Просмотр содержимого документа
«Мотивация во внеурочной деятельности.»
Мотивация во внеурочной деятельности.
Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание — не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека.
В.А. Сухомлинский
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОСНОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Основное предназначение внеурочной деятельности— удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно», — писал Л.С. Выготский.
В возрасте 6–10 лет творческие способности детей активно развиваются, ведь младшие школьники открыты, восприимчивы и любознательны.
Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для:
• проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
• позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ученика;
учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
накопить опыт творческой деятельности.
Программами внеурочной деятельности определены пять направлений воспитания и развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
обще-интеллектуальное,
общекультурное
Содержание материалов всех программ ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность — основа всех направлений внеурочной деятельности). Это позволяет в яркой форме сформировать у учащихся представления о внутреннем мире человека.
Источником как урочной так и внеурочной деятельности школьников является мотивация.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Виды мотивации:
Познавательная мотивация
Мотивация достижения успеха
Компенсаторная мотивация
Престижная мотивация
Мотивация избегания неудачи
Познавательная мотивация
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Мотивация достижения успеха
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Престижная мотивация
Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Мотивация избегания неудачи
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.
Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.
Компенсаторная мотивация
У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.
Важным элементом во внеурочной деятельности учащихся начальной школы является сотрудничество школы с родителями. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении школьных мероприятий, организовывают поездки, помогают в создании проектов.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой.