Оптимизация нравственно-духовного воспитания младших школьников.
В начальных классах требуется специальные приемы, чтобы дети смогли осознать задачи по нравственно-духовному воспитанию.
Работая над проблемами нравственно-духовного воспитания младших школьников надо учитывать:
- недостаточную четкость нравственных представлении в связи с небольшим опытом;
- знания школьников о нравственно духовных получаемых на основных уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывает разрозненными и неполными.
Следует во-первых учитывать специфику организации по нравственно- духовному образованию на уроках «Самопознания» психика младшего школьного возраста характеризуется:
- пластичностью, восприимчивостью и внушаемостью;
- он доверчив, исполнителен, подражателен.
- легко усваивает знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Учитывая особенности в этом возрастном этапе, на наш взгляд является использование одного из специальных приемов нравственно-духовного воспитания – особого психологического механизма «эмоциональная коррекция» поведения.
Что собой представляет особый психологический механизм:
- эмоциональное отношение – формирование эмоциональной оценки своих, чужих поступков;
- эмоциональное предвосхищение результатов своих действий;
- эмоциональное переживание – не только предвидеть, но и прочувствовать действия и на этой основе осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию своих действии.
Эффективное регулирование эмоционального отношения, предвосхищение, переживание действии, деятельности учащихся способствует формирование нравственных чувств, как сочувствие, сопереживание, готовность оказать помощь другому человеку, участливость, бескорыстие, щедрость т.е. проявление эмпатии.
В психологической литературе в исследовании Т.П. Гаврилова понятие «эмпатия», рассматривается как способ индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного и. т. д.
В ходе психологических исследовании было установлено, что процесс усвоения нравственных понятий является очень сложным и требует специального руководства.
Исходя из этого положения на наш взгляд одним из эффективных моментов является использование оптимального варианта анализа литературных произведении т.е. формирование духовно-нравственных чувств младшего школьника через переживание героев, понимание его эмоционального состояния и в соответствии с этим строит свое поведение.
В процессе сопереживания создаются определенные отношения детей к герою. Эмоциональные и моральные оценки, которые дети дают сами имеют несравненно большую принудительную силу, чем оценка даваемый взрослым или просто сообщаемые или усваемые знания.
Благоприятным условием для усвоения переживания героев одним из приемов является наводящие вопросы
Задаются следующие вопросы:
- Какие переживания выражены в действиях и поступках героев?
- В каких внешних проявлениях (мимике, позе, характере движения и.т.д) описаны.
- Через какие мысли литературных героев переданы переживания.
- Передача переживания через описания мыслей литературных героев.
Другим приемом является проведение этических бесед, например, задавая следующие вопросы: - «Что такое переживание ?, «Где прячется, где скрывается, где живет переживание ?», « Что вы чувствуете, переживаете за других людей, когда помогаете нуждающимся», «Какие переживания испытываете, когда вам помогают, а когда спокойно проходят мимо?»
При прочтении художественных произведений, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно:
- ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции;
Для этого можно использовать следующий прием - упражнения детей в выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действию и поступкам героев.
К примеру, «Кого жалко тебе в этой сказке? Как бы ты поступил на месте этого героя?
Важным является также прием воспитания чуткости к слову. При формировании такого чутья используются такие приемы в работе со сказами – найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова, найдите то место например в рассказе, где описывается переживание героя.
Используемые методы и приемы в духовно-нравственном воспитании способствует развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае. Понимать его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение.
Взаимодействуя с детьми во время чтения текста, рассказа притчи, проведения этических бесед, выполнении различных упражнении, проигрывания той или иной ситуации следует строит с использованием педагогической технологии, куда включены следующие компоненты.
Первым компонентом является – сопереживание – представляет собой переживание ребенком тех же эмоциональных состояний.
Второй компонент – сочувствие – представляет собой переживание субъектом по поводу чувства другого человека
Третий компонент – содействие – представляет собой комплекс вербальных и невербальных действии, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствия.
Применение этих компонентов в работе с детьми, по нравственно - духовному воспитанию при чтении художественных произведении одним из подходов также является использование приема - стимулирование эмоционального отношения к прочитанному материалу. Например, чтение рассказа К. Лоренца «Собака Стаси » обращать внимание на поведение животного с вынужденным отъездом хозяина на некоторое время.
Вопросы должны прозвучать следующего характера:
- Кого тебе в этом рассказе было жалко и почему?
- Что чувствовала в связи с отъездом хозяина собака?
- Как о переживании собаки написано в рассказе?
- Что чувствовал хозяин, расставаясь с собакой?
При анализе художественных произведении, оптимальным вариантом может быть еще один прием, способствующий выявлению эмоционального отношения к прочитанному. Сказки или стихи не дочитываются до конца, предлагается другая развязка. Например, стихотворение Н. Артюхова
Галчонок – хромоножка
Барахтался в пыли;
За ним гонялась кошка
Автор заканчивает это стихотворение – А мы его спасли. Учитель заканчивает - А мы пошли домой и спрашивает у детей: «Правильно поступили ребята, которые сразу ушли домой? А что бы ты сделал бы на его месте? А как вы думаете, отчего галчонок стал хромоножкой? В какую ситуацию попал галчонок? Какое состояние галчонка вызывает у вас сочувствие? Как можно проявить сопереживание к галчонку- хромоножке?
Таким образом эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников возможна при создании благоприятных условии для его реализации. Это способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояние другого, способность давать адекватный эмпатический ответ на переживания другого.