Доклад
«Использование ЦОР в деятельности педагога ДОУ»
Оюн Ч.В. – преподаватель математики,
заместитель директора по ИР
ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»
Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования . Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) , опубликованным в Сети .
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования . В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены
- информационные (или информационно-справочные) источники- это оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной , учебной, художественной литературы и публицистики…) не повторяющие стабильные учебники ; а так же статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.) ; динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD) ; мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.) ;
- инструменты создания и обработки информации – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками ;
Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!) «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
В процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий дошкольное образовательное учреждение , в том числе и наш детский сад , как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в план непосредственно образовательной деятельности ДОУ , а об использовании информационно - коммуникационных технологий педагогами , воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.
Как использование иформационно - коммуникационных технологий может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?
- подбор иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира педагогический коллектив нашего ДОУ осуществляет интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста .Особое значение нами придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Мы убеждены, что непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ЦОР делают процесс обучения более интересным и интенсивным. Используя ЦОРы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
- Качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
- Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
В образовательных областях используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса, представленных в цифровой форме:
- фотографии,
- плакаты,
- презентации,
- видеофрагменты,
- видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- Для обозначения темы (тема непосредственно образовательной деятельности представлена на слайдах).
- Как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретной совместной деятельности презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).
- Для контроля знаний.
Практика показала, что при использовании ЦОРов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают различные понятия;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется внимание и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- формируется тончайшая координация движений глаз.
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования любой организации является наличие развитой информационной системы. Информационные системы предназначены для хранения информации в специально организованной форме и должны обеспечивать вывод и различные манипуляции с информацией, включая поиск по некоторым признакам и подготовку отчётов. База данных - важнейшая составная часть любой информационной системы .Поэтому в детском саду необходимо создавать базы данных по всем разделам работы. Например, база "Детский сад", в которой хранится всевозможная информация о сотрудниках, их личные и служебные данные, сведения о детях. Базы, содержащие сведения о компьютерном программном обеспечении, о наличии методической литературы, каталоги статей, дидактических материалов, диагностических методик и результатов психологического диагностирования детей. Можно накапливать материал для проведения мониторинга качества педагогического процесса в детском саду.
В методической работе дошкольного учреждения ЦОРы (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.
Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня можно создать следующие презентации: организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным направлением; внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс; опыт работы дошкольного учреждения по различным направлениям; методическое портфолио; портфолио дошкольного учреждения.
В помощь педагогам в ДОУ необходимо создать творческую группу, которая разработает занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.
Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами.
Своё выступление я хочу завершить словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» Желаю успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения.