Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
А. Ф. Галимова
преподаватель МБОУ "Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина", г. Альметьевск
Проблема детской одаренности в современном обществе достаточно актуальна и привлекает внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход понимает, что все дети талантливы, каждый человек по-своему одарен. Этот подход является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Важно найти «ключик» к способностям ребенка и методам их развития.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям. Они наше будущее, интеллектуальная и творческая элита, от которой будет зависеть дальнейшее развитие страны.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Только переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий, в том числе и проблемно-диалогического обучения, способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребёнка. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Такое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология способствует высокому качеству усвоения знаний, эффективному развитию интеллекта и творческих способностей, воспитанию личности с активной жизненной позицией. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать у обучающихся стремление к самосовершенствованию, развитию творческих способностей, навыков проектно – исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы работа с одарёнными детьми развивала чувство самостоятельности, желание идти по непроторенному пути.
Список использованных источников
1. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГ 2008.
Просмотр содержимого документа
«Направления работы с одаренными детьми в начальной школе»
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
А. Ф. Галимова
преподаватель МБОУ "Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина", г. Альметьевск
Проблема детской одаренности в современном обществе достаточно актуальна и привлекает внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход понимает, что все дети талантливы, каждый человек по-своему одарен. Этот подход является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Важно найти «ключик» к способностям ребенка и методам их развития.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям. Они наше будущее, интеллектуальная и творческая элита, от которой будет зависеть дальнейшее развитие страны.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Только переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий, в том числе и проблемно-диалогического обучения, способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребёнка. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Такое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология способствует высокому качеству усвоения знаний, эффективному развитию интеллекта и творческих способностей, воспитанию личности с активной жизненной позицией. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать у обучающихся стремление к самосовершенствованию, развитию творческих способностей, навыков проектно – исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы работа с одарёнными детьми развивала чувство самостоятельности, желание идти по непроторенному пути.
Список использованных источников
1. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГ 2008.