kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути достижения метапредметных и личностных результатов

 в процессе обучения и внеурочной деятельности

                                      Н.А.Берсенёва, учитель начальных классов

МКОУ «Красномыльская СОШ»,  Шадринский район

Наш мир постоянно самосовершенствуется. Количество предметов в современной общеобразовательной школе значительно возросло. Изменения, происходящие в системе образования, закреплены новыми государственными образовательными стандартами. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования трех групп планируемых образовательных результатов - личностных, метапредметных и предметных. Все результаты образования являются личностными – это личностный результат деятельности обучающегося ребенка. Метапредметные результаты включают в себя межпредметные понятия и освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД) формируются на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Учитель начальных классов обучает детей по нескольким дисциплинам. Окружающий мир объединяет 7 областей знаний, это способствует решению практических задач в различных областях человеческой деятельности, в различных жизненных ситуациях.

Г.Ф. Федорцов дает следующее определение: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве».

Предметная область «Окружающий мир» обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира:

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Например, выравнивание по контуру 1 класс, собери мозаику из цветов. Вырежи части из Приложения и наклей. Приклеивание деталей к тетради, сконцентрировать внимание на деталях (Сколько всего деталей?).

2)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Критерии оценивания: соответствовать образцу, замысел, идея, аккуратность, оригинальность. Умение объективно оценивать свою работу по образцу или критериям позволяет спокойно реагировать на неудачу.

3)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Наиболее творческим видом работы является проектирование, но при условии, по большей части самостоятельно. В начальной школе проектная деятельность раздвигает границы урока и переходит во внеурочную деятельность.

Этапы проведения проекта.

1.Подготовительный этап  (выбор темы, определение цели и формулирование задач, поиск источников информации, коррекция сроков, изучение опыта ведения проектной деятельности, разработка проектов, обработка результатов.

2.Поисково-информационный этап  (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, проведение поисково-информационной деятельности, систематизация материала).

Проект «Россия-Родина моя».

Цель: воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою Родину, выяснить отношение моей семьи к малой Родине.

Задачи: собрать и проанализировать информацию по теме, встретиться с родственниками папы, выяснить, в чем особенности любви к своей Родине.

Тип проекта: поисково-информационный.

Актуальность. Жизнь-это не то, что происходит с нами, это то, что мы делаем с ней или узнать о ней.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с родителями, обучающимися 4-го класса. Педагогами.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность зависит от участников проекта.

Подведение итогов проекта, показ творческого отчета «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

4)использование различных способов поиска и сбора информации, обработки, анализа, организации, передачи интерпретации информации.

Проектная деятельность развивает коммуникативные навыки.

5)активное использование речевых средств и средств ИКТ.

6)готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать зрения свою точку зрения и оценку событий.

7)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Это участие детей в театрализованных играх, урочной и внеурочной деятельности. Игра в этом возрасте (1класс)- основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. На занятиях дети научились договариваться, согласованно действовать, уступать друг другу. 

8)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

В коллективной и групповой работе лучше развиваются коммуникативные учебные действия, когда учащимся надо спланировать свои действия. Задания на формирование коммуникативных навыков развивают устную речь. Проведение конкурсов на лучшее сочинение, загадку, пантомиму, мини-пьесу.

Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы.

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание.

Иллюстрирование времен года, литературных произведений, разных по стилям и жанрам, помогает осознать их смысл и концентрироваться на высказываниях.

10)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Рефлексия-это, осознанная регуляция своей деятельности. В начальной школе проводят в виде теста или по плану.

11)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Если, допущена ошибка, вернуться и как ее избежать, исправить.

12)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Собрать из геометрических фигур животное (мысленно собрать и разобрать).

13)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Применять знания и умения, приобретенные в других предметных областях.

14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях  объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Понимать некоторые процессы окружающего мира (дождь, снег, радуга).

15)использование знаково- символических средств представления информации

для создания моделей изучаемых объектов…(работа со схемами).

16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Преимущества уроков окружающего мира (межпредметность, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, творческая деятельность) показали на примерах способы достижения метапредметных результатов обучения.

Литература

  1. Аникина, З.Н. (и др.) Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2015. 240с.
  2. Засоркина, Н.В. (и др.) Метод проектов в начальной школе - Волгоград: Учитель, 2012. 135с.
  3. Прошкина, Т.Е. интегрированный урок как средство успешного обучения// Современный урок: начальная школа 2010.№3

Просмотр содержимого документа
«Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности»

Пути достижения метапредметных и личностных результатов

в процессе обучения и внеурочной деятельности


Н.А.Берсенёва, учитель начальных классов

МКОУ «Красномыльская СОШ», Шадринский район


Наш мир постоянно самосовершенствуется. Количество предметов в современной общеобразовательной школе значительно возросло. Изменения, происходящие в системе образования, закреплены новыми государственными образовательными стандартами. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования трех групп планируемых образовательных результатов - личностных, метапредметных и предметных. Все результаты образования являются личностными – это личностный результат деятельности обучающегося ребенка. Метапредметные результаты включают в себя межпредметные понятия и освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД) формируются на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Учитель начальных классов обучает детей по нескольким дисциплинам. Окружающий мир объединяет 7 областей знаний, это способствует решению практических задач в различных областях человеческой деятельности, в различных жизненных ситуациях.

Г.Ф. Федорцов дает следующее определение: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве».

Предметная область «Окружающий мир» обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира:

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Например, выравнивание по контуру 1 класс, собери мозаику из цветов. Вырежи части из Приложения и наклей. Приклеивание деталей к тетради, сконцентрировать внимание на деталях (Сколько всего деталей?).

2)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Критерии оценивания: соответствовать образцу, замысел, идея, аккуратность, оригинальность. Умение объективно оценивать свою работу по образцу или критериям позволяет спокойно реагировать на неудачу.

3)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Наиболее творческим видом работы является проектирование, но при условии, по большей части самостоятельно. В начальной школе проектная деятельность раздвигает границы урока и переходит во внеурочную деятельность.

Этапы проведения проекта.

1.Подготовительный этап (выбор темы, определение цели и формулирование задач, поиск источников информации, коррекция сроков, изучение опыта ведения проектной деятельности, разработка проектов, обработка результатов.

2.Поисково-информационный этап (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, проведение поисково-информационной деятельности, систематизация материала).

Проект «Россия-Родина моя».

Цель: воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою Родину, выяснить отношение моей семьи к малой Родине.

Задачи: собрать и проанализировать информацию по теме, встретиться с родственниками папы, выяснить, в чем особенности любви к своей Родине.

Тип проекта: поисково-информационный.

Актуальность. Жизнь-это не то, что происходит с нами, это то, что мы делаем с ней или узнать о ней.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с родителями, обучающимися 4-го класса. Педагогами.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность зависит от участников проекта.

Подведение итогов проекта, показ творческого отчета «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».

4)использование различных способов поиска и сбора информации, обработки, анализа, организации, передачи интерпретации информации.

Проектная деятельность развивает коммуникативные навыки.

5)активное использование речевых средств и средств ИКТ.

6)готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать зрения свою точку зрения и оценку событий.

7)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Это участие детей в театрализованных играх, урочной и внеурочной деятельности. Игра в этом возрасте (1класс)- основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. На занятиях дети научились договариваться, согласованно действовать, уступать друг другу.

8)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

В коллективной и групповой работе лучше развиваются коммуникативные учебные действия, когда учащимся надо спланировать свои действия. Задания на формирование коммуникативных навыков развивают устную речь. Проведение конкурсов на лучшее сочинение, загадку, пантомиму, мини-пьесу.

Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы.

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание.

Иллюстрирование времен года, литературных произведений, разных по стилям и жанрам, помогает осознать их смысл и концентрироваться на высказываниях.

10)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Рефлексия-это, осознанная регуляция своей деятельности. В начальной школе проводят в виде теста или по плану.

11)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Если, допущена ошибка, вернуться и как ее избежать, исправить.

12)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Собрать из геометрических фигур животное (мысленно собрать и разобрать).

13)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Применять знания и умения, приобретенные в других предметных областях.

14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Понимать некоторые процессы окружающего мира (дождь, снег, радуга).

15)использование знаково- символических средств представления информации

для создания моделей изучаемых объектов…(работа со схемами).

16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Преимущества уроков окружающего мира (межпредметность, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, творческая деятельность) показали на примерах способы достижения метапредметных результатов обучения.







Литература

  1. Аникина, З.Н. (и др.) Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2015. 240с.

  2. Засоркина, Н.В. (и др.) Метод проектов в начальной школе - Волгоград: Учитель, 2012. 135с.

  3. Прошкина, Т.Е. интегрированный урок как средство успешного обучения// Современный урок: начальная школа 2010.№3








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Берсенёва Наталья Алексеевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Формирование личностных качеств у обучающихся во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_lichnostnykh_kachiestv_u_obuchaiushchikhsia_vo_vnieurochnoi_dieiat"
    ["file_id"] => string(6) "363068"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480252888"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-i-dizain-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250650"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447096333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства