Просмотр содержимого документа
«Мониторинг качества образования: портфолио как инструмент мониторинга.»
Комаревцева Анна Петровна
МБОУ СОШ №8, г.Красный Сулин
Портфолио как инструмент мониторинга качества образования
«Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только
к мышлению, но и к хотению».
Н.А.Умов
Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности, государства в целом и, конечно же, семьи. Уровень понимания оценки качества образования для каждого из них имеет разностороннюю направленность, что не позволяет вынести однозначного решения.
Философский словарь дает такое толкование категории качества: «Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество».
По сути, чтобы оценить качество предоставляемых образовательных услуг необходимо провести полное самообследование деятельности всей структуры образовательного учреждения. При этом проблема оценивания заключается не только в выработке критериев – показателей качества, но и в подборе инструмента для проведения мониторинга.
Универсальным инструментом в этом отношении, на наш взгляд, является технология портфолио, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования (СОКО).
Портфолио - прежде всего, инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.
Использование в качестве инструмента мониторинга технологии портфолио, позволяет развивать инициативу, стимулирует обучающихся к самоанализу своих учебных и внеурочных достижений, расширению диапазона практического применения полученных метапредметных и предметных знаний.
Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А-4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов: например, (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения и др.); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; инструмент мониторинга качества образования, копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика, повод для “встречи” школьника, учителя и родителя.
Преимущество Портфолио как инструмента фиксирования индивидуальных достижений младших школьников:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
Текущая аттестация
Итоговая
(четверть, год)
аттестация
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность
- устный опрос
- письменная
самостоятельная работа
- диктанты
-контрольное
списывание
- тестовые задания
- графическая
работа
- изложение
- доклад
- творческая
работа
- посещение
уроков по
программам наблюдения
-диагностическая контрольная
работа
- диктанты
- изложения
- контроль
техники чтения
анализ
динамики
текущей
успеваемости
-участие в выставках, конкурсах,
соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной
деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
Формы представления образовательных результатов:
- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению оценок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
-результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметнойобученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Учитывая разные типы портфолио, мы пришли к выводу, что портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.
Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, а также позволяет объективно оценить качество предоставляемых образовательных услуг.