Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы"
Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы"
Живопись и музыка на уроках русской литературы
(на примере изучения творчества М.Ю.Лермонтова)
Сегодня мы говорим о растущей роли эстетического воспитания учащихся в школе. Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к взаимоотношениям людей, к их поведению, уровню внутренней и внешней культуры. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в жизнь россиян.
Подход к урокам литературы как к синтезу различных видов искусства: живописи, музыки и искусства слова дает широкие возможности для развития разностороннего творчества и учителя, и самого ученика. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ученик глубже чувствует и понимает художественное произведение. Поэтому я стараюсь использовать живопись и музыку при чтении литературных произведений. Это позволяет повысить у учащихся уровень эмоционального восприятия текста, обогатить и развить их речь, создавать яркие образы и картины.
Личность самого Лермонтова была неразрывно связана с музыкой, живописью. О музыкальной одарённости Лермонтова вспоминают современники, а напевность его лирики и поэм подтверждается ещё и тем, что творения Поэта вдохновили музыкантов на создание более чем двух с половиной тысяч музыкальных произведений.
Рисунки и картины Лермонтова, которые он создал в большом количестве за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь посвятил не только литературе, но и живописи. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин, написанных маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - дают нам возможность оценить его художественное наследие. Поэтому его личность, мировоззрение, творчество нельзя понять без связи с такими видами искусства, как живопись и музыка.
В старших классах изучение произведений сопровождается знакомством с биографией автора. Уловить отражение внешних событий на духовном облике писателя помогают картины-портреты (серия портретов), изображающие его в различные периоды жизни, тогда как созерцание одного портрета не дает полных знаний, а оставляет лишь поверхностное впечатление.
Поэзия М.Ю.Лермонтова – богатый источник музыкальных переживаний многих композиторов, написавших музыку к его стихам и поэмам. Поэтому при изучении его творчества я стараюсь прибегать к музыкальным произведениям именно этих композиторов.
Задача учителя – разбудить в своих питомцах живое, цельное, эстетическое чувство. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе урок литературы. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь. В завершение хочется привести с слова В.Г Белинского: «Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы" »
Живопись и музыка на уроках русской литературы
(на примере изучения творчества М.Ю.Лермонтова)
Сегодня мы говорим о растущей роли эстетического воспитания учащихся в школе. Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к взаимоотношениям людей, к их поведению, уровню внутренней и внешней культуры. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в жизнь россиян.
Подход к урокам литературы как к синтезу различных видов искусства: живописи, музыки и искусства слова дает широкие возможности для развития разностороннего творчества и учителя, и самого ученика. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ученик глубже чувствует и понимает художественное произведение. Поэтому я стараюсь использовать живопись и музыку при чтении литературных произведений. Это позволяет повысить у учащихся уровень эмоционального восприятия текста, обогатить и развить их речь, создавать яркие образы и картины.
Личность самого Лермонтова была неразрывно связана с музыкой, живописью. О музыкальной одарённости Лермонтова вспоминают современники, а напевность его лирики и поэм подтверждается ещё и тем, что творения Поэта вдохновили музыкантов на создание более чем двух с половиной тысяч музыкальных произведений.
Рисунки и картины Лермонтова, которые он создал в большом количестве за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь посвятил не только литературе, но и живописи. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин, написанных маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - дают нам возможность оценить его художественное наследие. Поэтому его личность, мировоззрение, творчество нельзя понять без связи с такими видами искусства, как живопись и музыка.
В старших классах изучение произведений сопровождается знакомством с биографией автора. Уловить отражение внешних событий на духовном облике писателя помогают картины-портреты (серия портретов), изображающие его в различные периоды жизни, тогда как созерцание одного портрета не дает полных знаний, а оставляет лишь поверхностное впечатление.
Поэзия М.Ю.Лермонтова – богатый источник музыкальных переживаний многих композиторов, написавших музыку к его стихам и поэмам. Поэтому при изучении его творчества я стараюсь прибегать к музыкальным произведениям именно этих композиторов.
Задача учителя – разбудить в своих питомцах живое, цельное, эстетическое чувство. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе урок литературы. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь. В завершение хочется привести с слова В.Г Белинского: «Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».