kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя, о музыкальных и танцевальных жанрах.

Планируемые результаты.

Предметные: знать основные вехи биографии Л. Н. Толстого, выявить роль музыки в жизни и творчестве писателя, развивать монологическую речь, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации,  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, содействие  развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация; помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, стремление развивать эстетический вкус на примере классической литературы и искусства.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  литература, музыка, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

1. И. Емельянова.  МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО (muzruk.info).

2. Лев Мадорский,  Анатолий Зак. Лев Толстой и музыка (muz-urok.ru).

3. Гольденвейзер. Толстой и музыка. — 1939 (feb-web.ru).

План урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности:

- формулировка проблемы;

- определение темы урока;

- постановка учебной задачи.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала:

- актуализация ранее полученных знаний;

- просмотр презентации, прослушивание музыкальных произведений;

- выступление с сообщениями.

Этап 4. Закрепление полученных знаний:

- обсуждение проблемного вопроса в группах, составление кластера;

- диагностический контроль, самопроверка, самооценка.

Этап 5. Подведение итогов урока:

- обобщение;

- домашнее задание;

- рефлексия.

Ход урока.

1.Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада вновь видеть вас, чувствую, что вы готовы слушать и слышать меня. Представляю девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, обобщать, запоминать» (слайд № 1).

2. Учитель. Ребята, в 8 классе мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. И на последующих уроках будем читать и подробно разбирать рассказ «После бала».

А кто знает, что такое бал? (Бал – это светский приём, вечер с музыкой и танцами). И сегодня нам предстоит выяснить, а какую же роль играла музыка в жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Сформулируйте тему нашего урока. Знакомство с планом работы (слайд № 2).

3. Учитель. Слад № 3. Перед вами портрет Л. Н. Толстого работы известного русского художника Ильи Репина, выполненный в 1887 году. Обратите внимание на глаза. Они небольшие, круглые – и в этом их особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние  и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее…

   Учитель. Мы много знаем из биографии Л. Н. Толстого (кластер составляем на доске): великий писатель, автор романа-эпопеи «Война и мир», занимался педагогической деятельностью, открывал школы для крестьянских детей, написал «Азбуку».

   А знаете ли вы, что помимо всего перечисленного Лев Николаевич был ещё и музыкально одарённым человеком?

  Мать Мария Николаевна занималась музыкой и приучала к этому детей. Сам Толстой очень хорошо играл на рояле. Покинув Казанский университет, он составил себе программу самообразования. По составленному им плану он должен изучить юридические науки, иностранные языки, математику, естественные науки и «достигнуть средней степени совершенства в музыке…»

   Русский пианист и композитор Александр Борисович Гольденвейзер в своих воспоминаниях отметил, что «в молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепьяно». И далее «Когда в 1906 году я был вместе с Танеевым в Ясной Поляне, Лев Николаевич сыграл нам его, и мы его записали».

     Слайд № 4. Перед вами ноты с тем самым вальсом (прослушивание вальса).

   А ещё Лев Николаевич любил народную музыку.

       Слайд № 5. «Народная музыка»

       Сообщение ученика, прослушивание песни «Ноченька».

  Учитель. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец.

…Слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его…»

   В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

    Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передать смену мыслей и настроений героя.

   Самый знаменитый роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (слайд № 6). В нём огромное количество «музыкальных страниц». Видное место занимает описание танцев и танцевальной музыки, например, вдохновенно пляшет русскую главная героиня романа Наташа Ростова в гостях у дядюшки (слайд № 7 «Пляска Наташи»).

   Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка со слов: «Ну, племянница! - крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд…» до слов: «…умела понять то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Учитель. Нельзя не вспомнить первый бал Наташи Ростовой.

Слайд № 8 «Бал». Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века.    

   Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она лёгкая, грациозная…

  Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими дочерями – «на ярмарку невест».

   Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сияние…

Бал открывался полонезом (слайд № 9 «Полонез»).

Сообщение ученика.

Учитель.  После полонеза – вальс (слайд № 10 «Вальс»).

Сообщение ученика.

Учитель. Именно вальс танцевала на своём первом балу Наташа Ростова с Андреем Болконским.

Просмотр фрагмента фильма «Война и мир».

Учитель. Но главным танцем бала была мазурка (слайд № 11 «Мазурка»).

Сообщение ученика.

Учитель. Мазурку танцевал и полковник с дочерью в рассказе «После бала»

Физ. минутка (пауза релаксации)

Чтение отрывка на фоне музыки («Мазурка» Ф. Шопена).

«Он взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…Вся зала следила за каждым движением пары…».

   Но в этом рассказе есть и другая музыка, которую услышал главный герой после бала, и она контрастна той, что звучала на вечере. Он шёл влюблённый, одухотворённый по улице  и вдруг услышал «доносившиеся звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка» (слайд № 12). Эта музыка сопровождала наказание беглого солдата. Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. «Музыкальные моменты» помогают этому.

    Своеобразным центром культуры становится дом Л. Толстого в Ясной Поляне (слайд № 13). В гости к великому писателю часто приезжают люди культуры и искусства. В доме Л. Толстого звучат произведения Бетховена, Чайковского, Глинки, Моцарта. Для Толстого играют Скрябин, Танеев, Гольденвейзер, Рахманинов.

         Но самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке - то же, что Пушкин в поэзии»,- повторял Лев Толстой (слайд № 14). «Мазурку» Ф. Шопена вы уже слышали сегодня на уроке.

4. Обсуждение проблемного вопроса в группах, составление кластера «Толстой и музыка», выступление перед классом.

    Диагностический тест с самопроверкой и самооценкой.

  1. На каком музыкальном инструменте играл Толстой? (Рояль).
  2. Какие песни любил слушать Толстой, называя их «удивительным сокровищем»? (Народные).
  3. Из какого произведения эти герои – Наташа Ростова, Андрей Болконский? («Война и мир»).
  4. Каким танцем открывались балы при дворе в России XIX века? (Полонезом).
  5. На какой танец пригласил Андрей Болконский Наташу на её первом в жизни балу? (На вальс).
  6. А какой танец исполняли полковник с дочерью в рассказе «После бала»? (Мазурку).
  7. Какие музыкальные инструменты звучат во время наказания беглого солдата в рассказе «После бала»? (Флейта и барабан).
  8. Кто был самым любимым композитором Толстого? (Шопен).
  9. Где чаще всего собирал Л. Н. Толстой видных деятелей культуры и искусства? (В Ясной Поляне).

5. Домашнее задание: прочитать рассказ «После бала».

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Пополнили вы свои знания о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы.

 Имя, фамилия_____________________________       

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне интересна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею:

- слушать;

- выделять необходимую информацию;

- обобщать и систематизировать добытую информацию;

- правильно строить высказывание;

- работать в группе мне нравится.

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". »

Конспект интегрированного урока (литература – музыка)

«Роль музыки в жизни и творчестве Л. Н. Толстого».

8 класс.

Составила Исаева Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 17

Кировградского городского округа, Свердловской области.


Класс: 8

Предмет: литература

Учебник: Литература. 8 класс. В 2-х ч.: учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост.: Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцева и др.: под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010.

Название раздела, темы: Литература XIX века. Л. Н. Толстой.

Тема урока: «Роль музыки в жизни и творчестве Л. Н. Толстого».

Цели урока: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя, о музыкальных и танцевальных жанрах.

Планируемые результаты.

Предметные: знать основные вехи биографии Л. Н. Толстого, выявить роль музыки в жизни и творчестве писателя, развивать монологическую речь, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, систематизация; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, стремление развивать эстетический вкус на примере классической литературы и искусства.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: литература, музыка, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

1. И. Емельянова. МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО (muzruk.info).

2. Лев Мадорский, Анатолий Зак. Лев Толстой и музыка (muz-urok.ru).

3. Гольденвейзер. Толстой и музыка. — 1939 (feb-web.ru).


План урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности:

- формулировка проблемы;

- определение темы урока;

- постановка учебной задачи.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала:

- актуализация ранее полученных знаний;

- просмотр презентации, прослушивание музыкальных произведений;

- выступление с сообщениями.

Этап 4. Закрепление полученных знаний:

- обсуждение проблемного вопроса в группах, составление кластера;

- диагностический контроль, самопроверка, самооценка.

Этап 5. Подведение итогов урока:

- обобщение;

- домашнее задание;

- рефлексия.


Ход урока.

1.Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада вновь видеть вас, чувствую, что вы готовы слушать и слышать меня. Представляю девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, обобщать, запоминать» (слайд № 1).

2. Учитель. Ребята, в 8 классе мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. И на последующих уроках будем читать и подробно разбирать рассказ «После бала».

А кто знает, что такое бал? (Бал – это светский приём, вечер с музыкой и танцами). И сегодня нам предстоит выяснить, а какую же роль играла музыка в жизни и творчестве

Л. Н. Толстого. Сформулируйте тему нашего урока. Знакомство с планом работы (слайд № 2).

3. Учитель. Слад № 3. Перед вами портрет Л. Н. Толстого работы известного русского художника Ильи Репина, выполненный в 1887 году. Обратите внимание на глаза. Они небольшие, круглые – и в этом их особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее…

Учитель. Мы много знаем из биографии Л. Н. Толстого (кластер составляем на доске): великий писатель, автор романа-эпопеи «Война и мир», занимался педагогической деятельностью, открывал школы для крестьянских детей, написал «Азбуку».

