kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живопись и музыка  на уроках русской литературы

(на примере изучения творчества М.Ю.Лермонтова)

Сегодня мы говорим о растущей роли эстетического воспитания учащихся в школе. Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования  к взаимоотношениям людей, к их поведению, уровню внутренней и внешней культуры. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в жизнь россиян.

Подход к урокам литературы как к синтезу различных видов искусства: живописи, музыки и искусства слова дает широкие возможности для развития разностороннего творчества и учителя, и самого ученика. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ученик глубже чувствует и понимает художественное произведение. Поэтому я стараюсь использовать живопись и музыку при чтении литературных произведений. Это позволяет повысить у учащихся уровень эмоционального восприятия текста, обогатить и развить их речь, создавать яркие образы и картины.     

Личность самого Лермонтова была неразрывно связана с музыкой, живописью.  О музыкальной одарённости Лермонтова вспоминают современники, а напевность его лирики и поэм подтверждается ещё и тем, что творения Поэта вдохновили музыкантов на создание более чем двух с половиной тысяч музыкальных произведений.

Рисунки и картины Лермонтова, которые он создал в большом количестве за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь посвятил не только литературе, но и живописи. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин, написанных маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - дают нам возможность оценить его художественное наследие. Поэтому его личность, мировоззрение, творчество нельзя понять без связи с такими видами искусства, как живопись и музыка.

В старших классах изучение произведений сопровождается знакомством с биографией автора. Уловить отражение внешних событий на духовном облике писателя помогают картины-портреты (серия портретов), изображающие его в различные периоды жизни, тогда как созерцание одного портрета не дает полных знаний, а оставляет лишь поверхностное впечатление.

Поэзия М.Ю.Лермонтова – богатый источник музыкальных переживаний многих композиторов, написавших музыку к его стихам и поэмам. Поэтому при изучении его творчества я стараюсь прибегать к музыкальным произведениям именно этих композиторов.

Задача учителя – разбудить в своих питомцах живое, цельное, эстетическое чувство.  Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе  урок литературы. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.  В завершение хочется привести  с слова В.Г Белинского: «Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы" »



Живопись и музыка  на уроках русской литературы

(на примере изучения творчества М.Ю.Лермонтова)

Сегодня мы говорим о растущей роли эстетического воспитания учащихся в школе. Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования  к взаимоотношениям людей, к их поведению, уровню внутренней и внешней культуры. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в жизнь россиян.

Подход к урокам литературы как к синтезу различных видов искусства: живописи, музыки и искусства слова дает широкие возможности для развития разностороннего творчества и учителя, и самого ученика. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ученик глубже чувствует и понимает художественное произведение. Поэтому я стараюсь использовать живопись и музыку при чтении литературных произведений. Это позволяет повысить у учащихся уровень эмоционального восприятия текста, обогатить и развить их речь, создавать яркие образы и картины.      

Личность самого Лермонтова была неразрывно связана с музыкой, живописью.  О музыкальной одарённости Лермонтова вспоминают современники, а напевность его лирики и поэм подтверждается ещё и тем, что творения Поэта вдохновили музыкантов на создание более чем двух с половиной тысяч музыкальных произведений.

Рисунки и картины Лермонтова, которые он создал в большом количестве за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь посвятил не только литературе, но и живописи. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин, написанных маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - дают нам возможность оценить его художественное наследие. Поэтому его личность, мировоззрение, творчество нельзя понять без связи с такими видами искусства, как живопись и музыка.

В старших классах изучение произведений сопровождается знакомством с биографией автора. Уловить отражение внешних событий на духовном облике писателя помогают картины-портреты (серия портретов), изображающие его в различные периоды жизни, тогда как созерцание одного портрета не дает полных знаний, а оставляет лишь поверхностное впечатление.

Поэзия М.Ю.Лермонтова – богатый источник музыкальных переживаний многих композиторов, написавших музыку к его стихам и поэмам. Поэтому при изучении его творчества я стараюсь прибегать к музыкальным произведениям именно этих композиторов.

Задача учителя – разбудить в своих питомцах живое, цельное, эстетическое чувство.  Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе  урок литературы. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.  В завершение хочется привести  с слова В.Г Белинского: «Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы"

Автор: Мингазова Гульнара Анасовна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 120037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках "Основы православной культуры"""
    ["seo_title"] => string(105) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_mladshikh_shkol_nikov_na_urokakh_osnovy_pravoslavnoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "347202"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475462344"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Специфика художественной литературы"
    ["seo_title"] => string(42) "spietsifika-khudozhiestviennoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "249772"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446974416"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства