Просмотр содержимого документа
«Новые формы и методы оценки: метапредметные результаты обучения»
Тема: «Новые методы и формы оценки: метапредметные результаты обучения»
Цель: диссеминация опыта создания образовательной среды для достижения планируемых метапредметных результатов в условиях введения ФГОС НОО и ООО
И здесь в пору вспомнить известное кэрролловское правило: «Если хочешь оставаться на месте — надо бежать со всех ног; если хочешь продвигаться вперед — надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты обучения
Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучающимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения - УУД.
Суть метапредметных результатов обучения по ФГОС
Другими словами, метапредметные результаты - это «мостики», которые соединяют все источники познания (УУД), давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог. В рамках метапредметного обучения ребёнок должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с другими учащимися и учителем. При работе с метапредметом ученик должен уметь структурировать полученные знания.
Задача метапредмета в целом - способствовать воспитанию современной всесторонне развитой личности, которая сможет найти себя в мире. Известный советский педагог и психолог Василий Васильевич Давыдов говорил: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причём всех детей, без всякого исключения».
Актуальность метапредметных технологий в образовании
Метапредмет выстраивается вокруг какой-либо мыследеятельностной организованности.
В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория…
Все они имеют деятельностный, метапредметный характер. Сегодня понятие «метапредметность» приобретает особую актуальность, потому что метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы сформировать другой тип сознания и учащегося, и учителя независимо от формы занятий. Такой тип сознания, который не «зацикливается» на одном учебном предмете, а работает на взаимосвязи знаний как предметных, так и внепредметных.
Это происходит благодаря тому, что на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которой является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.
Таким образом, метапредметные технологии в образовании в целом – это возможность увеличить траекторию индивидуального развития школьника в рамках урочного и внеурочного времени.
Кроме того, включение ученика в разные виды деятельности связано с анализом способов действия каждого конкретного школьника.
Позиции выстраивания метапредметных результатов
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия.
В соответствии с ФГОС они выстраиваются по нижеследующим позициям:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательства для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия». Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:
1.В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2.В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательной направленности и коммуникативные. Таким образом, универсальные учебные действия также являются метапредметными результатами обучения.
Виды метапредметных результатов
Виды результатов (или, как они называются в методической литературе, уровней) для работы над метапредметами следующие:
Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность. Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.
Познавательные: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Владение монологической и диалогической формами речи.
Технологии и формы урока по достижению метапредметных результатов Для достижения расширенного списка метапредметных результатов деятельности, нужно применять и другие технологии и формы урока, не только ИКТ, поэтому можно выделять и ряд других технологий по достижению метапредметных результатов:
1.Групповые технологии обучения предусматривают решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной. Эти задачи способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе.
2.Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему - это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
3.Технологии проектирования. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.
4.Интерактивная технология - это обучение через опыт (игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы.
5.Личностно–ориентированные технологии обучения. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
6.Урок – дебаты. На данном уроке можно сделать выводы не только по уровню самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе. На таком уроке стоит найти проблемную ситуацию, которая приведет учащихся к активности во время подготовки к уроку.
7.Технология «Диалога культур», диалога, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление.
Формы внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование метапредметных результатов
Спортивно-оздоровительные: Походы как коллективно-творческое дело Дни здоровья. Походы Соревнования. Малые Олимпийские игры Беседы по охране здоровья Конкурсы спортивных плакатов, спортивных фотографий
Художественно-эстетические: Экскурсии в музеи, на природу Концертные программы Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, города, области Научно-познавательные: Предметные недели Конкурсы Экскурсии в музеи Олимпиады, конференции Деловые и ролевые игры и др.
Духовно - нравственные: Встречи с ветеранами ВОВ и труда Уроки мужества Выставки и конкурсы рисунков (посвящённые Дню Народного Единства, Дню Матери и т.п.) Конкурсы (экологических плакатов «Сохраним лес!» и др.)
Социальные: Акции «Открытка ветерану», «Поможем детям сиротам», «Собери батарейки – спаси Землю», «Засветись – стань заметней на дороге», «Неделя добра» и др. Благоустройство школьной территории Выставки Конкурсы
Проектная деятельность: Участие в научно-исследовательских конференциях Участие в Разработка проектов к урокам Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.