке определенное эмоциональное настроение.

На таких уроках ставиться цель привить любовь к предмету учащимся с разными способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть победителями. Следовательно, включение в учебный процесс даже элементов проектной деятельности приводит к тому, что учащиеся, увлеченные самостоятельной добычей знаний, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако проект не должен быть самоцелью, а должен служить средством развития интереса к предмету, поэтому при его организации следует учитывать и возрастные особенности и разноуровневую готовность учащихся.

Таким образом, проектная деятельность на уроках начальной школы просто необходима. Ведь только при включении на уроке и во внеурочной деятельности современных технологий ,скучное становится интересным .


3 ЭТАП – КОНТРОЛЬНЫЙ

Цель данного этапа: определить эффективность специально организованные занятия с использованием проектных технологий.

Полученные данные показали, что уровень развития познавательной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих знаний стал различным но не намного и не во всех показателях приведённых выше критерий (таблицы 4, 5).




Таблица 4

Показатели уровня сформированности познавательных интересов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Группа

Когнитивный

Мотивационный

Эмоционально-волевой

Действенно-практический

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Констатирующий этап эксперимента

Эксперимен-тальная

4

7

1

3

6

3

2

7

3

2

8

2

Контрольная

2

7

1

1

7

2

1

7

2

2

6

2

Контрольный этап эксперимента

Эксперимен-тальная



12



12



12



12

Контрольная



10



10



10



10


Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.




Таблица 5

Результаты констатирующего и контрольного этапов (%)

Критерии

Когнитивный

Мотивацион-ный

Эмоционально-волевой

Действенно-практический

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий этап эксперимента

Экспериментальная группа

18,1

31,78

44,54

13,63

27,27

13,63

9,08

31,78

13,63

9,08

36,32

9,08

Контрольная группа

9,08

31,78

44,54

4,54

31,78

9,08

4,54

9,08

9,08

9,08

27,27

9,08

Контрольный этап эксперимента

Экспериментальная группа

9,08

36,32

13,63

9,08

31,78

9,08

4,54

36,32

13,63

9,08

36,32

9,08

Контрольная группа

9,08

36,32

4,54

4,54

31,78

9,08

13,63

27,27

4,54

9,08

27,27

9,08


Сравнение результатов уровня развития познавательной деятельности в отношении когнитивного критерия (познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.

В контрольной группе, где проводились традиционные занятия, не произошло значительных изменений в уровне развития познавательной деятельности (диаграммы 1, 2):

  • количество детей с низким уровнем сохранилось 9, 08% (2 чел.),

  • количество со средним уровнем увеличилось с 31,78% (7 чел.) до 36,32% (8 чел.),

  • количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательной деятельности осталось неизменным 4,54% (1 чел.).

Диаграмма 1 Диаграмма 2


В экспериментальной группе, в которой проводились занятия с использованием проектных технологий технологий, произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности (диаграммы 3, 4):

  • низкий уровень развития познавательной деятельности сократился с 18,1 % (4 чел.) до 9,08 (2 чел.),

  • средний уровень вырос с 31,78 % (7 чел.) до 36,32% (4 чел.),

  • высокий уровень тоже вырос с 4,54% (1 чел.) до 13,63% (3 чел.).


Диаграмма 3 Диаграмма 4


Сравнение результатов уровня развития мотивационной сферы познавательной деятельности, до проведения формирующего эксперимента и после проведения, позволяет сделать следующие выводы (диаграммы 5, 6):

в контрольной группе не произошло изменений в уровне развития познавательной деятельности.

Диаграмма 5 Диаграмма 6


В экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне развития мотивационной сферы познавательной деятельности:

  • низкий уровень развития познавательной активности уменьшился на 1 человека;

  • средний уровень с 27,27% (6 чел.) вырос до 31,78% (7 чел.),

  • а вот высокий уровень развития познавательной деятельности уменьшился на одного человека.

Диаграмма 7 Диаграмма 8


Сравнение результатов уровня развития познавательной деятельности в отношении эмоционально-волевой сферы познавательной активности внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

в контрольной группе произошли изменения в уровне развития познавательной деятельности: количество детей

  • с низким уровнем выросло на 2 человека,

  • со средним уровнем возрасло количество с 2 до 6 человек,

  • количество детей с высоким уровнем развития эмоционально-волевой сферы сократилось на 1 человека.


Диаграмма 9 Диаграмма 10


В экспериментальной группе произошли следующие изменения в уровне развития эмоционально-волевой сферы познавательной деятельности:

  • низкий уровень развития познавательной деятельности снизился на 1 человека,

  • средний уровень не изменился ,

  • высокий уровень развития познавательной деятельности также не изменился.


Диаграмма 11 Диаграмма 12


Сравнение результатов уровня развития познавательной деятельности в отношении действенно-практической сферы познавательной активности до проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы:

  • в контрольной группе значительных изменений в уровне развития действенно-практической сферы познавательной деятельности не произошло;

  • количество детей с низким уровнем не изменилось 9,08% (2 чел.),

  • количество детей со средним уровнем не изменилось 27,27% (6 чел.),

  • количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательной деятельности также не изменились.


Диаграмма 13 Диаграмма 14


В экспериментальной группе произошли изменения в уровне развития действенно-практической сферы познавательной деятельности:

  • с низким уровнем развития познавательной деятельности детей не изменилось,

  • средний уровень не изменился 36,32%,

  • высокий уровень сохранил свои показатели 9,08%




Диаграмма 15 Диаграмма 16


Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной деятельности, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента:

- практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом;

- у детей появился момент «обдумывания» – когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет время, внимательно изучает задание и пытается найти новое решение (если случайно, в процессе получался какой-то результат, которого ребенок не ожидал, он был ему бесконечно рад).

Анализ всех полученных данных свидетельствует:

1. После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной деятельности детей экспериментальной и контрольной групп стал незначительно, но отличаться: у детей экспериментальной группы уровень познавательной деятельности значительно вырос, в то время как у детей контрольной группы остались без изменений.

2. К концу эксперимента эмоциональная вовлеченность и инициативность, целенаправленность возросла, хотя на высоком уровне сохранилась.

3. Во время контрольного эксперимента дети проявили более эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальной группе значительно увеличилось число вопросов. Около половины детей задавали от 3 до 6-7 вопросов. Таким образом, формируясь в процессе продуктивной познавательной деятельности, познавательная активность обнаружила себя и в образном плане, требующем воображения и некоторого отрыва от непосредственной ситуации.

Данный эксперимент позволил доказать, что познавательная деятельность имеет свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием проектных технологий.

Результаты исследования убеждают в значимости организации и проведения занятий с использованием проектных технологий в качестве средства организации познавательной деятельности детей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
профессиональный информационный проект по исследовательской деятельности

Автор: Сычёва Юлия Владимировна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций"
    ["seo_title"] => string(127) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-studientov-kak-faktor-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii"
    ["file_id"] => string(6) "249703"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446965246"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Программа элективного курса для учащихся 7-11 классов "Исследовательская деятельность по физике" "
    ["seo_title"] => string(110) "proghramma-eliektivnogho-kursa-dlia-uchashchikhsia-7-11-klassov-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-po-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "175983"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424347448"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»  1 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-kursa-osnovy-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145793"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418996581"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Профессиональное самоопределение учащихся на технические виды  деятельности с применением новых технологий» на 2009-2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(160) "profiessional-noie-samoopriedielieniie-uchashchikhsia-na-tiekhnichieskiie-vidy-dieiatiel-nosti-s-primienieniiem-novykh-tiekhnologhii-na-2009-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "113872"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411105133"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства