Просмотр содержимого документа
«Моделирование – средство формирования познавательных умений»
Моделирование – как средство формирования познавательных умений
Для формирования познавательных умений в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование. Знаково-символические познавательные действия:
моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).
Дети с большим удовольствием составляют рисунки, схемы, придумывают различного рода знаки, символы. Метод моделирования помогает вооружить ребенка такими приемами, которые позволяют ему при самостоятельной работе над определенной задачей быть активным, успешным, не бояться трудностей, позволяет детям фантазировать, придумывать и обучение при этом становится увлекательным.