Хочу немного поделиться работой по организации взаимодействия учителя и обучающихся на разных этапах урока, рассказать о приемах и методах, которые использую на уроках, чтобы вызвать интерес к теме, размышление о прочитанном, желание индивидуальных или коллективных поисков. Задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Работая над рассказом Л. Н. Толстого «Ребята и утята», применила прием «Фишбоун». Дети смогли выделить основные события и сделали вывод: добра в рассказе больше. Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать свое поведение. Работая над рассказом Л. Н. Толстого «Котенок», использовала метод «РАФТ». Детям дается задание написать письмо. Метод способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах. Дети дают в сочинении нравственную оценку событиям и личностям. Работая над произведением Л. Н. Толстого « Лев и собачка» применила прием «Синквейн» на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Выделили нравственную сущность: преданность и настоящая, крепкая дружба. Работая с биографией Л. Н. Толстого, применила прием «Корзина идей», вспомнили что всплывает в памяти, когда звучит имя Льва Николаевича. Сделали вывод: выделили характерные черты: добрый, отзывчивый человек. Прием «Инсерт» помогает отслеживать понимание пройденного на уроке. Сделали вывод: выделили характерные черты: справедливый. Работая с приемом «Кластер», сделали вывод, что произведения Л. Н. Толстого, учат добру, уважению, честности). Сегодня я хочу познакомить вас с моей педагогической находкой, на мой взгляд, достаточно интересной и эффективной - это технология – интеллект-карт и создание лэпбука. “Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. ... При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. На уроке по теме В.В. Бианки «Мышонок Пик» я использую интеллект-карту для составления характеристики главного героя, что вызывает глубокое волнение за судьбу главного героя. Такая карта помогает составить рассказ о главном герое и легко воспроизвести текст. Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Применив прием «Составление лэпбука» о творчестве Л. Н. Толстого, дети смогли выделить главное (все произведения учат добру, уважению, порядочности), систематизировать информацию, делать сравнение, сотрудничать, работать в группах. В нашем классе создан мини-центр творчества, где собран занимательный материал, инструменты, папочки, конвертики для создания лэпбуков, кукол для кукольного театра, живых реклам и т. д. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда руки так и тянутся вверх, - вот что я вижу на своих уроках, когда применяются такие интересные приемы и методы… Также ребята ведут читательские дневники, собирают в альбомы интересные находки (крылатые выражения, фразеологизмы, рисунки). Создан альбом «Веселые фразеологизмы» с рисунками и играми (игры разрабатывались совместно с детьми). Создан альбом «Биография писателей» с кроссвордами, кроссворды дети сочиняли совместно с родителями. Многие изучаемые на уроке художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активизирует мысль ребенка. На уроке возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, дети общаются между собой, влияют друг на друга. И самое главное: на уроках никогда не навязываю своего мнения, а лишь приглашаю к дискуссии. Право каждого – самостоятельно принимать решение, отстаивать свою точку зрения. Этому же учу и детей. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт, заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации. Работая над произведением, уделяю внимание ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам (переживание радости по поводу того, что зло наказано, что герой победил; переживание возмущения от поступков «плохих персонажей, которые причиняют неприятности и зло другим людям; гордость и восхищение смелостью, отвагой, мужеством героя» и т.д.) является основой формирования нравственных представлений. И пусть дети, с которыми мы сеем зерно познания, покажут через несколько лет такие плоды, что будет не стыдно перед нашим прошлым и за светлое будущее. |