kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Использование ЦОР и ЭОР в деятельности педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

«Использование ЦОР в деятельности педагога ДОУ»

 

Оюн Ч.В. – преподаватель математики,

заместитель директора по ИР

ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»

 

Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение  роли информации, превращение ее  в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.  Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.           Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования       . Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) , опубликованным в Сети .

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования . В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены

  • информационные (или информационно-справочные) источники- это оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной , учебной, художественной литературы и публицистики…) не повторяющие стабильные учебники ; а так же статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.) ; динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD) ; мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.) ;
  • инструменты создания и обработки информации – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками ;

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 
(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!) «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/

  В процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий  дошкольное образовательное учреждение , в том числе и наш детский сад , как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в план непосредственно образовательной деятельности ДОУ , а об использовании информационно - коммуникационных технологий педагогами , воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

Как использование иформационно - коммуникационных технологий  может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?

  • подбор иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
  • подбор дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  •   использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
  • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
  • создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

    Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира педагогический коллектив нашего ДОУ осуществляет интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста .Особое значение нами придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Мы убеждены, что непосредственно образовательная деятельность  должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ЦОР делают процесс обучения более интересным и интенсивным. Используя ЦОРы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

  • Качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
  • Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

В образовательных областях используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса, представленных в цифровой форме:

  • фотографии,
  • плакаты,
  • презентации,
  • видеофрагменты,
  • видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

 Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала  в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы (тема непосредственно образовательной деятельности представлена на слайдах).
  2. Как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретной совместной деятельности презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).
  3. Для контроля знаний.

Практика показала, что при использовании ЦОРов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают различные понятия;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется внимание и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • формируется тончайшая координация движений глаз.
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования любой организации является наличие развитой информационной системы. Информационные системы предназначены для хранения информации в специально организованной форме и должны обеспечивать вывод и различные манипуляции с информацией, включая поиск по некоторым признакам и подготовку отчётов. База данных - важнейшая составная часть любой информационной системы .Поэтому в детском саду необходимо создавать базы данных по всем разделам работы. Например, база "Детский сад", в которой хранится всевозможная информация о сотрудниках, их личные и служебные данные, сведения о детях. Базы, содержащие сведения о компьютерном программном обеспечении, о наличии методической литературы, каталоги статей, дидактических материалов, диагностических методик и результатов психологического диагностирования детей. Можно накапливать материал для проведения мониторинга качества педагогического процесса в детском саду.

В методической работе дошкольного учреждения ЦОРы (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня можно создать следующие презентации: организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным направлением;  внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс;  опыт работы дошкольного учреждения по различным направлениям;  методическое портфолио;  портфолио дошкольного учреждения.

В помощь педагогам в ДОУ необходимо создать творческую группу, которая разработает занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.

Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами.

Своё  выступление я  хочу завершить словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!»  Желаю  успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование ЦОР и ЭОР в деятельности педагога" »

Доклад

«Использование ЦОР в деятельности педагога ДОУ»


Оюн Ч.В. – преподаватель математики,

заместитель директора по ИР

ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»


Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение  роли информации, превращение ее  в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования . Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) , опубликованным в Сети .

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования . В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены

  • информационные (или информационно-справочные) источники- это оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной , учебной, художественной литературы и публицистики…) не повторяющие стабильные учебники ; а так же статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.) ; динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD) ; мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.) ;

  • инструменты создания и обработки информации – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками ;

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru 
(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!) «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/

В процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий дошкольное образовательное учреждение , в том числе и наш детский сад , как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в план непосредственно образовательной деятельности ДОУ , а об использовании информационно - коммуникационных технологий педагогами , воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

Как использование иформационно - коммуникационных технологий может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?

  • подбор иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

  • подбор дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

  • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

  • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

  •   использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

  • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

  • создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира педагогический коллектив нашего ДОУ осуществляет интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста .Особое значение нами придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Мы убеждены, что непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ЦОР делают процесс обучения более интересным и интенсивным. Используя ЦОРы для активизации познавательной и творческой деятельности детей, мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

  • Качественные преимущества очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

  • Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

В образовательных областях используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса, представленных в цифровой форме:

  • фотографии,

  • плакаты,

  • презентации,

  • видеофрагменты,

  • видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы (тема непосредственно образовательной деятельности представлена на слайдах).

  2. Как сопровождение объяснения педагога (используются созданные специально для конкретной совместной деятельности презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).

  3. Для контроля знаний.

Практика показала, что при использовании ЦОРов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают различные понятия;

  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

  • тренируется внимание и память;

  • раньше овладевают чтением и письмом;

  • активно пополняется словарный запас;

  • формируется тончайшая координация движений глаз.

  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

  • развивается воображение и творческие способности;

  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования любой организации является наличие развитой информационной системы. Информационные системы предназначены для хранения информации в специально организованной форме и должны обеспечивать вывод и различные манипуляции с информацией, включая поиск по некоторым признакам и подготовку отчётов. База данных - важнейшая составная часть любой информационной системы .Поэтому в детском саду необходимо создавать базы данных по всем разделам работы. Например, база "Детский сад", в которой хранится всевозможная информация о сотрудниках, их личные и служебные данные, сведения о детях. Базы, содержащие сведения о компьютерном программном обеспечении, о наличии методической литературы, каталоги статей, дидактических материалов, диагностических методик и результатов психологического диагностирования детей. Можно накапливать материал для проведения мониторинга качества педагогического процесса в детском саду.

В методической работе дошкольного учреждения ЦОРы (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня можно создать следующие презентации: организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным направлением;  внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс;  опыт работы дошкольного учреждения по различным направлениям;  методическое портфолио;  портфолио дошкольного учреждения.

В помощь педагогам в ДОУ необходимо создать творческую группу, которая разработает занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.

Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами.

Своё выступление я хочу завершить словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» Желаю успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Использование ЦОР и ЭОР в деятельности педагога"

Автор: Оюн Чаяна Валентиновна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167617

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства