Диагностика, оценка и мониторинг регулятивных универсальных учебных действий
Диагностика, оценка и мониторинг регулятивных универсальных учебных действий
Ведущий компонент ФГОС НОО второго поколения – требования к результатам образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, метапредметные и личностные достижения ребенка. Для диагностики, оценки предметных результатов на сегодняшний день предлагается множество комплексных работ на межпредметной основе. Перед учителем встает задача выбора материалов и процедуры диагностики, оценки и мониторинга личностных и метапредметных результатов. Их достижение обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов и внеурочной деятельности. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить его развитие.
Цель мониторинга – отслеживание динамики качественных показателей успешности учебного процесса в начальной школе, выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым, принятие корректирующих решений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика, оценка и мониторинг регулятивных универсальных учебных действий »
Никифорова А.Д.,учитель начальных классов
МБОУ «Тандинская СОШ».
Диагностика, оценка и мониторинг регулятивных универсальных учебных действий
Ведущий компонент ФГОС НОО второго поколения – требования к результатам образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, метапредметные и личностные достижения ребенка. Для диагностики, оценки предметных результатов на сегодняшний день предлагается множество комплексных работ на межпредметной основе. Перед учителем встает задача выбора материалов и процедуры диагностики, оценки и мониторинга личностных и метапредметных результатов. Их достижение обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов и внеурочной деятельности. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить его развитие.
Цель мониторинга – отслеживание динамики качественных показателей успешности учебного процесса в начальной школе, выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым, принятие корректирующих решений.
В качестве примера представляем опыт работы по созданию мониторинга регулятивных УУД учащихся 1 класса.
Задачи мониторинга:
1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности регулятивных УУД;
2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию регулятивных УУД;
3.Апробация карт достижений и методик оценки уровня сформированности регулятивных УУД;
4.Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности регулятивных УУД ;
5.Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Диагностика сформированности регулятивных УУД проводится в начале, в середине и конце учебного года. Методики для входного мониторинга в начале учебного года:
1. «Рисование по точкам». Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, возможность сознательно контролировать свои действия. Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность. Возраст: 6,5 -8 лет. Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
2. Методика «Кодирование». Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково- символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля. Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Одним из вариантов формирования и оценки регулятивных УУД может стать обращение к методу проектов. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Для оценки сформированности регулятивных умений в проектной деятельности мы используем карту достижений.
Таблица 1
Карта достижений. Регулятивные УУД. 1 класс.
Учащиеся
УУД
1
2
Организовывать свое рабочее место
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
Проговаривать последовательность действий
Работать по плану
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном
Делать вывод о результате
Регулятивные умения оцениваются по трем уровням: ниже базового (0б), базовый (1б), повышенный (2б). Критерии определения уровня взяты и адаптированы из «Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО в «Школе России» и технология оценивания образовательных результатов» Д.Д.Данилова.
Таблица 2
Регулятивные УУД. 1 класс
Определять
цель
и план
действий
б
Принимать учебную задачу в готовом виде; определять цель деятельности с помощью учителя
1б
п
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему
2б
б
Высказывать свое предположение
1б
п
Предлагать способ проверки предположения
2б
б
Проговаривать последовательность действий
1б
п
Планировать деятельность
2б
Действовать
по плану
б
Работать по предложенному плану
1б
п
Работать по предложенному плану, используя необходимые средства
2б
Оценивать результат
б
Отличать верно выполненное задание от неверного
1б
п
Определять успешность выполнения задания
2б
б
Признавать свою ошибку или неудачу
1б
п
Осознавать причины своего успеха или неуспеха
2б
Наблюдение и оценка проводятся в середине (январь) и конце (май) учебного года.
Образовательная система «Школа России» предлагает диагностические материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Е.В.Бунеевой, А.А.Вахрушева, С.А.Козловой, О.В.Чиндиловой, позволяющие выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка. Данная диагностика разработана для 1,2,3,4 классов. Диагностика проводится в форме тестирования в середине и конце учебного года. Материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера. Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, являются показателем того, на каком уровне находится соответствующее умение у ребенка. Фиксация результатов позволит сравнивать достигнутые результаты с последующими.
Внешним мониторингом является ежегодное участие в различных конкурсах, которое позволяют сравнить результаты формирования регулятивных умений по классам, увидеть динамику каждого ребенка.
Все результаты диагностики заносятся в таблицы Microsoft Office Excel.
Таким образом, благодаря мониторингу, мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения. Педагогический мониторинг имеет большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.