Метапредметные результаты обучения в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность. Метапредметное. задание – задание, предусматр. овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
Этапы урока
Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира)
Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.)
Форма оценки
-количественная (баллы, шкалы, отметки)
-качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита)
Этап целеполагания
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции;
умение четко определять области знаемого и незнаемого;способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
Грамотность изложения.
Качественная, рецензия учителя.
Мотивационная оценка.
Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)
Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.
Грамотность изложения, креативность.
Качественная -рецензия учителя или самооценка.
Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта
Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Грамотность изложения, креативность, новизна, степень освоения
Качественная рецензия одноклассников, учителя, самооценка защита или количественная оценка имеет место быть - отметка Низкий уровень:-1-3б ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает, только свою сторону считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень:4-7б. частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень:8-10б. ребенок демонстр.понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различиепозицийодноклассников и может высказать и обосновать свое мнение.
Этап сравнения с культурно-историческим аналогом
Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне.
Грамотность изложения, креативность, глубина
Качественная
Количественная.
Этап рефлексивного осмысления результатов урока
Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
Степень освоения
Качественная – самооценка.
Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.