Зинаида Алексеевна Субботина. Учитель – мастер. Педагог – новатор. Народный учитель СССР.
А для моего младшего брата много лет назад она была просто самым любимым учителем. Зинаида Алексеевна Субботина научила его оригинально мыслить, уметь самостоятельно работать на уроке и вне урока, с интересом выполнять сложные географические задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка и живопись на уроках литературы»
Музыка и живопись на уроках литературы
Зинаида Алексеевна Субботина. Учитель – мастер. Педагог – новатор. Народный учитель СССР.
А для моего младшего брата много лет назад она была просто самым любимым учителем. Зинаида Алексеевна Субботина научила его оригинально мыслить, уметь самостоятельно работать на уроке и вне урока, с интересом выполнять сложные географические задания.
Много трудных и интересных дорог пройдено было им как членом географического клуба «Волга». Нелегкие задачи ставили перед собой юные географы, исследуя разные уголки нашей страны.
Зинаида Алексеевна привила любовь к чтению литературных произведений, любовь к музыке, развила эстетический вкус, понимание музыки, умение слушать и слышать музыкальные произведения. До сих пор мой брат и его одноклассники помимо того, что они прекрасно знают географию, с ходу назовут, в какой части света находится тот или иной город, река, гора, государство; они увлеченно читают художественную литературу, посещают выставки художников, увлекаются театром и музыкой.
А все благодаря тому, что любимый учитель использовала на уроках знания из области истории, литературы и музыки. Сама прекрасно декламировала и пела. Специалисты восхищались: «Надо быть настоящим эрудитом, чтобы так увлеченно вести урок географии и так тонко чувствовать связь явлений, которые изучаются различными науками».
Ввести школьников в мир прекрасного - это прежде всего научить их эмоциональной чуткости, помочь им открыть все богатство красок, звуков, форм окружающего мира.
И главный источник этого развития - деятельность: учебная, трудовая, творческая.
Школа призвана дать учащимся систематические знания в области художественной культуры, привить глубокий интерес к искусству, научить жить и трудиться в соответствии с требованиями эстетики. Учитель должен хорошо представлять себе возможности каждого вида искусства в воспитании детей. Всестороннее развитие эмоционально- эстетической активности школьника требует комплексного использования различных видов искусств.
Самое главное- показ, демонстрация произведения. Необходимо соблюдать следующие правила: не стоит перегружать учащихся обилием имен, названий, фактов, лучше сосредоточить их внимание на двух- трех картинах, музыкальных фрагментах. Демонстрировать желательно такие репродукции, которые максимально соответствуют оригиналу, лучше избегать репродукций живописи в черно-белом варианте. Важное значение имеют комментарий учителя, его беседы с детьми об увиденном и услышанном.
Связь музыки с литературой подтверждается всей историей мирового искусства. При изучении на уроках литературы лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова нельзя не рассказывать о музыкальном воплощении их стихов. А на уроках литературы в 9 классе, разбирая, например, «Слово о полку Игореве», можно остановиться на опере «Князь Игорь» Бородина и помочь учащимся раскрыть поэтическую прелесть этого произведения.
Учащимся также полезно знать, что повесть «Тарас Бульба» явилась творческим материалом для ряда композиторов. Роман «Война и мир» послужил основой для создания Прокофьевым одной из лучшей своей оперы.
Или другой пример. Мы обратились к художественным средствам описания Днепра в повести Гоголя «Страшная месть». По мнению учащихся, музыкальным образом Днепра является песня «Реве та стогне ДнIпр широкий» на слова Шевченко. Текст песни поразительно близок гоголевскому описанию.
У Гоголя читаем: «Когда же пойдут горами по нему синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат… водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали».
У Шевченко:
Днепр ревет и стонет,
Сердитый ветер листья рвет,
К земле все ниже вербы клонит
И волны грозные несет.
Хорошо, когда музыка звучит при изучении литературного произведения (там, где о ней упоминается).
Например, в повести Горького «Детство» дед Алеши рассказывает, как он в молодости тянул баржи на Волге и как после тяжелого трудового дня бурлаки пели.
Прослушивание народной песни «Дубинушка» усилило впечатление и дало возможность детям живее представить себе тяжелый труд бурлаков, почувствовать их могучую силу.
Неисчерпаемы для всех видов искусства произведения Пушкина. Мало понять смысл каждого стиха, надо суметь услышать красоту его звучания, его музыку. Например, стихотворениям «Осень», «Зимняя дорога» соответствуют музыкальные произведения П. И. Чайковского «На тройке», «Охота».
При изучении романа «Евгений Онегин» ученики слушают письмо Татьяны из оперы Чайковского. Это помогает им лучше представить образ героини.
С учащимся9 класса мы провели пушкинский вечер на тему «Лирика Пушкина в произведениях русских композиторов и в исполнении мастеров искусств». Для этого подобрали следующую подборку музыкального материала: «Послание в Сибирь». Читает Яхонтов; «Послание декабристам». Музыка Шебалина. Исполняет академическая капелла; «Зимняя дорога». Музыка Шебалина. Исполняет русский академический хор под управление Свешникова; «Узник». Музыка А. Рубинштейна. Исполняет Шаляпин; «Анчар». Музыка Римского-Корсакова. Исполняет Петров; «Эхо». Музыка Шебалина. Исполняет Шапошников; «Вакхическая песня». Музыка Глазунова. Исполняет Шаляпин; «Я помню чудное мгновенье». Музыка Глинки. Исполняет Козловский.
Использование музыкально-литературных записей повышает культуру учащихся, развивает их вкус, учит понимать прекрасное. В органическом единстве мысли и чувства, размышления и эмоционального переживания заключается преимущество уроков литературы, обогащенных образцами других видов искусства.
Широкое применение таких методов в школе может дать много интересного и привести к более эффективным результатам эстетического воспитания, то есть воспитать гармонично развитого человека, каковыми стали ученики Зинаиды Алексеевны Субботиной, которые запомнили её уроки на всю жизнь. Вот и я помню, как однажды на уроке она читала одно из своих любимых стихотворений и добавила: «Прекрасно, не правда ли?». Да, прекрасно, как прекрасны её уроки, на которых она находит путь к сердцу каждого, даже самого озорного и трудного ребенка. Воздействует на него добротой, своей увлеченностью музыкой и поэзией. Искусство озаряет нашу жизнь и творит чудеса!