Мониторинг личностного развития ребенка
Комплексная оценка личностного развития ребенка основывается:
- на мониторинге его общеучебных достижений,
- на мониторинге самостоятельного развития личностных качеств каждого учащегося,
- на изменении рейтинговой оценки его достижений в освоении учебных программ в классе.
Мониторинг общеучебных достижений и изменение рейтинговой оценки достижений в освоении учебных программ в классе осуществляется учителем с помощью электронного журнала по результатам четверти. Оценивается динамика изменения показателей. Выявляются успешные и проблемные группы обучающихся. Анализ происходящих изменений позволяет учителю уточнить направленность индивидуальной воспитательной работы в классе, а также оценить эффективность способов понуждения к саморазвитию, используемых при взаимодействии с детьми.
Мониторинг самостоятельного развития личностных качеств каждого учащегося осуществляется методом педагогического наблюдения отдельно родителями и учителем (классным руководителем). Карточка педагогического наблюдения заполняется в конце первой четверти в первом классе, а затем в конце каждого учебного года. Карточка содержит набор качеств, характеризующих самостоятельную деятельность ребенка, а также оценку степени выраженности каждого качества: качество не наблюдается, качество проявляется редко, качество проявляется часто.
Основными критериями оценивания являются:
- Самостоятельное выполнение требований к учебной активности
- Самостоятельное выполнение требований к культуре поведения на переменах и уроках
- Эмоциональная устойчивость
- Реагирование на указания
- Стыд
- Проявление сочувствия к одноклассникам
- Самоконтроль
- Склонность к страхам
- Проявление воли
- Терпение
- Забота о близких людях
- Готовность к сотрудничеству со сверстниками
- Проявление совести
- Планирование занятий
- Ориентация на успешную учебу
- Потребность в эстетическом развитии
Во втором классе к ним добавляются:
- Проявление чувства долга
- Уважительное отношение к другому полу
В третьем и четвертом классах к ним добавляется:
- Выбор оптимального решения выполнения запланированного
Дополняется информация о ребенке следующими характеристиками:
- доминирующий темперамент: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик;
- уровень развития логического мышления для данного возраста: низкий, средний, высокий;
- степень развития памяти: слабая, средняя, высокая;
- общительность: низкая, средняя, высокая;
- активность при изучении природы, техники, людей: низкая, средняя, высокая (подчеркнуть, в чем и какая);
- тип гордости: заниженная, нормативная, завышенная;
- содержание склонностей к отдельным видам деятельности (указать к каким).
Затем происходит сравнение оценок развитости отдельных качеств, и учитель организует обсуждение психолого-педагогического «портрета» ученика отдельно с каждой семьей. Вырабатывается единая система критериев, позволяющая выработать общую методику влияния на сознание и поведение ребенка, отследить происходящие в ребенке изменения.
Если обучение младшеклассников организовано в режиме школы полного дня, то целесообразно использовать хорошо зарекомендовавшую себя практику организации специальной работы с детьми по саморазвитию. Начиная со второго класса, в начале четверти детям предлагается определить то качество, которое они бы хотели в себе изменить, развить. Вместе с учителем выбираются способы достижения желаемых изменений, выделяются поступки, действия, по которым можно судить о достигнутом результате. В конце четверти ребенок вместе с учителем оценивает свои достижения, определяет свои дальнейшие действия. При этом роль учителя заключается в том, чтобы ставящиеся ребенком перед собой задачи были конкретными и достижимыми, а результат определяемым. Выполнение планов саморазвития может стать составной частью портфолио обучающегося. Кроме того, данный прием может использоваться выборочно, для решения проблем отдельного ребенка.
Предлагаемая система комплексной оценки личностного развития ребенка позволяет оценить степень сформированности у обучающихся социальной компетентности на основе выработки навыков самоопределения, самовоспитания, саморазвития при переходе на вторую ступень образования. В то же время сам педагог получает возможность определить эффективность использованных педагогических приемов, показать конкретные результаты своей воспитательной деятельности. И, наконец, включение в систему оценивания помимо учителя родителей и самого ребенка создает условия для формирования культуры доверия, ощущения позитивной объединённости в осуществлении общего дела.