| № п/п | наименование раздела и тем урока | кол-во часов | сроки прохождения | примечание |
| план | факт |
| Вступление, или Детективное начало… 10 глава 1 |
| 1. | Знакомство с учебником (обложка, форзац, содержание, словарь). Вступительная статья. | 1 | | | с.3 д/з устное или письменное сочинение «Что я люблю» |
| 2. | Характер литературного героя. В.Драгунский «Что я люблю» | 1 | | | с.4-6 |
| 3. | Характер литературного героя. И.Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…» | 1 | | | с.7 выучить наизусть |
| 4. | Характер литературного героя. В.Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | | | с.8-13 доработать сочинение «Что я не люблю» |
| 5. | Характер литературного героя. В.Драгунский «… И чего не люблю!» Работа с выставкой рассказов Драгунского и сочинениями. | 1 | | | с. 13-14 |
| 6. | Приём контраста в литературе. Б.Заходер «О границах поэтического творчества», Дж.Чиарди «Скажу я слово высоко…», Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог», считалки | 1 | | | с.15-17 выучить стих-е Хармса |
| 7. | Приём контраста в литературе. К. Ушинский «Четыре желания», А.Усачёв «Первое сентября». Д.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето…» | 1 | | | с.18-21 выучить наизусть стих-е по выбору, д/з подготовить сочинение «Секреты моего лета» |
| 8. | Сравнение научного и художественного текста. М.Пришвин «Осеннее утро», статья из энциклопедического словаря, В.Друк «Нежно смотрит на микроба…» | 1 | | | с.22-23 анализ сочинений |
| 9. | Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. А.Пушкин и В.Драгунский «Тиха украинская ночь…» Понятие о видах искусства. | 1 | | | с.24-28 выучить стих-е |
| 10. | Проверь себя. «Характер литературного героя» | 1 | | | с.29, тетрадь №1, тема 1, работа 2 д/з нарисовать рекламный плакат |
| Завязка, тайны искусства… 12 глава 2 |
| 11. | Звучащие образы в стихотворении И.Пивоваровой «Картина» и на полотне А.Васнецова «Осенние листья» | 1 | | | с.30-32 выучить стих-е д/з написать сочинение |
| 12. | Песни осени. Д.Кедрин «Осенняя песня», О.Дриз «Кончилось лето». | 1 | | | с.33-36 выучить стих-е по желанию Дриза, анализ сочинений |
| 13. | Олицетворение как поэтический приём. М.Лермонтов «Утёс», Ф.Тютчев «Что ты клонишь над водами…» | 1 | | | с.36-37 выучить стих-е по выбору |
| 14. | Образ осени в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты…» и на полотне И.Левитана «Золотая осень» | 1 | | | с.38-40 выучить стих-е |
| 15. | Картины мира, созданные писателями и поэтами. «Заря-заряница», И.Пивоварова «Песня зарянки», Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 | | | с.40-42 |
| 16. | Чудесный дар-видеть красоту мира. М.Цветаева «Одна половинка окна растворилась…», С.Козлов «Ёжик в тумане», хокку Исса, Оницура; С.Козлов «Красота» | 1 | | | с.43-47 |
| 17. | Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога» | 1 | | | с.48-51 |
| 18. | Как смотрят на мир поэт и учёный. И.Пивоварова «Как я считал», Г.Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку» | 1 | | | с.52-56 |
| 19. | Как смотрят на мир поэт и учёный. Г.Корнилова «Вертолёт» | 1 | | | с.57-60 |
| 20. | Как смотрят на мир поэт и учёный. Н.Орлова «Самолёт», К.Арон «Воздушный богатырь». | 1 | | | с.60-61 |
| 21. | Как смотрят на мир поэт и учёный. Е.Серова «Лесной аэродром» | 1 | | | с.62 |
| 22. | Проверь себя. «Учимся понимать стихи» | 1 | | | с.63, тетрадь №1, тема2, работа 1, подготовить проект «Красавица осень» |
| Погоня за секретами литературы 17 глава 3 |
| 23. | Мир литературы-мир образов. Хокку Тиё, Басё. Э.Нийт «Каменный цветок» | 1 | | | с.64-66 |
| 24. | Ироническое отношение автора к герою. К.Чуковский «Федотка», Е.Чеповецкий из книги «Непоседа, Мякиш и Нетак», С.Маршак «Попрошайка»,Э.Мошковская «Жадных нет» | 1 | | | с.67-69 выучить стих-е по желанию |
| 25. | Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С.Михалков «Про мимозу» | 1 | | | с. 70-73 нарисовать портрет лит.героя |
| 26. | Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л.Толстой «Прыжок». | 1 | | | с.74 -78 |
| 27. | Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л.Толстой «Прыжок». | 1 | | | с.74 -78 |
| 28. | Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л.Толстой «Лев и собачка». | 1 | | | с.79 -81 |
| 29. | Черты сказки и загадки в стихотворении. П.Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…», В.Даль «Старик-годовик» | 1 | | | с.82-83 выучить стих-е |
| 30. | Реальные и фантастические образы. Ю.Мориц «Сто фантазий» | 1 | | | с.84-85 выучить стих-е по желанию |
| 31. | Реальные и фантастические образы. Н.Носов «Фантазёры» | 1 | | | с.85-92 |
| 32. | Реальные и фантастические образы. Н.Носов «Фантазёры», Ф.Галас «Мир наоборот» | 1 | | | с.85 -93 |
| 33. | Авторская сказка. Сходство с народными волшебными сказками. В Катаев «Цветик - семицветик» | 1 | | | с.94- 107 |
| 34. | Авторская сказка. Сходство и различие с народными волшебными сказками. Позиция автора. Приём преувеличения. В Катаев «Цветик - семицветик» | 1 | | | с.94- 107 |
| 35. | Авторская сказка. В Катаев «Цветик - семицветик».Нравственная коллизия. | 1 | | | с.94- 107 |
| 36. | Контрольная работа №1 «Сравнение научного и художественного текстов. Анализ стихотворения» | 1 | | | контрольные и проверочные работы 1 полугодие с. 40-42 1Ч |
| 37. | Авторская сказка. В Катаев «Цветик - семицветик». Сказка, фантазия, мечта. | 1 | | | с.94- 107 рисунок своего цветика с желаниями |
| 38. | Автопортрет. Э.Мошковская «Я сперва была сосною…», Е.Чеповецкий «Кто как ходит» | 1 | | | с.108 сочинение «Мой автопортет» |
| 39. | Проверь себя. «Тема и идея произведения» | 1 | | | с.63, тетрадь №2, тема7, работа 1 |
| Идём по невиданным следам… 18 глава 4 |
| 40. | Исследуем законы волшебных сказок. Ю.Мориц «Песенка про сказку». | 1 | | | с.110-111 |
| 41. | Исследуем законы волшебных сказок. А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...» | 1 | | | с.112-113 |
| 42. | Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Фольклорная основа сказки. | 1 | | | с.114-125 |
| 43. | Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Различия с фольклорной сказкой. | 1 | | | с.114-125 нарисовать рыбку |
| 44. | Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с сюжетом, нравственной коллизией. | 1 | | | с.114-125 выучить отрывок наизусть |
| 45. | Сказочные законы в волшебной сказке. Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | | | с.126-131 |
| 46. | Сказочные законы в волшебной сказке. Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | | | с.126-131 |
| 47. | Различение сказок о животных и волшебной. Сходство сюжетов сказок народов разных стран. | 1 | | | с.131-132 |
| 48. | Зимняя страничка. А.Пушкин «Опрятней модного паркета» | 1 | | | с.133 выучить наизусть |
| 49. | Образы сказки, волшебства, ночи. Заклички. И Суриков «Всё темней, темней и тише…» | 1 | | | с.134 – 135 рисование круглого предмета |
| 50. | Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи. П.Ершов «Конёк-горбунок». | 1 | | | с.136-137 |
| 51. | Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | | | с.138-143 |
| 52. | Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Работа по картине В.Васнецова «Алёнушка» | 1 | | | с.138-143 |
| 53. | Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь». | 1 | | | с.144-146 |
| 54. | Бытовая сказка Эвенкийская народная сказка «Медведь и охотник». | 1 | | | с.146-147 |
| 55. | Сказочный праздник. Р.Кудашева «Зимняя песенка». Форма стихотворного произведения. Л.Друскин «Я сплю…» | 1 | | | с.148-149; с.153 выучить наизусть, твор. работа на уроке |
| 56. | Юмор в литературном произведении. В.Драгунский «Заколдованная буква». | 1 | | | с.149-152 |
| 57. | Проверь себя. «Читаем авторские и народные сказки» | 1 | | | с.154 тетрадь №1,тема4, работа1 подготовить вопрос к викторине по произведениям Ш.Перро |
| Кульминация! Вершина воображения… 26 глава 5 |
| 58. | Художественные приёмы в авторском и художественном тексте. С.Есенин «Зима» | 1 | | | с.3-5 выучить наизусть, |
| 59. | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. «Морозко» и сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | | | с.5-16 |
| 60. | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. «Морозко» и сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | | | с.5-16 |
| 61. | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. «Морозко» и сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | | | с.5-16 |
| 62. | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. «Морозко», Братья Гримм «Госпожа Метелица» и сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | | | с.5-16 |
| 63. | Контрольная работа №2 «Анализ рассказа» | 1 | | | контрольные и проверочные работы 1 полугодие с. 40-42 |
| 64. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | | 2Ч |
| 65. | Художественные приёмы в авторских и народных поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е.Благининой. | 1 | | | с.16-18 |
| 66. | Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери» | 1 | | | с.19-21 |
| 67. | Разгадываем загадки сказок. О.Вациетис «Подснежник». | 1 | | | с.21 |
| 68. | Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка» | 1 | | | с.22-25 дописать продолжение сказки |
| 69. | Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка» | 1 | | | с.22-25 |
| 70. | Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б.Кустодиева «Масленица» | 1 | | | с.26 сочинение по картине |
| 71. | Следы сказочного жанра в стихотворении И.Сурикова «Детство» | 1 | | | с.27-30 выучить отрывок наизусть |
| 72. | Следы сказочного жанра в стихотворении И.Сурикова «Детство» | 1 | | | с.27-30 выучить отрывок наизусть |
| 73. | Следы сказочного жанра в стихотворении Д.Хармса «Как Володя быстро под гору летел». | 1 | | | с.30-32выучить наизусть |
| 74. | Особенности авторского взгляда на сказку. М Бородицкая «Колдунье не колдуется». | 1 | | | с.32-33 |
| 75. | Особенности авторского взгляда на сказку. О.Пройслер «Маленькая Баба-яга». | 1 | | | с.34-37 |
| 76. | Особенности авторского взгляда на сказку. О.Пройслер «Маленькая Баба-яга». | 1 | | | с.34-37 |
| 77. | Библиотечный урок. О.Пройслер «Маленький водяной», «Маленькое привидение», Л.Лагин «Старик Хоттабыч» | 1 | | | с.37 |
| 78. | Мир авторской сказки. (фрагмент сказки А.Толстого «Золотой ключик»). | 1 | | | с.38-40 нарисовать рисунок с.40 |
| 79. | Жанры в литературе и живописи. А.Кушнер «Что я узнал!». | 1 | | | с.40-41 |
| 80. | Исследуем законы рассказа. А.Толстой «Акула». | 1 | | | с.42-45 |
| 81. | Исследуем законы рассказа. А.Толстой «Акула». | 1 | | | с.42-45 |
| 82. | Учимся сопереживать и сочувствовать. М.Пришвин«Глоток молока», Л.Дьяконов «Щенок и снег» | 1 | | | с.45-46 |
| 83. | Проверь себя. «Научный или художественный текст?» | 1 | | | с.47 тетрадь№1, тема№3, работа 1 |
| Вперёд по дороге открытий… 23 глава 6 |
| 84. | Уроки добра. Э.Мошковская «Дедушка Дерево» | 1 | | | с.48-49 выучить наизусть |
| 85. | Уроки добра. Г.Скребицкий «Передышка». | 1 | | | с.50-55 |
| 86. | Уроки добра. Г.Скребицкий «Передышка». | 1 | | | с.50-55 творческое задание |
| 87. | Уроки добра. Г.Скребицкий «Передышка». А.Куинджи «Берёзовая роща» | 1 | | | с.50-55 сочинение по картине |
| 88. | Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» | 1 | | | с.56 выучить наизусть |
| 89. | В.Бианки – писатель и учёный. «Как Муравьишка домой спешил» | 1 | | | с.57-67 |
| 90. | В.Бианки – писатель и учёный. «Как Муравьишка домой спешил» | 1 | | | с.57-67 |
| 91. | В.Бианки – писатель и учёный. «Как Муравьишка домой спешил» | 1 | | | с.57-67 творческое задание |
| 92. | Научный и художественный текст. В.Бианки «Муравейник зашевелился». | 1 | | | с.67 |
| 93. | Точка зрения художника в литературе и живописи. С.Махотин «Жук». | 1 | | | с. 68-69 |
| 94. | Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного. С.Чёрный «Песня мухи». | 1 | | | с.70-71 сочинение |
| 95. | Уроки этики в авторском произведении. К.Ушинский «Играющие собаки». | 1 | | | с. 71 |
| 96. | Уроки этики в авторском произведении. Л.Муур «Крошка Енот» | 1 | | | с.72-74 найти потешки и побасёнки |
| 97. | Исследуем жанры устного народного творчества. | 1 | | | с.74 |
| 98. | Особенности авторской сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» | 1 | | | с. 75 - 79 |
| 99. | Особенности авторской сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» | 1 | | | с. 75 - 79 |
| 100. | Колыбельные в авторской поэзии. С.Чёрный «Колыбельная», А.Барто «Старший брат сестру баюкал…» | 1 | | | с.80-81 выучить стих-е по желанию |
| 101. | Мир детей и мир взрослых в стихах. Э.Успенский «Разгром», А.Усачёв «Самый лучший день». | 1 | | | с.82-83 выучить наизусть |
| 102. | Современная авторская сказка. Л.Петрушевская «Кот, который умел петь». | 1 | | | с.84-86 |
| 103. | Современная авторская сказка. Л.Петрушевская «Все непонятливые». | 1 | | | с.87-90 |
| 104. | Контрольная работа №3 «Определение стилевой принадлежности текста. Анализ стихотворения» | 1 | | | контрольные и проверочные работы 2 полугодие с. 50-52 3Ч |
| 105. | Библиотечный урок по произведениям Л.Петрушевской. | 1 | | | |
| 106. | Проверь себя. «По дорогам сказок» | 1 | | | с.91 тетрадь 2, тема 8, работа 1, сочинить сказку |
| Развязка. Раскрытие тайны… 15 глава 7 |
| 107. | Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша» | 1 | | | с.92-106 |
| 108. | Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша» | 1 | | | с.92-106 |
| 109. | Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша» | 1 | | | с.92-106 составить рецепт |
| 110. | Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша» | 1 | | | с.92-106 |
| 111. | Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Заплатка», Т.Собакин «Дело и мастер». | 1 | | | с.107- 110 |
| 112. | Что такое-быть настоящим поэтом. Н.Носов «Как Незнайка сочинил стихи». | 1 | | | с.110-117 |
| 113. | Что такое-быть настоящим поэтом. Н.Носов «Как Незнайка сочинил стихи». | 1 | | | с.110-117 |
| 114. | Наедине с книгой. Произведения Н.Носова. | 1 | | | библиотечный урок |
| 115. | Что такое-быть настоящим поэтом. О.Дриз «Как сделать утро волшебным». | 1 | | | с.118-119 выучить стих-е по желанию |
| 116. | С.Козлов – сказочник и поэт. «В небе туча хмурится», Н.Рыленков «После дождя». | 1 | | | с.120-121 1 по выбору наизусть |
| 117. | Исследуем научные и художественные тексты. Д.Родари «Отчего идёт дождь». | 1 | | | с. 121-122 сочинение |
| 118. | Сочиняем сказку. Сказка «Путешествие капельки» | 1 | | | зачитывание сказок, сочинённых дома, анализ |
| 119. | Мир детей в рассказе И.Пивоваровой «Мы пошли в театр». | 1 | | | с.123-125 |
| 120. | Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура). | 1 | | | с.126 |
| 121. | Проверь себя. «Секреты юмористического рассказа» | 1 | | | с.127 тетрадь 1, тема 5, работа 1, сочинение о весне |
| Заключение, или Счастливые минуты с книгой 15 глава 8 |
| 122. | Поэтические и живописные образы детей. С.Маршак «О мальчиках и девочках», В Лунин «Грусть» | 1 | | | с.128-129 выучить наизусть «грусть» |
| 123. | Поэтические и живописные образы детей. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», репродукция З.Серебряковой «За завтраком». | 1 | | | с. 130-131 сочинение |
| 124. | Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах». | 1 | | | с.132-138 |
| 125. | Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах». | 1 | | | с.132-138 |
| 126. | Как смотрят на мир поэт и ребёнок. А.Барто «В пустой квартире». | 1 | | | с.139 |
| 127. | Сопричастность миру семьи, Родины. А.Смирнов «Кто был на войне», В.Берестов «Мир» | 1 | | | с.140-141 выучить наизусть «Мир» |
| 128. | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А.Гайдара «Чук и Гек» часть 1 | 1 | | | с.142- 169 |
| 129. | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А.Гайдара «Чук и Гек» часть 2 | 1 | | | с.142- 169 |
| 130. | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А.Гайдара «Чук и Гек» часть 3 | 1 | | | с.142- 169 |
| 131. | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А.Гайдара «Чук и Гек» часть 4 | 1 | | | с.142- 169 |
| 132. | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А.Гайдара «Чук и Гек» часть 5 | 1 | | | с.142- 169 сочинение |
| 133. | Библиотечный урок. Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказах А.Гайдара. | 1 | | | |
| 134. | Сопричастность миру семьи, Родины. М.Матусовский «С чего начинается Родина?». | 1 | | | с.170 |
| 135. | Проверь себя. «Сказка. Рассказ. Стихотворение». | 1 | | | с.171 тетрадь 2, итоговая работа, |
| 136. | Контрольная работа №4 «Проверка техники чтения. Анализ текста, понимание его содержания». | 1 | | | контрольные и проверочные работы 2 полугодие с. 49-50 |
| | итого | 136 ч | | | |