kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья "Я люблю учится"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья на тему "Я люблю учится"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Я люблю учится"»

Научная статья на тему:

«Школьная неуспеваемость и пути ее преодоления »

2.Ключевые слова

Школьная неуспеваемость – это суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учаще-гося, наступающую в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения. Она охва-тывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое;

Цетлен В.С.

Абсолютная неуспеваемость – полное отсутствие успеваемости;

Относительная неуспеваемость – конкретная неуспеваемость ориентированная на каждого уче-ника;

Дифференцирование – операция взятия полной или частной производной функции;

Нерадивость учащихся - сюда относится отрицательное отношение к учению;

Гиперактивность – импульсивность, отвлекаемость бывает выражена в разной степени;

Мотивация – процесс управляющий поведением человека, задающий его направленность чело-века деятельно удовлетворять свои потребности;

Отставание – невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных эта-пов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости.

Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету;

Знание – постижение действительности сознанием;

3.Аннтотация

Данная статья посвящена проблеме преодоления школьной неуспеваемости. Представлены виды и причины и пути преодоления школьной неуспеваемости.

4.1.Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования. Однако ни для кого не секрет, что далеко не все обучающиеся одинаково успешно осваивают основную образовательную программу начального общего образования. Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа обучающихся, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня весьма актуальной.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число слабоуспевающих и неуспева-ющих обучающихся год от года неуклонно растёт. Качество обучения стабильно понижается. Ис-следование за 3 последних года УУД первоклассников имеет тенденцию к понижению.

Основываясь на результатах современных исследований Института возрастной физиоло-гии РАО, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытыва-ют от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Безруких М.М от-мечает, что более 30% обучающихся имеют непреходящие трудности в обучении. И это не только внутрисемейная, внутришкольная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.

В настоящее время в школьной практике сложилось противоречие между необходимостью осуществления коррекционно-профилактической работы с неуспевающими младшими школьни-ками и отсутствием эффективных технологий её реализации. Чаще всего работа с неуспевающи-ми учащимися проводится в форме дополнительных занятий, что создаёт дополнительные нагрузки на обучающихся, снижая и без того не очень высокую учебную мотивацию. Перед со-временным педагогом встаёт проблема как снизить школьную неуспеваемость не создавая при этом дополнительную нагрузку на обучающихся.

4.2.Основная часть

В истории педагогики использовались различные термины, обозначающие учащихся у кото-рых освоение школьной образовательной программы вызывало трудности.

Под школьными трудностями Дубровина Н.В. рассматривает весь комплекс школьных про-блем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требова-ниям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой дея-тельности и воспитанности познавательных отношений.

Среди учеников любого класса обычной общеобразовательной школы всегда есть обучающи-еся, которые не усваивают материал программы по какому-то предмету, и выделяется группа неуспевающих школьников.

При оценке успеваемости учитель ориентируется на формальные показатели усвоения знаний - воспроизведение определений, правил, умение решать типовые задачи и т.д. и на достигнутый уровень умственного развития, от которого зависит фонд действенных знаний, т.е. возможность самостоятельно, творчески оперировать ими. Именно невозможность самостоятельного оперирования информацией отличает неуспевающих школьников от их сверстников. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.

А. А. Бударный различает два вида неуспеваемости, «Абсолютную» и «Относительную» . Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соот-носится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с миниму-мом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превы-сить обязательные требования.

Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно лег-ко преодолеваемая.

Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспеваю-щим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»

Таким образом, школьная неуспеваемость является не только педаго-гической, но и социаль-ной проблемой. В педагогической литературе закрепились различные понятия так или иначе связан-ные с неуспеваемостью. В проблеме неуспеваемости уделили внимание такие педагоги как Блонский П.П., Славина Л.С, Дубровина Н.В и д.р. Однако данная проблема по прежнему остается весьма актуальной. В зависимости от понятия выделяются разные виды неуспеваемости, которые могут быть обусловлены разными причинами и требуют разных методов коррекции.

Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясня-ется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Причины могут быть различ-ны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. К основным причинам неуспеваемости психологи относят, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности, во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы обучающихся.

Важной причиной не успеваемости по мнению Цетлин В.С. , является и все ухудшающееся в последние годы состояние здоровья обучающихся и подростков. Медико – социологические иссле-дования вскрывают следующие предпосылки этого явления:

1. нарушение экологического равновесия в окружающей среде, кото-рое, отражаясь на здоро-вье матери, приводит к различным дефектам организма уже у новорожденных;

2. физические и эмоциональные перегрузки женщин в системе производственных и семейных отношений, которые отрицательно влияют и на организм обучающихся, и на условия их жизни;

3. рост алкоголизма, наркомании, создающих условия для рождения психически и физически неполноценного потомства, пагубно влияющих на жизнь обучающихся в семье;

4. низкая культура семейного воспитания вообще, возрастание числа неполных и неблагопо-лучных семей, конфликтные внутрисемейные отношения, создающие почву для углубления нервно - психических отклонений и возникновения социальной запущенности;

5. недостатки здравоохранения, не позволяющие своевременно выявить ослабленных обуча-ющихся, обеспечить их (и вообще всех обучающихся) необходимой медицинской помощью.

Конечно, неуспеваемость проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому что многое тут зависит от школьных условий ( содержания программ и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса), но и потому, что предупреждение неуспева-емости – практическая задача, которая постоянно стоит перед каждым учителем, каждой школой.

На протяжении многих лет силы работников школ были сосредоточены на преодолении уже возникшей, ставшей фактом неуспеваемости. В центре внимания была не профилактика зла, а борьба с ним, когда оно уже состоялось. В педагогической теории изучались длительно неуспевающие школьники, создавались их типологии, анализировались причины глубокой, устойчивой неуспеваемости, обосновывались методы работы с такими детьми. Высшим уровнем научной разработки всего комплекса проблем, относящихся к преодолению неуспеваемости, явились исследования Ю. К. Бабанского, труды которого составили, целую эпоху в данной области.

Существо предупреждения неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдель-ное отставание, не дать ему развиться. Преодолеть неуспеваемость, то есть запущенные, укоренив-шиеся, переплетенные в тугой узел отставания, гораздо труднее, чем устранить отдельное отстава-ние, отдельный элемент неуспеваемости.

Причины, коренящиеся в самом ученике, представлены более широко при анализе условий возникновения неуспеваемости первой категории. А. М. Гельмонт называет помимо действия неблагоприятных условий три причины:

1. плохую подготовленность и значительные пробелы в знаниях

2. нерадивость учащихся (сюда относится отрицательное отношение к учению)

3. отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.

4.3.Заключение

Рассматривая проблему школьной неуспеваемости были проанали-зированы работы таких ав-торов как, Славина Л.С., Калмыкова З.И., Блонский П.П., Дубровина И.В., Безруких М.М., Цетлен В.С., Бударный А. А.,. Гельмонта А. М, и Бабанский Ю.К., В курсовой работе были изучены научные подходы к определению понятий «школьная неуспеваемость», «школьная дезодаптация», «трудные дети». Доказано что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для решения проблемы школьной неуспеваемости. Выявлены педагогические условия, которые способствуют решению данной проблемы.

Следует отметить, что в настоящее время нет единого определения понятия школьная неуспе-ваемость. На ряду с этим понятием так же применяются понятия «школьная дезадаптация», «отста-ющие дети», «трудные дети» и т.д.

В современной психолого-педагогической литературе принято выде-лять несколько видов школьной неуспеваемости, и каждый из них требует специфических методов работы.

Причины школьной неуспеваемости принято делить на педагогиче-ские, социальные, психо-физиологические, семейные.

Обучающиеся, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индиви-дуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, со-хранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.

5.Список литературы

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования – Ми-нистерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10.2009 г., № 373. – Москва : Просвещение, 2011. – 31 с. – ISBN 978-5-09-025477-9.

2. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости [Текст]: учебник для студ. выш. пед. учеб. заведений / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону: акад. пед. наук России, 2010. – 252 с.

3. Баженова И.Н. Педагогический поиск.- М.:П 24 Педагогика, 1987.- 544 с.

4.Блонский П.П. Школьная неуспеваемость [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / П.П.Блонский. – Москва: академия России, 2011. - 435 с.

5. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст]: учебник для студ. сред. мед. учеб. заведующий / А.М. Гельмонт. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2010. – 256с. ISBN 5-87852-087-7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная статья "Я люблю учится"

Автор: Ваймер Татьяна Сергеевна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока литературного чтения 2 класс школа  России "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-2-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425236589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Календарно-тематическое планирование лит. чтение "
    ["seo_title"] => string(56) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-lit-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409846939"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сценарий открытия Недели Математики "В некотором царстве, в математическом государстве!""
    ["seo_title"] => string(90) "stsienariiotkrytiianiedielimatiematikivniekotoromtsarstvievmatiematichieskomghosudarstvie1"
    ["file_id"] => string(6) "337558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1468574920"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Герои книг имеют право"
    ["seo_title"] => string(23) "gieroiknighimieiutpravo"
    ["file_id"] => string(6) "299800"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456590922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства