Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся первых классов
Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся первых классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изучен опыт работы пермской школы. Технологические карты находятся в стадии апробации, поэтому имеют место для корректировок и дополнений.
В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД. Из предлагаемых А.Г. Асмоловым типовых задач, для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям первоклассников, а также методы и диагностики, апробированные нами ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.
Единых устоявшихся критериев, по которым можно было бы определить, в какой степени обучающийся освоил то или иное действие - нет. Мы отошли от привычной трехуровневой разбаловки, аргументируя свой выбор тем, что критерии оценивания должны быть более дифференцированными и прозрачными. Исходя, из выбранных методик, были определены уровни сформированности и их показатели.
Виды УУД | Основные характеристики | Уровни сформированности | Показатели сформированности | Методы, методики и типовые задачи |
Самоопределение | Внутренняя позиция школьника | 1 уровень | отрицательное отношение к школе | Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А. Л. Венгера) |
2 уровень | положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности |
3 уровень | возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика» |
4 уровень | сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни |
Самооценка | 1уровень | низкая самооценка | Методика «Лесенка» «Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман) |
2 уровень | адекватная самооценка |
3 уровень | завышенная самооценка |
Смыслообразование | Учебно-познавательный интерес | 1 уровень | негативное отношение к школе, школьная дезадаптация | Анкета (Н.Лускановой) |
2 уровень | низкая школьная мотивация |
3 уровень | положительное отношение к школе |
4 уровень | хорошая школьная мотивация |
5 уровень | максимально высокий уровень школьной мотивации |
Нравственно-этическая ориентация | | 1 уровень | низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» |
2 уровень- | правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм |
3 уровень | имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах |
Виды УУД | Уровни сформированности | Показатели сформированности | Методы, методики и типовые задачи |
Целеполагание | 1 уровень - отсутствие цели | Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования) | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика
|
2 уровень - принятие практической задачи | Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется |
3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется |
4 уровень - принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи |
5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней |
6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей | Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы |
Контроль | 1 уровень - отсутствие контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика |
2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания | Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий |
3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки |
4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания | При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок |
5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы |
6 уровень - актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы |
Оценка | 1 уровень - отсутствие оценки | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика |
2 уровень - адекватная ретроспективная | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия |
3 уровень - неадекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий |
4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий |
5 уровень - актуально-адекватная прогностическая | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия |
Учебные действия | 1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности | Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения | Наблюдение. Методика Г В. Репкина, Е.В. Заика |
2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем | Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму |
3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст | |
4 уровень - адекватный перенос уч. дейст. | |
Виды УУД | Основные характеристики | Уровни сформированности | Показатели сформированности | Методы, методики и типовые задачи |
Общеучебные | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | 1 уровень | Большинство умений не сформированы | Наблюдение |
2 уровень | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога |
3 уровень | Выполняет самостоятельно |
Универсальные логические действия | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | 1 уровень | Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена | Тест на изучение развития логических операций | | «Найди отличия» (сравнение картинок) |
2 уровень | Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков |
3 уровень | Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков |
Постановка и решение проблемы | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | 1 уровень | Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | Задания проблемно-поискового характера |
2 уровень | Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов |
3 уровень | Самостоятельно ориентируется в учебнике |
Виды УУД | Основные характеристики | Уровень сформированности коммуникативных УУД | Методы, методики и типовые задачи |
высокий | средний | низкий |
Коммуникация как кооперация | Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать в паре. | отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству | частично отвечает на вопросы, работает в паре ситуативно. | не идет на контакт (агрессивен или пассивен) | Наблюдение Методика «Рукавички» |
Коммуникация как интеракция | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать речевое обращение другого человека. | тактичен, вежлив, соблюдает этикет; понимает речевое обращение другого человека | частично соблюдает этикет; не всегда понимает речевое обращение другого человека | молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека | Наблюдение Методика «Левая и правая стороны» |
Коммуникация как интериоризация | Слушать и понимать речь других. | слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь | слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно. | не слышит; не может дать обратную связь | Наблюдение Методика «Узор под диктовку» |
Данные, полученные в результате, проведённого мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса - есть основа для внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году, т.е. во 2 классе.
Ф.И. ученика ____________________________________
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010