kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача уроков чтения - нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»»



«Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»



Коковина Оксана Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ «Михайловская СОШ им.Костенко В.Г.»

Вот уже 25 лет я работаю в школе, за это время не один раз менялись учебники, переиздавались программы. Да и дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Мне нужно еще много сделать, чтобы воспитать в детях нравственное чувство, воспитать в них доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.

В этом плане велика роль уроков литературного чтения.

По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве».

Поэтому главная задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.

Я работаю по программе «Гармония», используя в работе учебники О.В.Кубасовой. В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, сказок, пословиц, поговорок, летописей, поучений и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.С.Пушкин и т.д.), наполненных «светлым» мироощущением.

Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, а также способствует в формировании знаний о моральных качествах человека.

Я наблюдаю, как на моих уроках литературного чтения дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Начну с того, что нравственное начало пронизывает всю практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это я стараюсь опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока литературного чтения.

Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и задач стараюсь разнообразить работу, используя различные приёмы:
1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами, литературное произношение которых не всегда соответствует тому, что слышат дети (например: цепочка, алфавит и др.). Используется чтение «спринт», «разведка», «снежный ком».
2) Ритмичное чтение.

3) Ежедневно работаем со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем. Стараемся в каждой найти свою историю, проанализировать её.
4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок.

В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Они утверждают благородную силу труда и науки («Красна птица пером, а человек уменьем»), любовь к родине («Человек без родины, что соловей без песни»), самоотверженность («Смелость силе воевода»), говорят о любви и дружбе («Согласье крепче каменных стен»), о силе коллектива («Дружно не грузно, а врозь хоть брось»). В то же время они осуждают лень, ложь, измену, трусость, болтливость.
5) Широко использую работу в группах, как при проверке домашнего задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением читают по очереди. По окончании обязательно задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Это приучает детей находить не только отрицательные стороны в работе товарища (а они очень критичны), но и уметь сказать друг другу тёплое слово поддержки.
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Моя главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества детей и оставляет у них ощущение праздника.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении.



Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме.Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В своей практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.

Итог урока предлагаю подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет мне избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка» Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении английской сказки «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча» B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово». Пермяк «Некрасивая Елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.

Так в литературной сказке Пермяка «Некрасивая Елка» после обмена мыслями о прочитанной сказке и проверки заданий, выполненных в тетрадях, учащиеся переходят к обсуждению группы вопросов, расположенных в учебнике:

– Почему Ёлку не любили её лесные собратья?

– Правильно ли относиться друг к другу, оценивая только по внешности? Почему?

– Какая русская поговорка выражает эту мысль? (По одёжке встречают, по уму провожают.)

– Почему Сказочник любил Ёлку и всячески старался защитить её?



В учебниках Кубасовой О.В. подобраны литературные произведения, которые формируют установки и идеалы у школьников (таблица 1).



Таблица 1



Формирование ценностных установок и идеалов на уроках литературного чтения

Установки и идеалы

Авторы, произведения

В природе нет ничего лишнего, “вредного”; каждый элемент природы – будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает природное равновесие.

В. Сухомлинский “Пусть будут Соловей и Жук”, Э.Шим “Жук на ниточке”, “Очень вредная крапива”


Ценности, оставленные нам в наследство и передаваемые из поколения в поколение: “Как аукнется, так и откликнется”, “За добро добром платят”.

Русская народная сказка “Лиса и Журавль”, дагестанская сказка “Храбрый мал ьчик”

Если у тебя сердце отважного, мужественного, стойкого солдата, то, несмотря на клоунский наряд, ты таким и останешься и докажешь это в смертельном бою.

С. Воронин “Храбрый клоун”


Надо уметь себя защищать.

Ю. Юнгер “Белая роза”


Уметь видеть красоту природы вместе с автором, любившим свой край.

С. Есенин “Черёмуха”, М. Исаковский “Ветер”, В. Рахманов “Одуванчики”

У каждого человека есть дело, приносящее пользу людям, в том числе и себе самому.

С. Баруздин “Стихи о человеке и его делах”, В. Голявкин “В шкафу”

Надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро и красоту.

С. Пермяк “Волшебные краски”


Надо быть настоящим преданным другом, не менять своих друзей

В. Осеева “Добрая хозяюшка”, “Три товарища”


Развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты делаешь доброе дело действительно для людей, то делай его безвозмездно.

И. Дик “Красные яблоки”, В. Осеева “Просто старушка”

Воспитание любви к своей стране, любви, которая вырастает из неразрывной связи поколений. Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны.

К. Ушинский “Наше Отечество”, В. Орлов “Родное”, П. Воронько “Лучше нет родного края”, Г. Ладонщиков “Скворец на чужбине”



В преддверии майских праздников практически на каждом уроке мы говорим о той знаменательной дате, которую отмечает наша страна в мае месяце. Это годовщина со Дня Победы. 22 июня 1941 года война постучалась в каждую семью, коснулась всех, поэтому ребята не остаются безучастными к рассказам о пионерах – героях, подвигам солдат, труженикам тыла, приближавшим победу у станков. С большим интересом ученики посещают музеи, выставки, слушают рассказы ветеранов ВОВ, принимают участие в концертах, организованных для ветеранов. Ребята участвовали во всероссийском конкурсе рисунков “Галерея Великой победы.

На эту поисково–исследовательскую деятельность ребята были смотивированы на уроках литературного чтения в процессе изучения очерка К. Ушинского “Наше Отечество”, стихов поэтов о родном крае.

Методические рекомендации к проведению уроков литературного чтения.

Очерк К.Ушинского “Наше Отечество”

Ребята определяют лексическое значение слов: Отечество, родина, государство. Знакомятся с символами нашей страны (флагом, гербом), делают доклады о гимне, гербе и флаге России. Затем учитель знакомит учащихся с текстом.

После первичного восприятия ученикам предлагаются разноуровневые вопросы:

1 уровень: найди из текста и прочитай, почему мы зовём Россию Отечеством, родиной, матерью.

2 уровень: как вы объясните смысл следующих пословиц:

ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ.

РОДИНА – МАТЬ, УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ.

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.

ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА

- Какая из данных пословиц соответствует содержанию текста?

3 уровень: какая пословица из выше перечисленных лишняя и почему? Определи, о чём этот текст?

Данные задания помогают детям осознать свою причастность к великому государству, они учатся любить, уважать, ценить свою страну, заботиться о ней. Дети говорят о том, что любовь к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Они видят в своей Родине мать, которая верит в их будущее, надеется на них, что в трудный момент они защитят её, как это сделали в прошлом их деды, прадеды…

С. Есенин “Черёмуха”

Анализируя стихотворение С. Есенина “Черёмуха”, мы обращаем внимание на то, как поэт ценил свой край, весеннюю природу, видел и замечал то, на что не обращали внимания другие.

Цель урока: продолжить формирование таких ценностей, как любовь к своему краю, бережное отношение к природе.

Перед прочтением стихотворения ребятам задаётся вопрос, который нацеливает их на внимательное слушание, например:

- Почему автор так назвал стихотворение?

- Что вы почувствовали во время слушания стихотворения?

- Что автор хотел сказать в этом стихотворении?

После прочтения стихотворения учителем ребята отвечают на поставленные вопросы, выражают своё отношение, свои чувства и эмоции, делятся впечатлениями.

Стихи С. Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства, и одно из них - любовь. Ею наполнена окружающая нас природа, она проявляется в отношениях между людьми.

Рефлексия: ребята отвечают на вопросы:

- Что произвело наибольшее впечатление?

- Что нового узнали?

- Какие задания показались интересными?

- Для чего нужна такая работа со стихотворениями?



Домашнее задание носило разноуровневый характер:

1 уровень: подготовить выразительное чтение стихотворения “Черёмуха”.

2 уровень: красками нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

3 уровень: выучить стихотворение наизусть.

4 уровень: сделать письменный анализ стихотворения по плану.



Правильно заданные вопросы являются фактором, формирующим личность ребёнка, воспитывающим в нём определённые психические, интеллектуальные и морально – этические качества. Выражение учащимися в ответах своих этнических взглядов, идеалов, своего отношения к различным сторонам действительности, фактам повседневной жизни, к поступкам литературных героев являются значимыми для ценностной ориентации учеников.





В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

Автор: Коковина Оксана Николаевна

Дата: 07.10.2016

Номер свидетельства: 347850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Оптимизация нравственно-духовного воспитания младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(72) "optimizatsiia-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "193821"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427699858"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) ""Организация работы с текстом как средство формирования нравственных качеств личности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_raboty_s_tekstom_kak_sredstvo_formirovaniia_nravstvennykh_kachestv"
    ["file_id"] => string(6) "561376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603728857"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства