Данные мониторинга УУД позволят скорректировать учебный процесс путем разработки индивидуальных маршрутов по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Мониторинг сформированности УУД у обучающихся осуществляется на основе метода наблюдения. Наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.
- Учитель самостоятельно (или с психологом) заполняют сводную таблицу по классу.
- Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. При этом процесс наблюдения ограничивается группой учащихся, не более 5 человек.
- Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников, педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности УУД (см. таблицу1). Процесс наблюдения за обучающимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности |
| | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
| 1. Сформированность личностных УУД |
1.1 | Сформированность учебно-познавательного интереса | проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и теоретическому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя | проявляет интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем | обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые |
1.2 | Принятие и соблюдение норм школьного поведения | всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке | знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других | нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя, либо не осознавая их |
1.3 | Самооценка | адекватное представление о себе как личности и своих способностях; осознание способов поддержания своей самооценки | выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению | неумение адекватно оценить свои способности, самооценка ситуативна, зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением |
1.4 | Нравственно-этическая ориентация | сформированы представления о моральных нормах, имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм | активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, частично сформирован уровень развития моральных суждений; имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора; иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм | знает суть нравственных норм; нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка; отношение к нравственным нормам неопределенное |
1.5 | Эмоциональная отзывчивость | всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим | способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится | переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других |
| 2. Сформированность регулятивных УУД |
2.1 | Действие целеполагания | выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия | четко выполняет требование познавательной задачи, осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи, самостоятельно формулирует познавательные цели, осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования | определяет цель учебной деятельности с помощью учителя, включаясь в работу, быстро отвлекается; осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования; невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов |
2.2 | Действие планирования | может совместно со взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану | в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя | копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь, самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может |
2.3 | Действия контроля и коррекции | ошибки исправляет самостоятельно; контролирует процесс решения задачи другими учениками; контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения | самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы; задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно | без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям; ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их |
2.4 | Действие оценки | умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия; может оценить действия других учеников; самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения | приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи | приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения |
2.5 | Саморегуляция | помнит и удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные поведенческие реакции | помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; не всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке | не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке |
| 3. Сформированность познавательных УУД |
3.1 | Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий | самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий | не может без помощи педагога найти необходимую информацию для выполнения учебных заданий |
3.2 | Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного | с помощью учителя способен отличать новое от уже известного | даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного |
3.3 | Умение делать выводы | способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы | совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы | даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы |
3.4 | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов | выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога | затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов |
3.5 | Группировка и классификация объектов | практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту предметном материале | осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого | данные логические операции для ребенка недоступны |
3.6 | Установление причинно- следственных связей | способен самостоятельно определить причинно-следственные связи на доступном учебном материале | определяет причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого | не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого |
3.7 | Умение выявить аналогии на предметном материале | часто способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале | по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале | даже при значительной помощи взрослого затрудняется в выявлении аналогии на предметном материале |
3.8 | Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем | ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок | понимает инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно | не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем, не понимает как передавать логические или числовые отношения знаково-символическими средствами, не может выполнить задание даже по образцу |
| 4. Сформированность коммуникативных УУД |
4.1 | Умение работать в паре и группе | согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координирует их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла | приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других | не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятельности других детей |
4.2 | Умение оформлять свою мысль в устной речи | имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) | высказывает свои мысли по алгоритму | не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи |
4.3 | Умение выразительно читать и пересказывать текст | читает бегло, без ошибок, полно и точно пересказывает содержание текста | читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов | читает, но ни понимает прочитанного |
4.4 | Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми | знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми |
4.5 | Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности | в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль | в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя | в групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только исполнителя |