А знаете ли вы, что помимо всего перечисленного Лев Николаевич был ещё и музыкально одарённым человеком?

Мать Мария Николаевна занималась музыкой и приучала к этому детей. Сам Толстой очень хорошо играл на рояле. Покинув Казанский университет, он составил себе программу самообразования. По составленному им плану он должен изучить юридические науки, иностранные языки, математику, естественные науки и «достигнуть средней степени совершенства в музыке…»

Русский пианист и композитор Александр Борисович Гондельвейзер в своих воспоминаниях отметил, что «в молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепьяно». И далее «Когда в 1906 году я был вместе с Танеевым в Ясной Поляне, Лев Николаевич сыграл нам его, и мы его записали».

Слайд № 4. Перед вами ноты с тем самым вальсом (прослушивание вальса).


А ещё Лев Николаевич любил народную музыку.

Слайд № 5. «Народная музыка»

Сообщение ученика, прослушивание песни «Ноченька».

Учитель. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец.

…Слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его…»

В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передать смену мыслей и настроений героя.

Самый знаменитый роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (слайд № 6). В нём огромное количество «музыкальных страниц». Видное место занимает описание танцев и танцевальной музыки, например, вдохновенно пляшет русскую главная героиня романа Наташа Ростова в гостях у дядюшки (слайд № 7 «Пляска Наташи»).

Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка со слов: «Ну, племянница! - крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд…» до слов: «…умела понять то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Учитель. Нельзя не вспомнить первый бал Наташи Ростовой.

Слайд № 8 «Бал». Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века.

Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она лёгкая, грациозная…

Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими дочерями – «на ярмарку невест».

Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сияние…

Бал открывался полонезом (слайд № 9 «Полонез»).

Сообщение ученика.

Учитель. После полонеза – вальс (слайд № 10 «Вальс»).

Сообщение ученика.

Учитель. Именно вальс танцевала на своём первом балу Наташа Ростова с Андреем Болконским.

Просмотр фрагмента фильма «Война и мир».

Учитель. Но главным танцем бала была мазурка (слайд № 11 «Мазурка»).

Сообщение ученика.

Учитель. Мазурку танцевал и полковник с дочерью в рассказе «После бала»

Физ. минутка (пауза релаксации)

Чтение отрывка на фоне музыки («Мазурка» Ф. Шопена).

«Он взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…Вся зала следила за каждым движением пары…».

Но в этом рассказе есть и другая музыка, которую услышал главный герой после бала, и она контрастна той, что звучала на вечере. Он шёл влюблённый, одухотворённый по улице и вдруг услышал «доносившиеся звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка» (слайд № 12). Эта музыка сопровождала наказание беглого солдата. Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. «Музыкальные моменты» помогают этому.

Своеобразным центром культуры становится дом Л. Толстого в Ясной Поляне (слайд № 13). В гости к великому писателю часто приезжают люди культуры и искусства. В доме Л. Толстого звучат произведения Бетховена, Чайковского, Глинки, Моцарта. Для Толстого играют Скрябин, Танеев, Гольденвейзер, Рахманинов.

Но самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке - то же, что Пушкин в поэзии»,- повторял Лев Толстой (слайд № 14). «Мазурку» Ф. Шопена вы уже слышали сегодня на уроке.

4. Обсуждение проблемного вопроса в группах, составление кластера «Толстой и музыка», выступление перед классом.

Диагностический тест с самопроверкой и самооценкой.

  1. На каком музыкальном инструменте играл Толстой? (Рояль).

  2. Какие песни любил слушать Толстой, называя их «удивительным сокровищем»? (Народные).

  3. Из какого произведения эти герои – Наташа Ростова, Андрей Болконский? («Война и мир»).

  4. Каким танцем открывались балы при дворе в России XIX века? (Полонезом).

  5. На какой танец пригласил Андрей Болконский Наташу на её первом в жизни балу? (На вальс).

  6. А какой танец исполняли полковник с дочерью в рассказе «После бала»? (Мазурку).

  7. Какие музыкальные инструменты звучат во время наказания беглого солдата в рассказе «После бала»? (Флейта и барабан).

  8. Кто был самым любимым композитором Толстого? (Шопен).

  9. Где чаще всего собирал Л. Н. Толстой видных деятелей культуры и искусства? (В Ясной Поляне).

5. Домашнее задание: прочитать рассказ «После бала».

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Пополнили вы свои знания о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы.

Имя, фамилия_____________________________



Утверждения



Поставь знак «+» или «?»


1) Тема урока мне интересна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею:

- слушать;

- выделять необходимую информацию;

- обобщать и систематизировать добытую

информацию;

- правильно строить высказывание;

- работать в группе мне нравится.



4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исаева Надежда Алексеевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125418

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства